Тема 1. Основные понятия
Характеристика предприятия
Для разработки эффективной маркетинговой стратегии необходимо учитывать, является
ли ваша фирма
- производителем товаров
- производителем услуг
Характеристика рынков
Для того, чтобы успешно использовать инструменты маркетинга, необходимо учитывать,
конкурентную структуру на вашем рынке:
- Монополия (один продавец)
- Олигополия (несколько продавцов)
- Полиполия (много продавцов)
Важным также является, кто является вашим покупателем: отдельные потребители
или фирмы. Здесь можно выделить
- рынок товаров производственного назначения (далее – рынок ТПН)
- рынок потребительских товаров
Более подробное описание этих рынков, а также соответствующих комплексов маркетинга
будет дано в следующем выпуске рассылки.
Характеристика маркетинговых инструментов и стратегий
Существует четыре маркетинговых инструмента:
1. Продукт (Product)
2. Цена (Price)
3. Продвижение (Promotion)
4. Дистрибуция (Place)
Соответственно, при составлении маркетинговой стратегии выделяются четыре соответствующих
направления (субстратегии):
1. Товарная политика
2. Ценовая политика
3. Коммуникационная политика
4. Дистрибуционная политика
Сюда же можно добавить и пятое «P» –покупателя (people), на которого и направлена
сама стратегия, т.е. инструменты. Кроме того, в последнее время в литературе
появляются и другие «P», например, персонал (Personnel), процесс (Process Management),
физические мощности (Physical facility), а также отдельно выделяют пиар (Public
Relations), который в принципе относится к коммуникационной политике.
В любом случае, наверняка существуют поводы увеличить число составляющих маркетинговой
стратегии, поскольку в связи с изменением конкурентной среды растут и требования
к маркетингу, а значит, нужны и новые инструменты. Однако они должны соответствовать
именно новым потребностям.