Александр Володин - дорогое имя нашей культуры. Драматург, определивший целую эпоху в отечественном театре, нечто существенное определил в нас самих. Это свойство крупного художника, его воздействие на современников шире конкретного читательского, зрительского впечатления. После фронта и учебы в Москве, большую часть жизни прожил в нашем городе, и он остается неотъемлемой частью Петербурга, как его великие предшественники, от Пушкина до Шостаковича.
Каждое время, как известно, рождает своих Чацких. Также оно рождает своих Треплевых, Гамлетов, Мооров, Эдипов и Эзопов. Обо всех них - как-нибудь в другой раз, сейчас речь о последнем. Второй раз за полвека на петербургской сцене ставится пьеса Гильермо Фигейредо "Лиса и виноград", второе название которой - "Эзоп". Режиссер спектакля в Театре сатиры на Васильевском - Ахмат БАЙРАМКУЛОВ.
Солнце нашей поэзии было, как и подобает солнцу, жизнелюбиво и непоседливо. Куда бы судьба ни заносила нашего классика, хоть в гости, хоть в ссылку, он везде собирал разнообразнейшие впечатления, рисовал в памяти картинки, писал стихи на подвернувшейся под руку бумаге, восхищался и негодовал, и ни в восхищении, ни в негодовании не было логики, а была только чистая поэзия. Что и замечательно.
Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге продолжает "Театральное собрание сочинений А. С. Пушкина". На этот раз режиссер Андрей Андреев и актер Сергей Барковский представляют спектакль "История села Горюхина (презентация рукописи Ивана Петровича Белкина)".
В январе на сцене Театра имени Ленсовета состоится сотое представление спектакля "Король, дама, валет" (пьеса Александра Гетмана по одноименному роману Владимира Набокова), поставленного четыре года назад художественным руководителем театра Владиславом Пази.
У этого артиста имидж сильного человека. Хотя думаю, что никакие доморощенные пиаровские технологии, никакие громкие сравнения и эпитеты ему не нужны. И сам он в окружающем его мире (и человеческом, и театральном) существует по твердым правилам. В его щедрой душе такие категории, как добро, сила духа, порядочность, то освещаются солнцем над озером, то освежаются порывами ветра. Но они не подвержены ни сиюминутной выгоде, ни мнению большинства.
Заслуженная артистка России Ирина Конопацкая больше 20 лет играет в театре "Балтийский дом". Ведущая актриса, она продолжает актерскую династию. Ее бабушка В.А.Короткевич была известной опереточной артисткой и режиссером-педагогом, а мать и отец - Г.П.Короткевич и И.Н.Конопацкий посвятили свою жизнь Театру имени В.Ф.Комиссаржевской.
Елена Вячеславовна Симонова - актриса Театра имени В.Ф.Комиссаржевской. Ученица Рубена Сергеевича Агамирзяна, она пришла в театр сразу же после окончания института. Именно здесь были сыграны ею главные роли почти во всех основных спектаклях, ставившихся при Агамирзяне. Казалось, ее ждет блестящая актерская карьера. Но по многим причинам получилось иначе...
Молодой петербургский режиссер Владимир Золотарь стал известен широкой публике после того, как совместно с Ириной Зубжицкой выпустил спектакль "Фро" по рассказам А.Платонова на Малой сцене Театра имени Ленсовета. Но не многим известно, что он поставил еще ряд спектаклей в Театре Михаила Чехова (не имеющем своей площадки, а потому - трудно уловимом в городе). Мало кто знает, что сейчас Золотарь, выпускник курса Геннадия Тростянецкого, вернулся к нему уже в качестве педагога; воспитывает студентов вместе со своими же сокурсниками Ириной Зубжицкой и Алексеем Утегановым, а также - Юрием Бутусовым. Наконец, параллельно с этим Владимир Золотарь работает над своим новым спектаклем.
Так исторически сложилось, что в крупные города едут молодые, творческие и отважные юноши и девушки из городов поменьше с целью покорить столицу и реализовать свои амбиции. Многие из таких храбрецов в дальнейшем становятся яркими культурными персонажами эпохи, а то и - достоянием всей страны. Те, у кого честолюбия поменьше, спокойно и без суеты совершенствуются в любимом деле, занимают свое прочное место под солнцем и наслаждаются жизнью. Так или иначе, но чаще истории, которые - условно - начинаются со слов: "Приехал, увидел...", завершаются убедительным: "Победил".
На сегодняшний день театр "Особняк" - один из интереснейших творческих союзов, пожалуй, не имеющий аналогов в нашем городе. На его сцене сосуществуют театры, которые объединяют атмосфера студийности, сознательный уход в творческих поисках от мейнстрима, всегда - неожиданные художественные результаты. Здесь умеют удивлять. Сюда хочется приходить снова и снова. Среди последних премьер - моноспектакль Александра Лыкова "Я... Она... Не я и Я", спектакль-пауза "246". В декабре произошло еще одно замечательное событие: помещение перешло в собственность театра на пять лет. Но интервью с директором театра Александром Алексеевым началось весьма своеобычно, с фразы: "Умер директор театра "Особняк", и родился актер Саша Алексеев".
Вот и наступил один из закономерных сезонных пиков петербургской концертной активности. Не успеет закончиться один фестиваль, как уж начинается другой, так что не растеряйтесь, сохраняйте присутствие духа в условиях расширенного ассортимента.