Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Маркетинг для практиков

  Все выпуски  

Итоги круглого стола.


15 декабря в «Клубе петербургских маркетологов» прошел круглый стол на тему: «Маркетинг во время кризиса – катализатор развития или интеллектуальный балласт?».

Участники круглого стола, руководители компаний и отделов маркетинга, обсудили проблемы, возникающие перед маркетологами во время кризиса. Обсуждение выявило отношение к маркетингу в различных компаниях в сложившейся экономической ситуации.

Участники круглого стола согласились с определением кризиса, которое дает кризису словарь по общественным наукам. «Кризис – это состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы». Присутствующие на круглом столе специалисты попытались также определить, как оценивалась эффективность маркетинга в период, когда рынки росли, а компаниям удавалось почти без труда увеличивать объемы продаж.

Обсуждение показало, что в компаниях, в которых маркетинг рассматривается как парадигма всего бизнеса, изменение оценки эффективности практически не произошло. Результатом маркетинговой деятельности является общий успех компании на рынке, который может измеряться приближением к целям, которые стоят перед владельцем бизнеса. Это может быть прибыль, объем продаж, доля рынка, а также рентабельность вложенных в бизнес средств.

Когда маркетинг рассматривается, как одна из функций, эффективность может оцениваться по-разному. В одном случае это может быть субъективная оценка исполнительности специалистов отдела руководителем компании. В другом - работу маркетологов могут оценивать другие отделы, для которых отдел маркетинга собирает и анализирует информацию.

Таким образом, точка зрения руководителя (топ – менеджера) и точка зрения менеджера по маркетингу, работающего на операционном уровне, на оценку эффективности может отличаться. В то же время, существующее состояние говорит о необходимости повышения эффективности всего бизнеса, т.е. способности производить больше за единицу времени. Это подразумевает переход на новые технологии, в том числе управленческие.

Живое обсуждение вызвал вопрос о том, необходимо ли сотрудникам отдела маркетинга прилагать усилия, чтобы формировать маркетинговое мышление компании. Основным тезисом сторонников данного подхода было утверждение, что именно сотрудники отдела маркетинга являются специалистами, участвующими в коммуникациях с заинтересованными сторонами. Сотрудники компании и топ менеджмент могут рассматриваться как важнейшие внутренние заинтересованные группы предприятия. Поэтому именно специалисты отдела маркетинга в конечном итоге ответственны за то отношение к маркетингу, которое сформировано в компании. Необходимо отметить, что иногда изменения в отношениях требуют столько времени, сколько не имеется у конкретного сотрудника, и он предпочитает найти более удобное рабочее место для приложения своих сил.

С точки зрения функциональности и эффективности рассматривалась операционная деятельность. Здесь общим результатом обсуждения стало согласие с тем, что необходима оценка проводимых рекламных и маркетинговых акций. Следует повысить их ценность для бизнеса, что подразумевает измеримость и прогнозируемость. Среди возможных вариантов назывался переход на принципы проектного управления маркетингом, при котором любые инвестиции оцениваются с точки зрения полученных результатов. Этой оценке может быть подвергнуты как краткосрочные мероприятия, например, рекламные акции, так и долгосрочные маркетинговые кампании. Следует отметить, что подобным образом могут оцениваться мероприятия, начиная с определенного уровня. Требование оценки эффективности рекламного объявления с точки зрения объема продаж, как минимум некорректно.

Проведенный круглый стол еще раз показал, что кризис является хорошим стимулом к выявлению новых подходов к повышению эффективности работы маркетинговых подразделений компаний и оценке полученных ими результатов.

Правление Клуба Петербургских маркетологов.


В избранное