Здравствуйте, уважаемые! Сегодня в рассылке окончание обзора по разделу «Маркетинговая
политика, общие вопросы»: стратегии и маркетинг-микс.
После проведения
маркетингового анализа и
постановки целей, компания выбирает, какой стратегии она будет
придерживаться. Стратегия выбирается как для компании в целом, так и для ее
отдельных бизнес-единиц.
Во-первых,
на основании данных анализа самой компании, рынка, конкурентов, а также общих
данных, например, по продажам, выбирается
общая стратегия: уйти с рынка или остаться, если остаться, то как
действовать дальше: расширять ли рынок сбыта или пытаться более глубоко
проникнуть на рынок, а возможно, усовершенствовать старый продукт или создать
новый.
Во-вторых,
необходимо разобраться с самим
рынком, т.е. сегментировать потребителей и определить наиболее
релевантные сегменты, а также товары, которые целесообразно им предлагать –
полную товарную линию или отдельный товар (полное покрытие рынка или же
специализация: товарная, рыночная или товарно-рыночная).
В-третьих,
и тут мы подходим к главному вопросу, необходимо определиться со стратегией
относительно
конкурентов. Вообще, задача любой стратегии – выделять вас, подчеркивать
ваше отличие от конкурентов. Такое
отличие можно найти, внимательно проанализировав внутреннюю среду предприятия,
сам продукт. Затем это отличие необходимо сделать основой вашей рекламной и
PR-кампании,
чтобы зафиксировать его в умах имеющихся и потенциальных клиентов. Таким образом,
вы сможете стать специалистом в своей области и добиться того, что название
вашей компании или марки будет ассоциироваться с определенной областью
деятельности, функцией или характеристикой (излюбленный пример Д. Траута на эту
тему – компания «Xerox»,
название которой стало нарицательным для копировальной техники). А люди любят
обращаться к специалистам.
Конкретнее, компания /
продукт может доминировать по цене (это если нет других явных отличий, за
которые можно ухватиться, но зато издержки ниже, а товар – массового спроса)
либо по качеству. Если с ценой все понятно, то с качеством возникают
определенные вопросы, самый первый из которых – как вообще его определить?
Поэтому я предлагаю такую формулировку: ценовое vs
неценовое доминирование.
Неценовое доминирование иначе можно также назвать стратегией преференций,
т.е. потребители предпочитают именно вас, потому что:
- ваш продукт наиболее
полно удовлетворяет их потребности (стратегия рыночных ниш, т.е. наиболее
полное удовлетворение потребностей определенного сегмента)
- вы первые
придумали / усовершенствовали этот продукт, а значит, вы лучшие
- у вашего продукта
особая характеристика (это может быть как сама функция товара, так и лучший
сервис)
- вы лидеры по
продажам, технологиям, эффективности и т.п.
- у вас есть «пронесенные
сквозь время» Jтрадиции.
И, наконец, в-четвертых, если вы являетесь
компанией-производителем, то необходимо определиться со стратегией относительно
ваших
посредников, дилеров и т.п. Это может быть кооперация, пассивная
адаптация или же, наоборот, конфликт или игнорирование (обход) посредников.
- товарных –
название марки должно перекликаться с имиджем, широта ассортимента определяется
стратегией по отношению к потребителям (выводить ли на рынок товарную линейку
или достаточно одного товара), создание сервисной службы или горячей линии (отличие
от кокурентов)
- дистрибуционных –
на основании выбранного рынка (где физически должен быть доступен товар, где
водятся ваши целевые потребители), имиджа товара (например, «наш товар
супервысокотехнологичный и продается исключительно в специализированных
магазинах») и выбор конкретных мест продажи, исходя из стратегии работы с
посредниками
- ценовых –
предложение низкой цены и различных скидок, если вы избрали ценовое
доминирование, специальные предложения для посредников и т.п.
- коммуникационных
– не забудьте объявить всем о вашем отличии от конкурентов, используя подходящие
средства.
На этом мы
заканчиваем тему «Общие вопросы». Рассылка уходит в отпуск и следующий выпуск
будет только в августе. Начнем подробнее рассматривать товарную, ценовую,
коммуникационную и дистрибуционную политику отдельно.
Ваши вопросы, отзывы, а также пожелания касательно тем, которые Вы хотели бы видеть в рассылке, направляйте, пожалуйста, сюда.