У российских фирм стратегии пока нет, практически у всех
Чтобы
реально понять какое-либо грамматическое правило английского языка, следует
обязательно выполнить упражнения с применением этого правила. Т.о., в
ситуации простых упражнений можно понять сложные вещи.
Чтобы понять, что такое стратегия, требуется более серьезное испытание - для
этого нужно попасть в экономический кризис.
Получается, что всем нам по этой
части очень повезло.
Если спросить любого руководителя компании, есть ли у
российских предприятий стратегия, ответ будет конечно утвердительный: "Даже если
стратегия не зафиксирована на бумаге, фирма уже определилась - какие продукты
она будет выпускать, на каких рынках работать, словом направления для инвестиций
ограниченных ресурсов уже определены - а это и есть стратегия".
Однако на
вопрос - у каждой ли компании в России есть программа приобретения особых
качества, которые ей помогут или воспользоваться неожиданными благоприятными
обстоятельствами, либо выйти, опираясь на эти качества, победителем в условиях
неблагоприятной экономической конъюнктуры, такой как нынешний кризис, скорее
всего мы услышим ответ: "Положа руку на сердце, думаю, что нет ни одной такой
компании с такой необычной программой развития". А это значит, что на самом деле
ни одной фирмы со стратегией в России пока нет.
Более того, если вы сегодня предложите руководителю фирмы услуги по
разработке долгосрочной стратегии развития, вы, скорее всего, услышите
- Вы что, с ума сошли? В условиях кризиса я не знаю, что будет с моей фирмой
завтра, а вы говорите о долгосрочной стратегии. Это лишь подтверждает
сказанное. Рассмотрим все по порядку.
История вопроса
У нас общепринято считать, что долговременная
программа развития и есть стратегия фирмы. Это так, но лишь при одном условии.
Долгосрочное планирование потребовалось западным компаниям тогда, когда
появилась, в первую очередь, потребность в серьезной оценке
долговременных инвестиций. Строим новый завод, но окупятся ли инвестиции в его
строительство и запуск? Нужны расчеты.
Однако в условиях непредсказуемых
изменений (это не только кризис, но неожиданные успехи ваших конкурентов,
появления принципиально новых технологий, и т.п.) долгосрочная программа может
полететь в тартарары. И потому, именно для условий непредсказуемых изменений
была апробирована, а затем теоретически обоснована технология разработки
стратегии компании.
Спрашивается - менеджмент и корпоративное управление - это одно и тоже?
Это
абсолютно разные (пусть в чем-то связанные) вещи. Так как под менеджментом фирмы
понимается координация ресурсов компании для достижения целей, а корпоративное
управления - это всего лишь термин, описывающий тоже процесс управления, но не
фирмой в целом, а специфическим объектом - взаимоотношениями акционеров,
менеджмента фирмы, других заинтересованных лиц.
Примерно также отличаются долгосрочное планирование (которое у нас принято
ошибочно называть стратегией фирмы) и реальная стратегия фирмы, под которой
понимается программа достижения долговременных конкурентных преимуществ - тех
самых специфических характеристик фирмы, что помогут ей не упустить
неожиданные благоприятные возможности или выжить в условиях нынешнего
кризиса.
Реальная жизнь
Другое дело, что программа приобретения таких
долговременных конкурентных преимуществ фирмы достигается в процессе достижения
вполне конкретных корпоративных целей (выведения новых продуктов, увеличения
доли рынка и др.). Такая долгосрочная программа всегда нужна, но
работает лишь когда все катится, как катилось еще недавно, однако в условиях
непредсказуемых изменений, подобных нынешнему кризису, такую программу можно без
сожаления выбросить в корзину, однако на пути следования такой программы,
фирмы как раз и должна приобрести эти непонятные, казалось бы качества,
как долговременные конкурентные преимущества.
По ссылке -
http://mc-ma.narod.ru/mc-ma/ceo/sca.htm
- вы можете посмотреть пример приобретения SCA -
так выглядит английская аббревиатура долговременных конкурентных
преимуществ.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что программа
долгосрочного развития может считаться стратегией, если в ходе нее фирма
планирует приобрести долговременные конкурентные преимущества. Если нет - то это
не стратегия.