Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новые Звёзды

  Все выпуски  

Позитивный опыт негативных событий


Новые Звёзды Выпуск 47 от 2008-05-22
21.05.2008
Позитивный опыт негативных событий в познавательной системе профессора И.С.Мустафина
Исаак Савельевич Мустафин  ...

Д.И.Мустафин, доктор химических наук, профессор Российского химико-технологического университета им.Д.И.Менделеева, dim.moscow()gmail.com

А.И.Мустафин, кандидат химических наук, доцент Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского.

Исаак Савельевич Мустафин уделял огромное внимание проблемам воспитания и обучения. У него сложилось особое мнение по методике развития творческого мышления, по способам объяснения сложных понятий, по совершенствованию математических, естественнонаучных и гуманитарных способностей. Его взгляды были нестандартными и выбивались из стройного ряда педагогических постулатов, действующих в советской школе. Может быть, поэтому его мысли по педагогике никогда не были опубликованы в виде монографий, но дети, всегда окружавшие И.С.Мустафина на отдыхе, и его ученики в университете могли на себе испытать магнетическое влияние его идей, связанных с развитием способностей, скрытых в глубине каждого человека. В какой-то мере представление о познавательной системе И.С.Мустафина раскрывается в биографических книгах, посвященных жизни и деятельности ученого.

Я бы хотел рассказать об одном из его методов воспитания, который было бы правильно назвать методом положительного использования негативных событий. Суть этого метода сводилась к тому, что он  придумывал прямо на наших глазах удивительные истории, увлекая нас и наших друзей в необыкновенные путешествия, в далекие города и дальние страны, причем главными героями его рассказов были мы, дети, собравшиеся около него. Мы безоговорочно верили в реальность приключений, которые происходили с нами в папиных рассказах, заворожено слушали его рассказы и участвовали в их создании.  Он использовал придуманные им увлекательные,  волшебные истории для развития естественнонаучных способностей, для выработки чувства победителя в нас, детях. И всегда на нашу долю в этих рассказах приходились страшные испытания и немыслимые потрясения. Как только рассказ доходил до леденящих сердце событий, папа начинал говорить медленно и таинственно, и предлагал нам самим выпутываться из пугающих ситуаций. Это было и чудовищно страшно, и невероятно интересно.  В момент наибольшего напряжения нам нужно было самим найти выход и самим продолжить повествование. И мы, собравшиеся около него дети,  начинали думать, как можно успокоить рычащего у дверей льва, или, как в камере под водой можно открыть дверь и выплыть на поверхность океана, или, как остановить горящую лаву, вырывающуюся из кратера вулкана Этна на острове Сицилия.

Саша Мустафин пионер и Дима Мустафин дошкольникОн был необычайно интересным рассказчиком; мы ужасно переживали и даже плакали, когда отец повествовал о тяжелых испытаниях и переделках, в которые мы попадали; но потом были невероятно счастливы, когда кому-то из нас приходила в голову интересная и складная идея преодоления кризисной ситуации. Иногда, прежде чем в своем очередном рассказе погрузить нас в камере на дно озера, папа объяснял нам, как получить кислород, необходимый для дыхания или рассказывал о том, какие вещества обладают огнеупорными свойствами.

Он понимал, что каждого из нас обязательно в будущем ждут многочисленные неудачи. Увы, без них невозможно существование человека. Но важно, чтобы трагические ситуации, не выбивали из колеи, не калечили души, а помогали зарабатывать мудрые шишки и воспитывали победителя. Именно на это были направлены его фантастические рассказы о необыкновенных путешествиях и далеких странах. Он хотел с помощью  стрессовых ситуаций в своих рассказах повысить наш "психологический иммунитет" и научить успешно выходить из критических состояний. Он приучал не только не бояться сложных, негативных ситуаций, но старался  использовать их для поступательного развития наших творческих возможностей. Он сам добровольно шел на специальную провокацию такого рода ситуаций, уверенный в том, что активный, достойный выход из шокового состояния дает возможность человеку стать победителем, реализовать свои способности, и в этом случае это уже не разрушающий стресс, а полезный и необходимый человеку опыт. Он  убеждал всех, что активная позиция, занятая человеком в критической ситуации, не только не приводит к развитию невроза или какого-то тягостного состояния, но даже способствует укреплению его психического и физического здоровья.

