Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новые Звёзды

  Все выпуски  

Судьба барда. Тимур Шаов


Новые Звёзды Выпуск 78 от 2009-02-20

Судьба барда
Тимур Шаов

Судьба у барда — особа шалая,
Мотает по свету уж сколько лет!
Возьмём, к примеру, Тимура Шаова —
Он вездесущий, как интернет.
Поэт с гитарой летит по свету,
В Москве — проездом, на пять минут…
Но отнимите ритм у поэта —
И он провалится в тишину!..

В России существует давняя традиция — исход врачей в искусство. Судите сами: Чехов, Булгаков, Быстрицкая, Невинный, Розенбаум, Арканов, Бильжо… Список можно продолжать бесконечно. Всех их, таких разных, объединяет медицинское образование. Скоро, наверное, без диплома медика на эстраду и в литературу и вовсе пускать перестанут! Несколько лет назад этот список пополнился ещё одним именем. Знакомьтесь: Тимур Шаов, выпускник Ставропольского мединститута, автор-исполнитель песен-баллад. Медицину оставил ради сцены, со своими песнями объездил весь мир и останавливаться явно не собирается — ни в сочинении, ни в поездках.

С творчеством Тимура Шаова я знаком несколько лет. Меня в нём привлекла особая лёгкость изложения (только не путайте с легковесностью — чего нет, того нет), свобода в обращении со словом, какая-то внутренняя свобода восприятия, некая ехидность и доброжелательность одновременно… У меня такое ощущение, что Тимур смотрит на жизнь глазами двух совершенно разных людей: один — этакий циник, прагматик, что называется, продукт эпохи, а другой — всему удивляющийся, радующийся жизни лирик. Причём оба столь разных типа уживаются в Шаове совершенно комфортно.

А может быть, и не два, а больше — при всей своей узнаваемости Тимур Шаов в каждой песне открывается с какой-то новой, неизвестной до того стороны: то он неукротимый эпикуреец — «Баллада о пиве», «Славно!», то он жуткий мизантроп, такой же, как герой его песни «Мизантроп Костюхин». Но везде он — философ, везде он описывает то, что окружает нас всех. Только талант, наверное, в этом и есть – он видит то же, что и мы все, но он это ещё и описывает — всегда ярко, выразительно и — главный секрет обаяния творчества Тимура Шаова — всегда с юмором. Вообще, юмор — это, говоря современным языком, — «фишка» Шаова, его визитная карточка. Хотя, на мой взгляд, Тимур всё-таки больше философ, размышляющий над жизнью, чем юморист-сатирик, её высмеивающий. Думаю, что если бы Ходжа Насреддин был бы бардом, он писал бы очень похоже.

Тимур Шаов сейчас один из самых востребованных бардов — у него очень плотный график гастролей, причём не только по России и окрестностям, но и по миру — Америка, Израиль… Всего и не перечислишь, но застать его в Москве — проблема. Как говорится, издержки популярности… Кстати, о популярности: песни Шаова уже гуляют в цитатах, их поют другие барды. И, пожалуй, ещё одно наблюдение: редкая песня у него обходится без какого-нибудь медицинского термина. Причём это не специально «ввёрнуто», а, как говорится, к слову пришлось.

Надо сказать, со времен легендарных бардов-шестидесятников, исполнявших свои песни речитативом под три гитарных аккорда, музыкальная грамота в бардовских рядах очень даже выросла. Те исполнители, которые во времена «оттепели» выходили на сцену из коммунальных кухонь и от туристических костров, не обращали внимания на музыку — гитара у них была скорее для антуража, они несли «в народ» свои стихи, своё ощущение жизни. И мало кто из бардов 1960-70-х годов смог бы пробиться через нынешних, имеющих за плечами, как минимум, музыкальную школу. Пожалуй, только Высоцкий — впрочем, Высоцкий пробился бы даже в опере, при его-то фантастической энергетике. Но такие таланты рождаются хорошо, если в каждом десятом поколении… И не потому ли мудрый бард Городницкий никогда публично не берёт в руки гитару? А Тимур Шаов — музыкален, гитарой владеет профессионально хорошо, так же, как и словом.

Кстати, я уже писал, что у бардов весьма специфические зрители. Их не возможно «взять» какими-нибудь профессиональными приёмами, они раскусят любую «фанеру» — будь то пение под фонограмму или просто исполнение без души. У Тимура зал был восторженно-тихий. На что я обратил внимание: фотовспышки закончились на первой же песне и возобновились только в финале — народ слушал…

Цитаты из Тимура: «Я в этом не участвую, я просто пиво пью!», «Есть тревога — дайте мне аминазин», «Дружба – дружбой, а дистанцию блюди!», «Как ребёнок — тихо счастлив, что пописал», «Выходные — сами понимаете — у мужиков критические дни…», «Он с ненормативной лексикой, словно с песней, шёл вперёд», «Не хотел я пить, но — пятница…», «Он поэт, а это значит — рифмы есть, а денег нет», «Ох, мы, сироты мы, сироты — это при живой стране…», «Рембо и Рэмбо — для него родные братья». Всё это я «выловил» в случайных разговорах с разными людьми. Согласитесь, если автора растаскивают на цитаты — это уже даже не популярность, это признание! Любителей афоризмов могу заверить, что у них работы — непочатое поле: у Тимура вышло восемь компакт-дисков, а на концерте в «Пилигриме» он презентовал книгу стихов «Синяя тетрадь». Настоятельно рекомендую всем любителям хорошей поэзии — не пожалеете!

И ещё: доктор Шаов, несмотря на уход из официальной медицины, продолжает лечить — своим оптимизмом, юмором и какой-то природной доброжелательностью… Не знаю, скольким людям он помог в качестве врача, но человек триста вполне счастливых людей на его концерте я видел лично.

Андрей КАРЛОВ.

Калининградка

 


 



Рассылка media.culture.artplus :: Архив Рассылки :: Выпуск 78 от 2009-02-20

В избранное