Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о культуре Волгограда: интервью, рецензии, обзоры... Призрак воет в кинозале


Информационный Канал Subscribe.Ru

Другие материалы на сайте "ЕЖИдневник" 

Мы переехали! Теперь наш сайт находится по адресу ezhi.volgograd.ru. Добро пожаловать на новую «квартиру»! Старый адрес по прежнему работает, но больше не обновляется.

Александр ИваноFF

Призрак воет в кинозале

На экранах Волгограда идёт фильм Джоэля Шумахера «Призрак оперы»
«Призрак оперы». Рецензия.
Опубликовано: «Неделя города»

Фото А.ИваноFF'а

Призрак оперы. Кадр из фильмаЕсли помните, эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева звучит так: «Чудище обло, озорно и лаяй». После просмотра «Призрака оперы» Шумахера его можно перефразировать применительно к фильму следующим образом: «Клюква крупна, развесиста и поёт». Причём клюква настолько развесиста, что никаких ушей не хватит, особенно в современных кинотеатрах, где установлено оборудование Dolby Surround, что переводится на русский народный как «долбит вокруг».

В принципе желание Эндрю Ллойда Веббера заработать ещё денег на своём знаменитом мюзикле «Призрак оперы» понятно. Как ни крути, а за 18 лет существования мюзикла он хоть и заработал астрономические несколько миллиардов долларов, но всё-таки его посмотрели всего 80 миллионов человек. Представляете, на сколько больше зрителей может увидеть фильм в кинотеатрах по всему миру? При удачном раскладе очень много. Но это при удачном. А для того нужно было соблюсти множество условий. И режиссёр Джоэль Шумахер, многомиллионный бюджет и принцип «Щас мы сделаем вам красиво» не спасли ситуацию. Веббер стал жертвой собственных амбиций. Ну куда это годится, когда композитор и автор сценария сам выбирает актёров, да ещё ставит непременное условие, чтобы они пели? В итоге главные роли в самом громком (как предполагали его создатели) фильме конца года (это у нас «Призрак» объявился только в январе) исполнили Эмми Россум, Джеральд Батлер и Патрик Уилсон. Вам эти имена о чём-нибудь говорят? Большинству зрителей на всей планете тоже. С учётом того что эти не блещущие актёрскими талантами господа почти два с половиной часа экранного времени поют без остановки, лишь изредка замолкая (наверное, чтобы перевести дыхание), то уже на первом часе просмотра начинаешь подавлять зевоту, поглядывать на часы и порываться сходить куда-нибудь из зала. Именно так поступали те немногие зрители, что решились купить билеты на «Призрака оперы» и кого не остановило предупреждение кассира «Вы же знаете, что это музыкальная драма, длящаяся два с половиной часа?»

Нет, фильм можно было сделать не просто блестящим и сверкающим, а интересным и захватывающим, добавь создатели чудес и драйва. Никто бы тогда не обратил внимания, что Эмми Россум при виде Призрака открывала рот и не закрывала его до самого окончания сцены, что на кладбище морозным днём стелился туман, а изо рта героев не вырывался пар, что все сцены длятся не просто долго, а изматывающе долго (примерно так: виконт и Кристина выбегают на крышу, и Рауль долго поёт о своей любви, потом Кристина поёт алаверды, затем они поют в унисон и уходят, продолжая петь, а из-за колонны выходит Призрак и начинает петь о том, что его предали, и так без остановки). Нет, чудеса были, но какие-то половинчатые и нелогичные: Призрак ведет Кристину в своё подземелье, где на стенах оживают руки, держащие свечи, а из-под воды появляются уже горящие светильники. А потом нам объясняют, что Призрак - всего лишь уродливый человек. Извините, ребята, если он из крови и плоти, то какие нафиг оживающие предметы?

Призрак оперы. Кадр из фильмаВообще, такое впечатление, что создатели «Призрака» сначала тщательно изучили стёбовый глоссарий Питера Гэммонда («приложенного» автором к его книге «Опера: притворись её знатоком»): в перерывах, когда не надо было петь, герои всё же пели речитативом 1* - поленился, ой поленился Ллойд наш Веббер дописать музыку к диалогам, а если актёры не пели, забываясь и говоря пару фраз человеческим языком, то тут же спохватывались и начинали петь. Вот только у опер есть антракты 2*, во время которых люди могут передохнуть от высокого искусства и вкусить пару-другую бутербродов в буфете. «Призрак» такого шанса не дает, превращаясь в самую настоящую камерную оперу 3* - от слова «камера».

В общем, фильм Джоэля Шумахера «Призрак оперы» - это условная банальность, выдержать которую можно только при большой любви к музыке Веббера. Это подтверждают кассовые сборы картины - они ещё не окупили и половины бюджета. Диагноз ленты звучит в словах Кристины: «Он всегда будет петь». Пусть себе поёт, только подальше от наших голубых экранов.

