Cтатья была написана и опубликована в рекламных целях в “Строительном еженедельнике”. Предлагаю ее Вашему вниманию для того, что бы познакомить Вас с моим самым любимым видом работы.
Обучение
фирмы.
Профессионально подготовленный персонал – необходимость для любого бизнеса. Для
специализированного персонала - бухгалтеров, экономистов, IT
специалистов, продавцов существует достаточное количество не слишком
дорогих программ различной длительности и оценка квалификации персонала
в этих вопросах не вызывает, как правило, больших проблем.
Для специалистов, принимающих участие в управлении ( не зависимо от
его основной специализации), начиная от руководителей групп и бригад,
заканчивая генеральными директорами, требуется подготовка в области менеджмента, поскольку вынуждены сталкиваться с такой
работой как управление персоналом, планированием, участием в
совещаниях, контролем и т.п. работой.
Соответственно, необходимо обучение и подготовка в этом направлении.
Традиционным решением становится найм выпускников
бизнес школ. Дополнительно к несомненно полезным знаниям, работодатель
получает человека «отфильтрованного», т.е. прошедшего определенные
испытания и трудности, заведомо работоспособного, кроме того, владелец
диплома полон решимости «отбить» вложенные в бизнес образование немалые
деньги, и готового работать выкладываясь до конца. Однако, помимо
цены такого сотрудника, возникают дополнительные проблемы. Навыки,
полученные в бизнес школе, вырабатывались в среде, где вокруг учащегося
находятся люди, имеющие тот же круг знаний, убеждений, говорящих на том
же языке. В реальной организации выпускник школы часто не может
реализовать свои навыки, просто потому, что коллеги не понимают его.
После некоторой борьбы носитель знаний успокаивается и принимает
методы работы, навязанные ему предприятием. Если добирать
подготовленных людей по одному, то все они окажутся в такой ситуации.
Мне известны «конторы», в которых трудится значительное число
выпускников бизнес школ, однако культура предприятия остается вполне
«первобытной» и навыки дорогостоящих сотрудников используются в малой
степени.
Совершенно аналогичный эффект получается и в том случае, если фирма
финансирует образование сотрудника. Расчет на то, что сотрудник сумеет
передать свои навыки окружающим его коллегам обычно не оправдывается
поскольку это требует совершенно специальных навыков в преподавании и
обучении, кроме того, обычно такому сотруднику не хватает полномочий
для навязывания нового и непривычного стиля общения и работы. Есть
еще один крайне неприятный для нанимателя эффект, это быстрый рост
рыночной стоимости сотрудника обучающегося в бизнес школе. Наниматель,
что вполне естественно, рассчитывает получить высококвалифицированного
сотрудника за относительно умеренную зарплату, однако получается, что
наниматель в этой ситуации платит дважды, сначала за обучение, а потом
повышенную зарплату, обеспечивающую удержание специалиста. Традиции
заключения рабочих контрактов, предусматривающих возврат сотрудником
средств, затраченных на обучение в случае преждевременного увольнения,
пока не сложились, кроме того социально ориентированный КЗОТ позволяет
сотрудникам манипулировать исполнением своих обязанностей в достаточно
широких пределах, вынуждая работодателя расторгнуть трудовой договор. Эффективное
решение в проблемы обучения персонала основным навыкам менеджмента, по
моему мнению состоит в КОЛЛЕКТИВНОМ обучении сотрудников, при котором
обеспечивается общий язык между сотрудниками, общая платформа знаний и
навыков решения задач, причем коллективное обучение может быть не
«общетеоретическим», а адаптированным к нуждам и проблемам конкретной
компании.
Каковы требования реального бизнеса к системе обучения?
минимальный отрыв сотрудников от текущей работы.
навыки решения проблем, касающихся непосредственно того бизнеса фирмы
минимум «посторонней» информации.
Для младшего персонала выбор вариантов группового обучения
достаточно велик, это разного рода тренинги которые предлагаются
специалистами по психологии и НЛП. Для среднего и высшего персонала
выбор ограничен или коллективным поступлением в бизнес школу, или
разного родами «тим-билдингами».
Такая ситуация связана, по видимому, с тем, что для эффективного
обучения младшего персонала, достаточно психологических знаний, а для
обучения среднего и высшего управленческого звена требования к
преподавателю намного более жесткие, требуется как серьезная
теоретическая подготовка, так и опыт работы в реальном бизнесе на
топовых позициях. В настоящий момент число специалистов такого уровня
достаточно ограничено и сконцентрировано вокруг ведущих бизнес школ,
однако уже просматривается тенденция к «дауншифтингу» в бизнес
консультанты и преподаватели достаточно подготовленных людей.
Взрослые способны эффективно обучаться в ситуации, когда они видят
возможность непосредственного применения полученных знаний, поэтому
наиболее эффективной формой обучения оказывается использование какой —
либо важной для компании проблемы в качестве учебной задачи. В этом
случае преподаватель, фактически, включается на некоторое время в
совместную работу коллектива, как правило, это выглядит как серия
совещаний, в течение которых 30-40% времени посвящено изучению теории,
на основании которой производится работа по очередному этапу решения
задачи. Такая схема напоминает коучинг по отношению ко всей группе.
Весьма значимых результатов при этой форме обучения удается добиться
даже при весьма умеренных по длительности курсов от 24-48 учебных часов.
Очень эффективно применение такого рода обучения как средства для
настройки коллектива при существенных изменениях внутри фирмы, открытии
новых направлений, изменении бизнес процессов и т.п., поскольку в этой
ситуации проходящий учебный курс превращается, фактически в деловую
игру по планированию работ в новой бизнес ситуации, что позволяет
разрядить психологическую напряженность и подробно обсудить новые
ситуации и проблемы в относительно открытой обстановке.