Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Основные типы рынков: свой, общий и чужой


Классификаций рынков разработано много. Все они имеют право на жизнь и в свое время помогли решить многие вопросы. Однако все они разрабатывались для конкретных задач и по этой причине ограничены определенным контекстом и этими самыми задачами. В рамках другого контекста и в рамках других задач они уже не имеют смысла. Так получилось, что в последнее время сформировался контекст, в рамках которого еще нет классификации рынка. Это порождает много проблем и непонимания. Контекст, о котором идет речь - принадлежность рынков. Раньше этот вопрос даже не поднимался, потому, как рынки считались общими. Однако развитие технологий привело к тому, что стало возможным создавать свои личные рынки. Соответственно относительно каждой конкретной компании рынок может быть: своим, чужим, общим, что позволяет ввести новую классификацию типов рынков.

Основные типы рынков в рамках новых реалий: свой рынок, чужой рынок, общий рынок. Принять такую информацию сходу сложновато. Чтобы легче было это сделать, применим метод аналогии. Свой рынок – это как своя личная квартира. Она принадлежит вам. Вы определяете, кто будет заходить в нее, определяете правила поведения в ней и так далее. Можете ее сдать, продать. Можете сделать в ней ремонт. Чужой рынок – это чужая квартира, где вы ничего не решаете. Вас могут в нее пустить, но и могут выгнать в любой момент. Общий рынок – это подъезд или дворовая территория. Вы можете ей пользоваться в определенных рамках, но тоже в принципе ничего не решаете. Причем пользоваться ей может кто угодно, поэтому возникает конкуренция. Например, сегодня вы нашли место для того, чтобы поставить свой автомобиль, а завтра можете не найти и вообще останетесь «за пределами рынка».

Таковы сегодняшние реалии. Именно такие сегодня основные типы рынков. Почему реалии именно такие? Потому, что как было сказано выше, появились технологии, которые позволяют создавать рынки. В результате исследований было установлено, что в основе рынка лежит не товар, а идея. Товар – это просто способ реализации идеи. Сам рынок – это совокупность людей, которые прокачаны идеей и хотят ее реализовать. Соответственно создание рынка – это генерация идеи и последующее прокачивание потенциальных потребителей этой идеей. Раньше идеями потенциальных потребителей прокачивала фактически природа (голод, холод, жажда, безопасность). Но все такие идеи уже реализованы. Теперь, чтобы получить рынок всем этим нужно заниматься уже самостоятельно. Сейчас успешными являются только компании, которые «просекли фишку».

Свой рынок – это совокупность потребителей, которые прокачаны «своей» идеей. Компания, которая прокачала рынок «своей» идеей, выступает в дальнейшем его оператором. Фактически она хозяин рынка. Работать на таком рынке дешевле всего и на него можно влиять таким образом, чтобы иметь максимальные прибыли. Получить свой рынок можно двумя способами. Первый способ – найти уже внедренную в потребителей идею, монополизировать и масштабировать ее. Но реализовать такой подход получается очень редко, потому как наличие «свободной идеи» большая редкость. В большинстве случаев необходимо создавать рынок с нуля по технологии, представленной на рисунке выше. Для этого генерируется некая идея, заниматься которой компании выгоднее всего и начинается ее трансляция. Постепенно она проникает в умы людей и люди превращаются в потребителей товаров и услуг, которые лежат за данной идеей. Причем это постоянные потребители.

Чужой рынок – это совокупность потребителей, которых прокачивали не вы и не своей идеей. Можно сказать, что речь идет о конкуренте. В принципе так и есть, только в новом понимании рынка. В старом понимании рынка о конкуренте речь не идет, потому, как ни при каких условиях клиент не купит ваш товар под чужую идею. В старом понимании рынка конкуренция при таком подходе исчезает полностью. Она, конечно, остается, но уже не на уровне предложения лучшего товара, а на уровне предложения лучшей идеи. Если вы предлагаете лучшую идею, то потребитель становится частью именно вашего рынка. Если ее предлагает другая компания, то потребитель становится частью чужого рынка и уже никогда не купит ваш товар. Вы не можете влиять на потребителя с чужого рынка, он для вас навсегда потерян. Например, истинный фанат продукции Apple никогда не купит смартфон Samsung и наоборот. Поэтому смысла работать на чужом рынке нет никакого.

Общий рынок – это совокупность потребителей, которые прокачаны идеей, оператором которой может выступать любая компания. Как правило, такой рынок складывается стихийно. Поэтому у него нет хозяина, и на нем работают все, кто может и хочет. Работать на таком рынке очень дорого, раз в 10 дороже, чем на своем, потому, что много желающих. Основное конкурентное преимущество на таком рынке – более низкая цена. В результате этого прибыль практически равна нулю. Причем, общий рынок характеризуется тем, что им никто не занимается. Никто не внедряет идею, никто ей не прокачивает. Потребители сами себя постепенно прокачивают, причем совершенно хаотически и трудно уловить, какой именно идеей. Фактически это неуправляемый рынок, работать на котором очень сложно, да и выгода, почти нулевая. Клиент, на таком рынке, как правило, одноразовый.

Основные типы рынков имеют как преимущества, так и недостатки. Некоторые из них рассмотрены выше. Главное же преимущество кроется в инвестиционной привлекательности типа рынка. Вкладывая в свой рынок – вы словно переводите деньги на свой счет в банке, причем под хорошие проценты. Каждый рубль, доллар, евро, вложенные в свой рынок, остаются у вас, некуда не исчезают и со временем сумма увеличивается. Каждый рубль, евро, доллар вложенные в чужой рынок - получает ваш конкурент. Работая на общем рынке – вы просто раздаете деньги всем участникам рынка. Если денег много и их некуда девать, то можно конечно работать на чужом или общем рынке. С первого взгляда чужой или общий рынок выглядят привлекательно, кажется, что лучше работать на них, чем создавать свой. Но если немного заняться математикой и сделать некоторые подсчеты, окажется, что единственный выгодный и верный вариант – это создавать свой рынок и работать на нем. Хотите попробовать? Обращайтесь!

noomarketing.net
noomarketing.net
noomarketing.net


В избранное