Отдыху в комфортных домах отдыха и престижных черноморских санаториях, он предпочитал отдых в палатке на берегу реки, на острове Чардым с минимальным количеством комфорта, с максимальной свободой путешествий по многочисленным Волжским протокам и возможностью исследования различных природных объектов. Отец считал, что исследование  природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития формирует у детей умения осуществлять различные умственные действия, такие как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию, структурирование, обобщение, высказывание предположений, гипотез, содержательных суждений.  Он был убежден в том, что естественнонаучные дисциплины, развивая мыслительные способности, совершенствуют умения учиться: умения экспериментировать, умения наблюдать  и анализировать увиденное, умения слушать объяснения, выявляя в них главное. Приобретение научных знаний о природных процессах и явлениях формируют в сознании единую научную картину окружающего нас мира, в котором место и роль человека становятся более понятными.

Кроме того, естественные науки помогают лучше адаптироваться в окружающем мире, который часто бывает некомфортным. Он считал, что окружающая нас среда должна быть удобной, но совсем необязательно сверхкомфортной. Более того, он утверждал, что цивилизация замирает в особо комфортных условиях, и говорил, что во многих курортных странах с идеальным климатом и комфортными условиями проживания развитие цивилизации не происходит.

Исаак Савельевич Мустафин в 1942-м годуЖизнь самого отца была чрезвычайно трудной, полной лишений и  тяжелого труда. Ему пришлось «и строить, и месть в сплошной лихорадке буден», и воевать во время Великой Отечественной войны, и восстанавливать университет после военной разрухи, и разрабатывать теорию действия органических реагентов, и проводить прецизионный эксперимент. Но он был уверен в том, что именно эти бесконечные трудности и испытания позволили достичь ему в жизни тех высот, на которые ему удалось подняться, сделали его левшой на обе руки.

Однажды, прогуливаясь по набережной, мы встретили его друга детства, который родился в богатой благополучной семье, всегда был окружен достатком, и защищен от военных и голодных лет плотным кольцом влиятельных родственников и знакомых. Я высказал  сожаление по поводу того, что не папе, а этому человеку достались в жизни только положительные эмоции и сладкие  комфортные условия. На что отец мне ответил, что  избыточный комфорт и чрезмерность положительных эмоций расслабляют человека, приводят к душевному застою, а иногда и к деградации. И в качестве примера привел  предельный случай отрицательного влияния большого объема  положительных эмоций, связанный с чрезмерным употреблением вина и водки. Он уверял, что алкоголь и другие наркотики,  во-первых, разрушают личность человека за счет превышения безопасного объема положительных эмоций. Когда мы с братом начали говорить о химическом влиянии наркотических препаратов, разрушающих человеческий организм, отец заметил, что химическая структура многих наркотиков близка к естественным веществам, вырабатываемым самим организмом, и настаивал на отрицательном влиянии именно избытка положительных эмоций.

Спорить с ним нам было трудно, а слушать его - всегда интересно.  В папиных рассказах исторические события переплетались с бытовыми  подробностями, они были всегда очень убедительными и познавательными.

Конечно, придумывая для нас свои рассказы, он хотел передать нам информацию о странах и событиях, когда-то поразившую его. Он понимал, что обучение детей должно быть проникнуто элементами игры, увлекательной сказочности, а не сухой информацией, которая делает развитие слишком заумным и привносит в познавательный процесс дополнительные трудности. Его рассказы всегда содержали реальные и сказочные элементы, фантастических и исторических героев.

