Довольно часто приходится слышать, как директора сетуют на то, что их в очередной раз покинул менеджер по продажам или продавец...
...а «я (мы) вложил(и) в него столько сил, потратили столько времени и денег на обучение...
теперь опять искать нового - и это ещё полбеды, потому что снова придется тратить время, деньги, силы, ресурсы на его обучение специфике поиска клиентов, продаж, переговоров и прочим премудростям своего бизнеса».
Когда я спрашиваю «А у вас есть прописанные на бумаге процедуры и алгоритмы всего того, чему вы обучаете продавцов? Прежде всего, ответы на все возражения, какие только высказывают и теоретически могут высказать потенциальные клиенты», все говорят «нет».
Так в чём же дело? Не проще ОДИН РАЗ прописать всё в инструкциях, памятках, мануалах и скриптах, чем каждый раз повторять это новоприбывшим сотрудникам?
Вам за такую «ручную работу» - handmade - никто не приплачивает так ведь? И вообще это похоже на постоянное использование отвертки, когда рядом лежит шуруповерт.
В конце концов, если вам самим лень делать прописывать все детали того или иного - пусть кто-нибудь из менеджеров эти документы подготовит, а вы просто внесете в них необходимые корректировки. Или наймите какую-нибудь консалтинговую или тренинговую компанию, которая сделает это вам за деньги - всё равно дешевле выйдет за счёт экономии вашего времени и прочих ресурсов.
Понятно, что только по «учебникам» всему не научить, но вся эта «документалистика» просто огромное подспорье в обучении персонала. И не только в обучении.
Памятки по обработке возражений должны быть на видном месте у всех сотрудников, кто так или иначе общается с клиентами. Чтобы им не приходилось импровизировать (мало у кого это хорошо получается), или отвечать первое что приходит в голову (обычно это не лучший вариант), или вовсе отговаривать клиентов от покупки (да, бывают и такие экземпляры в компаниях - возможно, и в вашей имеются).
И это касается не только менеджеров по продажам и продавцов. Продажи — это только один из бизнес-процессов, наряду с наймом, логистикой, управлением, закупками, маркетингом и т.д.
И если вы хотите иметь действительно управляемый и масштабируемый бизнес, а не хаотическую систему, которая работает не пойми как и почему, вопреки логике и здравому смыслу, то стоит оптимизировать, автоматизировать и задокументировать ВСЕ бизнес-процессы.
∙ Чтобы каждый знал свое место и свои обязанности. ∙ Чтобы никто не мог скинуть ответственность с себя на другого сотрудника.
∙ Чтобы вас меньше беспокоили по пустякам и с одними и теми же, повторяющимися из раза в раз вопросами.
∙ Чтобы каждый знал, что делать в том или ином случае, а не забегал каждые полчаса.
∙ Чтобы нанимать и увольнять было просто и безболезненно.
∙ Чтобы филиалы и отделения можно было открывать проще, чем сдавать налоговую отчетность.
∙ Чтобы на основе систематизированных бизнес-процессов можно было создать франшизу и продавать её за большие деньги. ∙ Чтобы у вас освободилось время для работы НАД своим бизнесом, а не только В нём.
∙ Чтобы вы могли себе, наконец, позволить полноценный отпуск, не опасаясь, что продажи упадут, а разгильдяйство и внутреннее воровство увеличится.
Неужели вот это всё и многое другое, что я просто не упомянул, не стоит потраченных однажды усилий?
Говорите «нет времени»? А при таком раскладе дел его никогда не будет. Хаосом всегда нужно управлять 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. А время освободится только тогда, когда вы сами его освободите. В том числе и с помощью оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.
В конце концов, время можно купить - оптимизацию и автоматизацию можно перепоручить консалтинговой компании или стороннему специалисту - например, мне. Есть у меня пошаговые алгоритмы, что и как нужно для этого делать.
Только не оставляйте это на самотёк. Иначе ваш бизнес так и останется для вас работой, которую вы сами для себя создали, а уволиться не можете.