V-RATIO ДАЙДЖЕСТ теория и практика Новой Реальности
Стоимость брэнда открывает широкие перспективы в области придания современному маркетингу так недостающей ему финансово – экономической ориентации. Эта способность неслучайна и обусловлена очень важными особенностями показателя «стоимости» (value). Как и для любого другого актива, для брэнда, его стоимость основывается на оценке будущих доходов, учитывает инвестиции и имеет денежное выражение. Об этом, а также о состоянии дел в современном маркетинге статья "Конец маркетинга, каким мы его все еще знаем".
Олег Чернозуб, управляющий партнер V-RATIO Business Consulting Company
Первые годы нового тысячелетия оказались непростыми для многих отраслей и мира бизнеса в целом. Однако, пожалуй, нигде рецессия не обнажила таких глубоких и острых проблем, как в маркетинге. Парадокс ситуации заключается в том, что многие из самих маркетологов никак не могут разглядеть очевидных для стороннего наблюдателя признаков неблагополучия. Те же немногие, кто разглядел, в большинстве своём далеки от понимания реальных причин происходящего, а большинство из тех, кому ясны и причины, к сожалению, предпочитают делать вид, что ничего не происходит.
В последнее время появляется всё больше и больше фактов, недвусмысленно указывающих на, мягко скажем, невысокую экономическую эффективность маркетинговых программ. Маркетинговые проекты, которые непрерывно увеличивались в масштабах на протяжении всех последних десятилетий, не могли не привлечь внимания к своим гигантским бюджетам со стороны высших менеджеров и акционеров. Что и произошло примерно в середине 80-х, когда обратили внимание на то, что маркетинговые решения принимаются без учёта таких экономических последствий, как, например, увеличение задействованного капитала, объёма задолженности и т.п.
Альтернативой методам неэкономической оценки выступает метод, основанный на оценке стоимости брэнда. Стоимость бренда открывает широкие перспективы в области придания современному маркетингу так недостающей ему финансово-экономической ориентации. Эта способность неслучайна и обусловлена очень важными особенностями показателя «стоимости» (value). Как и для любого другого актива, для брэнда его стоимость...
Основывается на оценке будущих доходов. Это не позволяет жертвовать продажами и прибылями будущих периодов в угоду сиюминутным интересам.
Учитывает инвестиции. Это не позволяет добиваться увеличения продаж «любой ценой».
Имеет денежное выражение. Это открывает возможность легко интегрировать его в общую систему экономических показателей, отражающих эффективность управления фирмой.
Может показаться парадоксальным, что 167-летний бастион американского маркетинга мог так быстро упасть и вновь подняться. Но у этого парадокса есть имя – А.Г.Лафли.
Новое тысячелетие началось хуже некуда. На фоне глобального спада P&G в 2000 году закончил два квартала подряд с убытками, курс его акций снизился в два раза, а директора-председателя Дирка Джагера пришлось уволить. М-р Лафли возглавил компанию, когда лучшие специалисты уходили в дот-комы, а конкуренты отбирали долю рынка.
Сегодня продажи и прибыль P&G растут более чем на 10 процентов в год. А конкуренты терпят убытки, меняют руководство и проводят реорганизации.
Человек, отвечающий за разворот P&G, м-р Лафли так же сложен, как и причины его успеха.
Новое поколение предпринимателей покупают и реанимируют когда-то популярные брэнды, давно ушедшие в тень.
Воскрешение продуктов стало темой обсуждения на симпозиуме в Гарварде в марте этого года. Были представлены различные подходы к поиску, покупке и репозиционированию этих продуктов на рынке.
Дэвид Шоррок, директор DB Capital Partners, США, говорит, что его компания предпочитает искать такие продукты, которые игнорируются большими фирмами вроде Procter & Gamble, минимизируя риск конкуренции. Он также ищет продукты, которые за два – три года можно реанимировать, а затем с выгодой перепродать.
Джефф Химмель, председатель Himmel Group, оживившей такие брэнды как Ovaltine и Lavoris, составил список из 12 обязательных пунктов.
Представьте себе отрасль, где доминируют пять крупных компаний. Ежегодно они получают доходы в миллиарды долларов. И последние 50 лет почти ничего не менялось. Происходили определенные технические подвижки и смена форматов, но на маркетинг и дистрибуцию это почти не влияло.
А затем появляется интернет, вызывая революции в целом ряде секторов. Некоторые компании предвидят это, проводят перемены и становятся лидерами. Другие не желают допускать перемены на свой рынок, предпочитая вместо этого попытаться задушить инновации, делая выбор в пользу прошлого, которое было вроде бы прибыльным и даже безопасным. Боссы этих компаний боятся революции и игнорируют изменения в желаниях и потребностях своих клиентов. Несколько лет им даже удается поддерживать статус-кво, но вскоре инновации все же проникают в их отрасль, но по инициативе новых игроков и пиратов. Продажи и прибыль падают. Крупные компании, некогда доминировавшие, теперь стоят перед угрозой исчезновения.
Быстрый рост сулит не только дивиденды в виде больших оборотов, возможности экономить на издержках и привлекать выгодные кредиты. По словам Игоря Шехтермана, партнера компании RosExpert, когда компания технологически не готова к перестройке, масштаб начинает играть негативную роль: бизнес-процессы, организационная структура и система принятия решений требуют принципиальной коррекции.
Александр Ерофеев, старший менеджер отдела финансового консультирования KPMG, отмечает, что многие компании, как ни парадоксально, оказываются банкротами не в период стагнации, а в результате интенсивного роста, когда в угоду этому росту руководство закрывает глаза на риски.
Такой вывод можно сделать из исследования, проведенного J.D. Power and Associates, международной исследовательской фирмы, попытавшейся выяснить, почему люди выбирают одни модели и избегают других. Похоже, что многие покупатели все для себя решили задолго до посещения шоу-рума. Исследование 2003 года показало, что внешний вид автомобиля чаще всего цитируется в качестве причины выбора конкретной модели.
Среди 10 главных факторов, определяющих выбор, были перечислены: надежность, цена, слишком маленький размер, слишком большой размер, низкое качество, цена при последующей перепродаже, отсутствие скидок, цены на ремонт и запасные части. Также упоминались чисто эмоциональные вещи: автомобиль «слишком женственный» или «для стариков», или «слишком вызывающий».
Промо-акции и организация событий – часть любого маркетингового плана по привлечению посетителей популярного и грамотно управляемого торгового центра. При правильной организации организуемые события привлекают большое количество посетителей и увеличивают оборот арендующих площади магазинов. Большие торговые центры стараются из всех сил превзойти друг друга.
Прежде чем включать промо-акции в маркетинговый план, сперва нужно провести маркетинговое исследование. Это предотвратит наплыв нецелевой аудитории и снизит затраты. Например, дорогой центр никогда не пригласит рок-группу для игры в фойе, потому что это может отпугнуть состоятельных клиентов (которые не любят громкой музыки и толпы кричащих подростков).