До сих пор мы хорошо помним папин рассказ о Джордано Бруно, который был сожжен  на Площади Цветов в  Риме.  Папа рассказывал так красочно и убедительно, что мы буквально видели благородное лицо великого итальянца в пламени Чардымского костра. Потом, когда мы с братом вместе оказались в Италии, то сразу же отправились на старинную римскую Площадь Цветов и долго бродили по ней, вспоминая папины рассказы. А когда мы попали в галерею Уффици, то нам опять явно звучал папин голос, потому что именно от него мы впервые узнали о знаменитой флорентийской семье Медичи, о "Венере" Боттичелли, выходящей из морской пучины, о битве Давида и Голиафа, о мудром царе Соломоне, о Благовещении и об Иисусе Христе, распятом на Голгофе. И хотя отец ни разу не был за границей, он прекрасно знал сокровища, хранящиеся в знаменитых музеях мира, рассказывал нам о Капитолийском холме в Риме, о Венецианском карнавале на площади Святого Марка и  о Британском музее в Лондоне. Он удивительно много знал и был рад делиться своими знаниями.

Не менее увлекательными были  рассказы отца о своих учителях, учениках и  коллегах. С глубокой любовью и уважением вспоминал он о профессорах Я.Я.Додонове, Н.А.Орлове и Л.М.Кульберге. Судьба этих ученых была сложной и трагической.

Я.Я.Додонов, ученик великого Вант-Гоффа, блестящий химик-неорганик, бал арестован сразу после революции и, вернувшись из тюрьмы, старался никогда не вспоминать о своем заключении,  не участвовал в политических дискуссиях. Додоновы жили недалеко от нас и иногда мы с папой ходили к ним в гости.

Л.М.Кульберга выслали в Саратов во время борьбы с космополитизмом, оторвав от Киевской лаборатории, в которой он проработал много лет. Папа считал Леонида Марковича гениальным человеком, и, рассказывая о нем, всегда использовал только  превосходно-восхитительные определения.

Профессор Н.А.Орлов был выслан из Ленинграда после убийства С.М.Кирова,  начал успешно работать в Саратовском университете, но летом 1937 года был арестован и  расстрелян, как человек "политически ненадежный", опубликовавший большую часть своих научных работ в зарубежных изданиях". Университетский философ и краевед Б.И.Ильин рассказывал, как после расстрела профессора Н.А.Орлова его ученики должны были публично отрекаться от своего опального учителя на университетском собрании. Исаак Мустафин отказался предавать своего научного руководителя; в те годы мало кто мог позволить себе такую бескомпромиссность. Конечно, за это Мустафина исключили из рядов ВКП(б)  решением университетского собрания. "Вы можете гордиться своим отцом, мало кто мог решиться на такой поступок", - говорил Борис Иванович Ильин.

После ХХ съезда партии именно отец подал документы о реабилитации профессора Н.А.Орлова и очень гордился тем, что клеймо "враг народа" было снято с имени его учителя.

В Библии сказано, что  "судим будет каждый по делам его". Делом отца была химия. Работа была для него и хобби, и радостью, и отдыхом. На Волжском пляже, в вагоне поезда, в сосновом лесу под Смоленском, куда мы регулярно выезжали на лето, отец всегда был с черновиками статей, гранками книг, рукописными вариантами диссертаций его учеников.  Не помним, чтобы, окончив работу, он когда-то сказал: "Как я устал", но до сих пор слышится  его: "Хорошо поработалось". Он, действительно, не уставал от работы. Щедро расходуя свою энергию, он получал радость и новые силы от завершенного дела.

