Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

SCA - Долговременные конкурентные преимущества


SCA - Долговременные конкурентные преимущества

У российских фирм стратегии пока нет, практически у всех

Чтобы реально понять какое-либо грамматическое правило английского языка, следует обязательно выполнить упражнения с применением этого правила. Т.о.,  в ситуации простых упражнений можно понять сложные вещи.

Чтобы понять, что такое стратегия, требуется более серьезное испытание - для этого нужно попасть в экономический кризис.

Получается, что всем нам по этой части очень повезло.

Если спросить любого руководителя компании, есть ли у российских предприятий стратегия, ответ будет конечно утвердительный: "Даже если стратегия не зафиксирована на бумаге, фирма уже определилась - какие продукты она будет выпускать, на каких рынках работать, словом направления для инвестиций ограниченных ресурсов уже определены - а это и есть стратегия".

Однако на вопрос - у каждой ли компании в России есть программа приобретения особых качества, которые ей помогут или воспользоваться неожиданными благоприятными обстоятельствами, либо выйти, опираясь на эти качества, победителем в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, такой как нынешний кризис, скорее всего мы услышим ответ: "Положа руку на сердце, думаю, что нет ни одной такой компании с такой необычной программой развития". А это значит, что на самом деле ни одной фирмы со стратегией в России пока нет.

Более того, если вы сегодня предложите руководителю фирмы услуги по разработке долгосрочной стратегии развития, вы, скорее всего,  услышите - Вы что, с ума сошли? В условиях кризиса я не знаю, что будет с моей фирмой завтра, а вы говорите о долгосрочной стратегии. Это лишь подтверждает сказанное. Рассмотрим все по порядку.

История вопроса

У нас общепринято считать, что долговременная программа развития и есть стратегия фирмы. Это так, но лишь при одном условии.

Долгосрочное планирование потребовалось западным компаниям тогда, когда появилась, в первую очередь,   потребность в серьезной оценке долговременных инвестиций. Строим новый завод, но окупятся ли инвестиции в его строительство и запуск? Нужны расчеты.

Однако в условиях непредсказуемых изменений (это не только кризис, но неожиданные успехи ваших конкурентов, появления принципиально новых технологий, и т.п.) долгосрочная программа может полететь в тартарары. И потому, именно для условий непредсказуемых изменений была апробирована, а затем теоретически обоснована технология разработки стратегии  компании.

Спрашивается - менеджмент и корпоративное управление - это одно и тоже?

Это абсолютно разные (пусть в чем-то связанные) вещи. Так как под менеджментом фирмы понимается координация ресурсов компании для достижения целей, а корпоративное управления - это всего лишь термин, описывающий тоже процесс управления, но не фирмой в целом, а  специфическим объектом - взаимоотношениями акционеров, менеджмента фирмы, других заинтересованных лиц.

Примерно также отличаются долгосрочное планирование (которое у нас принято ошибочно называть стратегией фирмы) и реальная стратегия фирмы, под которой понимается программа достижения долговременных конкурентных преимуществ - тех самых специфических характеристик фирмы,  что помогут ей не упустить  неожиданные благоприятные возможности или выжить  в условиях нынешнего кризиса.

Реальная жизнь

Другое дело, что программа приобретения таких долговременных конкурентных преимуществ фирмы достигается в процессе достижения вполне конкретных корпоративных целей (выведения новых продуктов, увеличения доли рынка и др.). Такая долгосрочная  программа  всегда нужна, но работает лишь когда все катится, как катилось еще недавно, однако в условиях непредсказуемых изменений, подобных нынешнему кризису, такую программу можно без сожаления выбросить в корзину, однако на пути следования такой программы,  фирмы как раз и  должна приобрести эти непонятные, казалось бы качества, как долговременные конкурентные преимущества.

По ссылке - http://mc-ma.narod.ru/mc-ma/ceo/sca.htm  - вы можете посмотреть пример приобретения SCA -  так выглядит английская аббревиатура долговременных конкурентных преимуществ.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что программа долгосрочного развития может считаться  стратегией, если в ходе нее фирма планирует приобрести долговременные конкурентные преимущества. Если нет - то это не стратегия.

 В.Токарев


 

 

 

 


В избранное