Проверьте себя по этому списку, а дальше я все объясню:
1. Ваш бизнес сильно зависит от одного крупного клиента?
2. Ваш бизнес сильно зависит от одного поставщика?
3. Ваш бизнес сильно зависит от одного незаменимого сотрудника?
4. Ваш бизнес сильно зависит от конкретной валюты или конкретного уровня ее курса?
5. Ваш бизнес сильно зависит от политики местных или государственных властей?
6. У вас в бизнесе только один основной способ привлечения клиентов?
Список можно продолжать, но пока этого хватит.
Ответили ли Вы хоть раз да? Тогда начинайте срочно принимать меры – иначе Вас ждут определенные проблемы. Вопрос НЕ в том случится ли какая-нибудь проблема, связанная с одним из этих пунктов, вопрос в том – КОГДА она случится!
А теперь из примеры практики:
Одна знакомая мне местная рекламная компания – обслуживала крупный федеральный банк. Это был их единственный крупный клиент, который обеспечивал 99% оборота этой рекламной компании. Остальное время – они делали мелкие заказы для местных фирм. С приходом кризиса, банк сократил рекламные бюджет более чем в 10 раз. Рекламная фирма не смогла быстро найти других платежеспособных клиентов – и накрылась очень быстро.
Компания занималась распространением бахил во всех медицинских учреждениях области. Бахилы покупали в Москве, упаковывали на месте. Опять же с кризисом – москвичи задрали цены на бахилы до такого уровня, что весь этот бизнес резко потерял весь смысл. Компании повезло – они предвидя эту ситуацию вовремя поехали в Китай, нашли нужных поставщиков и сумели договориться о нужных условиях. Но могли и не договориться…
Незаменимый сотрудник – очень частая проблема начинающих и небольших бизнесов. Как только такой сотрудник уходит или болеет или в отпуске – сразу начинает все рушиться. Кстати, как только такой сотрудник понимает, что он звезда – он начинает качать свои права и выдвигать свои условия, пугая Вас тем, что он уйдет. И многие на это ведутся. Незаменимых не бывает. Начните готовить замену ДО того, как возникнут проблемы. И еще –
очень часто незаменимым сотрудником является сам директор. Что конечно же недопустимо. Обучайте других тому, что умеете сами.
С валютой все просто – курс доллара взлетел и вся розница, чьи цены привязанные к курсу доллара резко взвыли. Цены НЕ поднять нельзя, а по таким ценам даже самим покупать страшно. Ищите поставщиков, работающих с разной валютой.
С политикой еще веселее – в одной области нашей страны – в 2007, 2008 годах, когда у нас шел быстрый рост экономики – открылось много компаний продающих китайскую спецтехнику. В области было много стройки, много шахт и разрезов и все эти бизнесмены очень быстро взлетали. Потом местный губернатор одним свои распоряжением запретил проезд тяжелой спецтехники (камазов, самосвалов и т.д.) по дорогам области. Чтобы дороги не портили.
Все вчера еще успешные бизнесмены оказались в такой заднице. Продавать некому, часть техники в лизинге, еще часть техники в лизинге долларовом. Сумели выкарабкаться только те, кто развивал другие направления – продажу запчастей, сервис и ремонт, и те, кто выстраивал сбытовые сети за пределами области.
Если Вы привлекаете клиентов только одним способом, то рано или поздно с этим способом возникнут проблемы. Ищите другие работающие способы привлекать клиентов сейчас.