Первые научные работы отца были выполнены на грани органической и неорганической химии.  Используя в качестве исходных соединений минеральные вещества, отец в лабораторных условиях получил сложные органические полисахара. Он  продолжил  классические работы       Ф. Велера и  А.М.Бутлерова, впервые показавших связь органических и неорганических соединений. Знаменитый   Ф.Велер  получил из цианидов самое простое органическое вещество - мочевину. Затем Бутлеров синтезировал сложные органические сахара из формальдегида.  А  отцу удалось замкнуть синтез Бутлерова на стирол, дипентен и аллиловый спирт, из которых он  получил формальдегид, а затем и сахара типа пентоз. Но если Велер и Бутлеров осуществляли свои синтезы в жестких лабораторных условиях, то Мустафину впервые удалось синтезировать типичные органические вещества в условиях, близких к природным. Им было показано, что при этом карбонат кальция является катализатором процесса образования сахаров, а так же выявлена роль окислительной деструкции. Таким образом, отец  впервые доказал возможность синтеза органических веществ в первобытной атмосфере земли. Предполагалось, что первобытная земля  имела восстановительную атмосферу. Кислорода в ней было мало, и процессы с его участием носили не окислительный, а в большей мере деструктивный характер. Эта работа, опубликованная в «Ученых записках Саратовского госуниверситета», является чрезвычайно важной при рассмотрении теории химической эволюции.

При этом И.С.Мустафин, рассматривая разные аспекты эволюционных теорий, любил повторять, что все научные теории объясняют законы мироздания, но ни в коем случае не отвергают наличие творца  нашего сложного и совершенного мира.

Отец родился в чрезвычайно религиозной семье и его первым учителем был мулла. Его мать, наша бабушка Аника, или правильнее Аминя Сейфутдиновна Мустафина, была правоверной мусульманкой, безукоризненно соблюдавшей все посты и праздники. Она прекрасно знала молитвы на арабском языке и подолгу могла наизусть читать нам отрывки из Корана. К вере своей матери И.С.Мустафин относился подчеркнуто уважительно, резко обрывая тех, кто смеялся над ее "необразованностью". Также уважительно относился он и к другой нашей бабушке по маминой линии — Марии Александровне Новиковой, которая была христианкой и бережно хранила старинную семейную Библию. Иногда по утрам папа уходил читать эту  Библию в беседку старого бабушкиного сада, но от бесед на религиозные темы с соседом, преподавателем атеизма и марксистско-ленинской философии, всегда уходил. Однажды мы рассматривали вместе с ним репродукции Рембрандта, и он рассказал нам библейскую притчу о блудном сыне из Евангелия от Луки, при этом он  очень трогательно и незабываемо говорил о всепрощающей  отцовской любви, которая выше обид и разочарований.

А однажды он устроил кафедральный день для студентов химического факультета, посвященный картинам разных художников на один и тот же сюжет - "Тайная вечеря". Многие студенты впервые услышали об Иисусе Христе на этом кафедральном дне.

Сейчас очень много спорят о том, нужно ли преподавать в школе религиозные предметы. Безусловно,  дети должны приобщаться к духовным ценностям, которое выработало человечество. Основы религиозных знаний,  добродетели, которые одинаково высоко оценивает Библия, Коран, Талмуд, помогут определиться в понятиях добра и зла. Ведь мудрость, в которой не присутствует Бог аморальна; знания, которые отрицают наличие Творца, дают платформу для эгоизма.   Если принять, что заповеди (Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Не сотвори кумиров и не поклоняйся им. Чти отца и мать своих…..) являются не просто хорошими советами, которые иногда стоит принимать, а именно - однозначными, беспрекословными  указаниями к жизненному поведению, то мир избавится от всякого рода зла. Кстати, эти заповеди буквально дословно повторяются и в христианской Библии, и в иудейском Талмуде, и в мусульманском Коране. Отец не был фанатично верующим человеком, но он, безусловно, не был и атеистом, потому что часто в самом раннем детстве вместо историй о Красной шапочке и Дюймовочке он рассказывал притчи  о горчичном зерне, или об исцелении дочери Иаира, или о добром самаритянине, которые потом я обнаружил в священных писаниях.

