Планирование товарного ассортимента на примере рынка смартфонов
Мировой рынок смартфонов один из наиболее интересных,
перспективных, привлекательных и самое главное, один из самых «вкусных». Объем данного рынка в физическом выражении составил в 2014 году более 1.2 миллиарда штук и более 350 миллиардов долларов США в год в денежном выражении и это еще не предел! Рынок смарфонов мало того, что вкусный, так еще и очень динамичный. По динамике его смело можно включать в ТОП-5 всех рынков. По указанным причинам рынок смартфонов можно смело брать в качестве примера, на базе которого можно
разобраться, как осуществлять планирование товарного ассортимента в современных условиях. Любой вкусный рынок привлекает много игроков, а значит, трудности с планирование ассортимента возникает максимальные. Максимальные трудности – это как раз то, что нам надо, потому как, научившись планировать ассортимент в условиях максимальных трудностей, делать это в условиях меньших трудностей будет легко. Трудности, как известно, закаляют. Вот мы и проведем закалку трудностями.
Основная трудность в том, что на рынке смартфонов очень сильная конкуренция, наверно одна из самых сильных конкуренций из всех, которые существуют в современной мировой экономике. Более 100 брендов со всего мира, каждый из которых представлен в среднем 5-10 моделями – это вам не шутки. Планирование товарного ассортимента в таких условиях – это не только мысли о том, какой смартфон включить в ассортимент, но еще и серьезные мысли о том, как выделить свой товар среди тысячи
моделей. Роль ассортимента в таких условия не в том, чтобы его иметь, а в том, чтобы иметь такой ассортимент, который хотя бы минимально отличается от ассортимента конкурентов. В таких условиях планирование имеет серьезнее ограничения. Со стороны, кажется, что нет ничего проще, ведь вариантов смартфонов может быть миллион и места должно хватить всем. Однако суть в том, что есть ограниченное количество идей, которые можно реализовать с помощью смартфона. Сколько их точно сказать трудно, этот вопрос еще
предстоит изучить. Особенно мало хороших и массовых идей и почти всегда все они заняты.
Некоторые производители уже поняли, что рынок смартфонов имеет ограничения по количеству моделей, которые хорошо продаются и занялись оптимизацией ассортимента. Изначально, когда конкурентов было мало, некоторые производители брали количеством моделей, но потом стало понятно, что нельзя быть специалистом в большом количестве идей, нельзя эффективно управлять большим количеством идей. Когда конкурентов мало, еще как-то можно пытаться вытянуть много моделей, но когда конкурентов становится
много – это уже не реально, потому что каждый конкурент пытается стать специалистом в развитии какой-то идеи и рано или поздно это многим удается сделать. Когда в сегменте появляется специалист, то любителю там делать уже нечего. В последнее время рынок покинули многие, но еще больше игроков пришло и некоторые из них постепенно становятся специалистами в своих сегментах. В итоге старожилам приходится ужиматься. Например, Samsung в 2015 году сократит ассортимент смартфонов на 30%, чтобы
сосредоточиться на своих идеях. Причем Samsung не будет единственным известным производителем смартфонов, который сократит свой ассортимент, ибо на рынке циркулирует информация, что Sony и LG тоже планируют предпринять подобные меры.
Очевидно, что планирование товарного ассортимента начинается с составления списка идей, которые могут быть реализованы с помощью смартфона. После того, как список готов, и идеи надо проанализировать на массовость. Следующий этап - определение идей, которые можешь реализовывать лучше других исходя из своих возможностей. Заключительный этап – выбор лучших для себя идей. Вначале идет идея, потом под нее разрабатывается товар, а не наоборот. Тот факт, что в основе рынка лежит идея
диктует необходимость не только создавать «воплощатели» идей они же смартфоны, но также развивать и сами идеи, продвигать их в массы, расширяя тем самым рынок. Чем в большее количество людей внедрена нужная идея, тем больше потребителей. Маркетинговая стратегия, при которой занимаешься только производством, уже не эффективна. Для производителя в современных условиях эффективна только гибридная стратегия, когда занимаешься как производством, так и прокачиванием рынка идеями.
Что такое рынок смартфонов? Рынок смартфонов – это совокупность людей, в которых внедрены идеи, которые могут быть реализованы посредством смартфона. Разновидности этих идей – это сегменты данного рынка. Однако есть один существенный нюанс. Он состоит в том, что данный рынок вкусный не только для производителей смартфонов. На нем зарабатывают и другие игроки, среди которых производители запчастей и софта, оптовые продавцы, розничные продавцы. Для каждого из них стоит вопрос о
том, каким образом осуществлять планирование товарного ассортимента. Каждый тип игрока преследует свои цели, а соответственно должен иметь свою собственную стратегию. Производитель запчастей не может ориентироваться на стратегию производителя смартфонов, аналогично как это не могут делать розничные и оптовые продавцы. Они, конечно же, должны знать и иметь в виду стратегию производителя, но для действий на рынке у них должна быть своя собственная стратегия. Стратегия это в чем-то повторяет
стратегию производителя с поправкой на то, что не надо производить смартфоны, а надо их продавать или надо производить комплектующие или софт для них.
Конечно же, если есть много денег, которые некуда девать, можно применять и стратегию «страус». Она очень простая - зарываешь голову в песок и выпускаешь все, что придет на ум без оглядки на рынок, на идеи, которые циркулируют на нем, на потребителей, которые хотят их реализовать. Некоторое время можно продержаться на рынке и с такой стратегией, но правда продержишься ровно столько, насколько хватит денег. Если денег нет, надо реально оценивать свои возможности, и главное возможности рынка, он
хоть и огромен, но не резиновый. Например, копания Apple выпускает очень малый ассортимент смартфонов и работает всего лишь с одной идеей. Это не мешает ей продавать огромное количество аппаратов и иметь хорошую прибыль, потому что идея, которую они выбрали для развития и воплощения очень крутая и очень распространенная. Причем для ее продвижения надо предпринимать минимальное количество действий, а это позволяет экономить на маркетинге. Что это за идея, в чем ее крутость, как и почему она была выбрана,
как получить доступ к аналогичной идее можно узнать из статьи «Анализ бренда на примере Apple».
Ситуация при которой происходит планирование товарного ассортимента игроками рынка смартфонов характерна и для других рынков с поправкой на то, что в основе других рынков и их сегментов лежат другие идеи. Это значит, что методику можно применять и на других рынках. Причем, если конкуренция на этих рынках слабая, изначально можно начать работать с большим количеством идей, получить опыт и потом выбрать специализацию. Однако методика работы с ассортиментом – это еще не все знания,
которые необходимы. Для того чтобы максимально эффективно вести себя на рынке нужно знать и другие нюансы. Их достаточно много. Чтобы узнать о них целесообразно читать статьи по маркетингу и другим направлениям, представленные на данном сайте, а также консультации по маркетингу и другим направлениям, которые тоже представлены на данном сайте. Чем
больше статей и консультаций будет прочитано, тем увереннее вы будете чувствовать себя на рынке. Если после прочтения статей и консультаций останутся вопросы, всегда можно получить частную консультацию по своему конкретному вопросу и своей конкретной ситуации.