Он хорошо знал, что в детском возрасте развитие мозга происходит значительно медленнее, если его активно не эксплуатировать. И был недоволен, когда бабушки старались освободить нас от всяких дел, он не представлял себе отдых как спокойный сон или дремотную расслабленность, а утверждал, что самый правильный отдых - это смена рода занятий, так, чтобы в них участвовал последовательно весь организм человека, а, следовательно, и головной мозг.

Помню, как в поезде Саратов-Москва, в наше купе собрались дети со всего вагона, и папа с нами со всеми занимался. Конечно, это было очень странно, что дети, с таким трудом дождавшиеся каникул, бежали к нам в купе, чтобы опять слушать преподавателя. Мы пили чай,  и отец рассказывал нам о воде: ее удивительных свойствах, о ее круговороте в природе, о ее возможности поддерживать жизнь различных организмов.

Когда за окном поезда появлялась какая-нибудь речка, он читал ее название и объяснял, как формируются реки, как они могут менять свои русла.

Когда наступал вечер, и на небе появлялись звезды, он рассказывал о зодиакальных созвездиях, через которые проходит солнце, о Малой и Большой Медведицах, о Полярной звезде, и о том, как можно ориентироваться по звездам.

Он любил повторять, что химия, физика, биология, астрономия -  это естественные науки, а вот преподавание химии, физики, биологии, астрономии – это искусство. И от того, насколько преподаватель владеет этим искусством,  зависит уровень образования общества.

Отец считал, что обучение естественным наукам - это не просто передача определенного объема знаний по химии, биологии, географии, астрономии, но и развитие жажды серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. А для того, чтобы эта жажда появилась необходимо, чтобы сам напиток знаний был не только полезным и поучительным, но и обязательно "вкусным", содержал какие-то "наркотические компоненты", вызывающие устойчивое привыкание к получению все новых  знаний.  Важно предусмотреть издание таких   учебников по химии, физике, биологии, астрономии, которые вызывают привыкание к их изучению, воспитывают естественную потребность в получении новых знаний.

В настоящее время имеется огромное количество современных учебников по естественным наукам, большая часть из них, к сожалению, ориентирует не столько  на получение знаний, сколько на успешную сдачу экзаменов. Многие из них являются по-настоящему достойными.  Но все же они учат не логически мыслить, а часто просто натаскивают школьников на решение конкретных экзаменационных задач для сдачи выпускных экзаменов и для поступления в высшие учебные заведения. Конечно, поступление в ВУЗ - это важная задача, но слишком часто и поступление в ВУЗ, и обучение в нем имеет одну единственную задачу - "откосить от армии".   Очень грустно, что именно эту задачу хотят решить родители, а под их влиянием и талантливые дети, вынужденные идти на многие компромиссы. Конечно, это ненормально, что в 21 веке Российская армия наводит страх не на возможных противников России, а в основном на самих россиян - на учащихся старших классов и их родителей, которые начинают использовать все свои таланты, придумывать все возможные правые и неправые пути, чтобы не оказаться в армии. Хочется верить, что армейская реформа и отмена обязательной воинской повинности смогут привести к спокойному равновесию в обществе, когда старшеклассники будут выбирать для получения образования не то учебное заведение, которое дает отсрочку от армии, а то, в котором учиться радостно и интересно. Отец был уверен в том, что и работать, и учиться должно быть интересно и увлекательно.

В шестидесятые годы он приступил к чтению нового курса для  Саратовского университета - курсу по истории химии. По воспоминаниям многих его студентов этот курс был действительно и интересным, и увлекательным. Он хорошо знал историю общества и историю науки,  и поэтому приступил к чтению курса лекций по истории химии с большим воодушевлением. В прнципе и до этого курса при чтении традиционных курсов по неорганической химии, по аналитической химии  и т.д. , он всегда любил останавливаться на историко-научных аспектах науки и фиксировать свое внимание и внимание студентов на том, как были получены те или иные новые для науки данные, что, например, явилось предпосылкой для создания Периодической системы Д.И.Менделеева или для открытия Периодического закона.  Как и почему открыты инертные газы, и  т.д. и т.п.  К сожалению, отец не успел при своей жизни опубликовать  свои работы по истории науки. Уже после его смерти вышли «Очерки по истории химии», в них рассказывается о периоде накопления химических знаний во времена, когда химии, как науки, еще не существовало: в книге говорится о химических познаниях древних народов, об алхимии, иатрохимии и практической химии на древней Руси.  Курс истории химии увлекал отца по настоящему; готовясь к лекциям, он находил массу интересных фактов об ученых, мог часами рассказывать  любопытные истории из жизни Шееле, Лавуазье, Марии Складовской, Жюлио Кюри, Ломоносова, Бородина и других  выдающихся исследователей. При этом было полное ощущение, что он не просто хорошо  знаком с этими учеными, но и сам принимал участие в открытии Закона действующих масс или правила Ле Шателье. Всех ученых он знал по именам, хранил в памяти даты их жизни и даже дни их рождения.

Исаак Савельевич МустафинОтец считал, что необходимо использовать задачи с интересными, занимательными сюжетами, чтобы удовлетворить естественное  стремление к романтике, необычности, к расширению сферы интересов, не связанных с учебным предметом. Он был уверен, что интересные задачи нужны не только нам, подросткам, но и студентам университета, и аспирантам. Важно, чтобы задачи вызывали подлинный интерес, были внутренне приняты, чтобы создать условия для самоутверждения личности, полного проявления и раскрытия способностей. Но как верно указывает И.Я. Ланина, задачи, как правило, представлены сухим языком, без надлежащего введения,  которое бы захватывало, интриговало и привлекало внимание. Между тем, отец считал, что любая поставленная  задача должна быть интересна или своим содержанием, несущим новое, полезное и красивое знание, или своей внешней формой, вызывающей интерес ввиду необычности способа подачи материала. И отец постоянно придумывал для нас занимательные задачи:  задачи-рассказы, задачи-парадоксы,  задачи-рисунки,  задачи-опыты, задачи-фокусы и т.д., и т.п.  Больше всего нам нравились задачи-ситуации.

Однажды всей семьей мы отправились на пароходе «Доватор» в Москву. Путешествие длилось всего 5-6 дней: но это был как раз тот случай, когда один день можно считать за целый месяц или даже год обучения в школе. Каждый день он собирал детей в музыкальном салоне на верхней палубе парохода.  Вернее, конечно же,  дети собирались сами, они торопились занять места в  креслах и ждали нашего прихода. В те годы вышло собрание сочинений Конан Дойла. Все зачитывались детективами, стараясь разгадать запутанные детективные ситуации. Отец, никогда не повторяя детективные сюжеты английского писателя, сам придумывал сюжеты-ситуации, и представлял их нам как задачи для разгадывания. Он загадывал нам "задачи-ситуации", а мы должны были определить их, задавая любые вопросы, на которые он мог ответить либо "Да", либо "Нет".

Решение таких задач – это действенный метод развития  мышления, сообразительности, настойчивости, целеустремленности и  воли, оно  развивает самостоятельность мышления, воспитывает трудолюбие, подготавливает к творческой деятельности.

Например, мы должны были понять, что за ситуация стоит за следующей фразой:

"Он ей сказал: "Я тебя люблю". Она упала и сломала ногу".

Мы задавали вопросы, получали краткие ответы: «Да» и «Нет», и вели следствие по этой недлинной фразе. Какое же это было счастье, когда мы наконец догадались, что речь идет о цирковом актере, который под куполом цирка раскручивает гимнастку, держа ее зубами за специальный тросик… И хотя мы, действительно, долго разгадывали эту ситуацию, но ни у кого не было чувства усталости, присутствовало чувство победителя, сумевшего разгадать сложную задачу.

Как любой хороший отец, как любой хороший преподаватель он хотел, чтобы его дети и его ученики выросли талантливыми. Доцент кафедры аналитической химии Нина Васильевна Чугреева вспоминала, что встречая ее после экзамена, отец спрашивал ее не о том, как студенты сдали экзамены, а о том,  нашла ли она талантливых студентов. Многих  своих учеников, особенно Ольгу Васильевну Сиванову, Римму Кузьминичну Чернову, Валентину Григорьевну Керенцеву, он называл самородками,  искренне радовался их успехам, писал о них стихи.

Отец страстно любил поэзию. Он мог часами напролет читать стихи своих любимых поэтов, погружая нас в необыкновенный поэтический мир звуков и словосочетаний. Он был уверен в положительном и  терапевтическом влиянии поэзии на развитие человека. До эпохи Ренессанса поэзия считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Многие ученые и политики были поэтами. Теоремы Пифагора написаны  стихотворным стилем, а знаменитые оды Ломоносова, в которых есть научные рассуждения, до сих пор считаются образцами высокой поэзии. Он был уверен в том, что занятия поэзией помогают в усвоении естественных наук, а также, математики и иностранных языков.

Иногда мы вместе с папой писали стихи в четыре руки, вместе подбирая рифмы и придумывая окончание четверостишиям. Обычно поэтическое образование рассматривается как необходимое только для детей,  у которых есть поэтический дар. И такая тенденция казалась отцу ошибочной и разрушительной. Она не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях - потребность в творчестве.

Мустафин считал, что занятия стихосложением нужны для того, чтобы с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.

Отец считал, что при чтении высокой поэзии и, особенно в процессе сочинения стихов, может меняться такт дыхания, снижаться кровяное давление, уменьшаться физическая усталость, прекращается боль, повышаться общее душевное самочувствие. Он знал огромное количество стихов наизусть, с удовольствием читал их, вставляя поэтические образы в ход своих научных рассуждений. Софья Борисовна Пиркес, доцент кафедры неорганической химии, вспоминала, как однажды, после командировки в Балаково они должны были провести на городской Балаковской пристани целых 10 часов в ожидании опаздывающего парохода. И 10 часов подряд в зале ожидания плавучего дебаркадера он читал стихи. Небольшая группа командированных университетских сотрудников слушала его, затаив дыхание. Случайно оказавшиеся рядом пассажиры, ожидавшие опаздывающий пароход, с удовольствием вникали в поэтические образы и даже задавали какие-то наивные вопросы о жизни Пушкина и Лермонтова. Отец любил говорить, что поэтическая логика, так же как и математика развивает мышление и укрепляет мозговые клетки, оказывает положительное действие на весь человеческий организм.

Исследования последних лет в области физиологии мозга, как в Европе, так и в США, доказывают, что занятия поэзией помогают ученикам в усвоении математики и иностранных языков. Американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети, отстававшие от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия поэзией за счет часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но, наоборот, показали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше.

Вместе с папой мы написали много стихов на разные темы и по поводу разных событий. Вот, например, типичное стихотворение естественнонаучного цикла, которое папа написал Саше, радуясь его успехам в области минералогии Южного Урала.

В глубинах гор немало тайн хранится,

Богатства-

                   клады  сгинувших веков…

Здесь южная окраина границы

Таких несхожих

                          двух материков.

Вот обнажая на холмах зеленых,

Они-

       Как след невиданных костров.

Как взмах крыла

                            Разлет пород в разломах,

Свидетель древних, страшных катастроф.

А вот какое "природоведческое" стихотворение папа написал мне во время своей командировки в Сибирь на перегоне  Курган - Омск, а я в это время выполнял задание по природоведению: рисовал карту Сибири, отмечая на ней основные месторождения полезных ископаемых.

В Сибири ветры буйные,

В Сибири реки бурные…

По поймам рек,

                         излучинам,

Стоят леса могучие.

Зимой здесь тишь морозная,

В ночи сполохи грозные.

А летом -

               -солнце жаркое,

Заря в полнеба яркая.

Здесь омуты глубокие,

Озера здесь широкие…

В лесах зверье таежное;

А люди здесь

                       надежные.

В труде они умелые,

В бою -

            отменно смелые,

Коль веселы -

                       задористы,

А в трудностях -

                            напористы.

Была Сибирь унылая,

Немилая,

               постылая,

Разбойная,

                 острожная,

Дремучая,

                таежная.

Теперь иной уж лик ее;

Сибирь -

              земля великая,

Раздольная,

                    державная,

Страны опора славная.

Тот край богат заводами,

Землей,

             лесами,

                           водами,

Лугами изумрудными,

Углем,

           железом,

                           рудами.

Сибири клад немерянный,

Сибирь мощна невиданно.

Идет Сибирь уверенно

Дорогою завидною.

Папа приучал нас рифмовать свои мысли, подбирая правильные и точные слова и используя оптимальные словосочетания. Письма мы обычно писали в стихах, вот например письмо после завершения школьных каникул в родственникам в Смоленск, в котором мы часто проводили какую-то часть своих летних каникул.

У нас еще солнце по-летнему светит,

И теплые волны звенят о бетон;

Но осень бульвары все явственней метит,

Прозрачнее небо,

                             светлей горизонт.

У Вас над Смоленском -

                                          туманы и тучи,

Балтийские ветры приходят с дождем…

Мы оба прилежно уроки здесь учим,

Грустим и мечтаем.

                                Каникулы ждем.

Читаем,

             решаем задачи,

                                       а сами

Душою в тот мир улетаем на миг,

Где девочка  Таня большими глазами

Впервые взглянула с тревогой  на мир.

Мы летом приедем в Ваш город былинный,

В Саратове нас не удержат дела…

Пройдем мы по травам, пропахшим малиной,

Где мамина юность когда-то прошла.

Обычно папа правил наши стихи, но делал он это очень тактично,  вместе с нами, заменяя наши порой неуклюжие словосочетания на точные слова,  абсолютно попадающие в нужное место. Потом я так привык выражать свои мысли в стихотворной форме, что и свои школьные сочинения в 8-ом, 9-ом и 10-ых классах я тоже писал в стихах; после папиных поэтических тренировок и разминок происходило это легко и без особых усилий. Я уверен, что именно занятия поэзией привели к тому, что у меня и у Саши всегда по математике в школе, а затем и в университете были только отличные отметки. Стихосложение никогда не было для нас самоцелью, написание стихов рассматривалось, как занятия спортом - для тренировки определенных "мышц" мозга, для развития образного мышления, для воспитания индивидуального мироощущения.

Более 35 лет тому назад отец скоропостижно скончался. Но и сегодня сами ставшие отцами мы испытываем на себе животворное влияние его нестандартных мыслей и оригинальных взглядов. В нашей жизни было много и радостных событий, и горьких переживаний, но всегда и в радости,  и в горести мы вспоминали о тех уроках, которые преподал нам отец, и чувствовали отцовскую любовь, которой мы были окружены при его жизни и после его смерти благодаря поддержке, участию и добру его многочисленных учеников и друзей.

Д.И.Мустафин, доктор химических наук, профессор Российского химико-технологического университета им.Д.И.Менделеева, dim.moscow()gmail.com

А.И.Мустафин, кандидат химических наук, доцент Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского.

Картина:
Исаак Савельевич Мустафин.
Портрет работы А.И.Осипова.

Музей портрета «Национальная портретная галерея»


 





Рассылка media.culture.artplus :: Архив Рассылки :: Выпуск 47 от 2008-05-22

В избранное