Комментарии читателей

Аlёnа Батьковна:

Призрак оперы. Кадр из фильмаНесмотря на то, что в «Киноплексе» на фильме «Призрак оперы» мы сидели вместе с автором рецензии, видели и слышали одно и то же, впечатления о фильме у нас сложились несколько разные. Согласна, что глюков в фильме - море, включая упомянутую уже Александром «затянутую» сцену на крыше театра: падающий снег (температура никак не выше ноля градусов по Цельсию), а герои мало того, что одеты так, что скорее выглядят раздетыми, и им совсем не холодно (понимаю их - «любовь греет»), так у них из рта даже пар не идёт! С призраком всё ясно - это очередное половинчатое «чудо» (мы ведь ещё не знаем, что он всего лишь человек, и понимаем, что привидения и прочая потусторонняя мерзость не подчиняется земным законам физики (химии, математики, логики, здравого смысла), а потому данному обстоятельству нисколько не удивляемся). А вот объяснение по поводу этой парочки у меня только одно: жевательная резинка чего-то-там-Морозное-Дыхание была изобретена ещё в те далекие 1800-т лохматого года, и герои, понятное дело, пожевали её перед тем, как перейти к телячьим нежностям. Вот и получилось, что температура дыхания сравнялась с температурой окружающей среды, а значит, никакого пара в помине быть не должно. Однако я протестую против определения «изматывающее долго» в отношение этой (и остальных других сцен фильма). Это - исполнение «Теnutо» 4* (перечитайте глоссарий Гэммонда!). Не забывайте - действие происходит в оперном театре, а значит, «real-time», и Призраку (который всего лишь человек) нужно время, чтобы добежать до крыши (откуда - из гримёрки, столовой или, простите, туалета - это уже другой вопрос, вдаваться в столь интимные подробности мы не будем). ;о) Ну а то, что он якобы присутствовал во время этой любовной сцены на крыше - это уже, батенька, навороты кинематографа. Ему, Призраку, просто «сделали монтаж». :)

Призрак оперы. Кадр из фильмаГлавная же ошибка Александра состоит в том, что он судит сие «шеде-вральное» произведение с позиций кинематографа (сразу видно человека, который не посещает спектакли нашего оперного театра и не смотрит фильмы-оперы на канале «Культура» - ибо в противном случае ему бы и в голову не пришло разбрасываться словами «условная банальность» в отношении произведений, являющихся симбиозом музыкального и кинематографического искусств, в которых, как ни крути, доминирует всё-таки музыкальная составляющая). Не нужно искать здесь актёрских изысков - нужно слушать «арии» 5* и «ариозо» 6*, наслаждаться «бельканто» 7* (оказавшимся настолько белькантистым - в его современном смысле слова - что переводчики, видимо, не смогли разобрать текст дословно и переводили его в меру своей испорченности). А чего стОит знаменитая «баркаролла» 8* в самом начале фильма? Неужели Вас нисколько не вдохновили ни красота музыки, ни соблазнительность неглиже героини? (хм… она в таком виде собиралась идти в свет или фраза виконта насчёт званного обеда означала на самом деле романтический ужин при свечах в интимной обстановке?..).

Поостереглась бы я и называть Призрака «уродливым». Имхо, его не портит даже наложенный на него грим. Сразу видно, что гримировали актёра не кудесники средневеково-парижского Двора Чудес. Мне этот персонаж очень понравился, так что я не могу простить героине её странного и нелепого выбора. Какой-то совершенно ни-рыба-ни-мясо-слабак-виконтишка вместо воистину неординарной личности гения - которого собственно сама героиня и спровоцировала на все те злодейства, в которых его же потом и обвинила. Так что я очень надеюсь, что один из предпоследних эпизодов фильма (когда «белокурый ангел», несмотря на все запреты своей матушки спускается-таки в на редкость просторные подземные дворцового уровня апартаменты призрака и делает шаг в тот же проход, через который ушёл ранее Призрак) означает только одно - женщина, которая смогла оценить по достоинству этого выдающегося человека, всё-таки нашлась. :)

Так что, дорогой мой собрат по перу и соратник по сайту, попрошу тебя плевать в этот фильм про опера «Mezza voce» 9*, а то ты очень рискуешь нарваться на моё приглашение… и ходить со мной в оперный театр как минимум столько раз, сколько я с тобой ходила в кино, а как максимум - столько, сколько печатных знаков (включая пробелы) в этой твоей рецензии.

Глоссарий Гэммонда

для тех, кто не понял и половины из той бредятины, что мы с Александром тут несли. ;)

1* Речитатив - та часть либретто, к которой композитор забыл сочинить музыку.
2* Антракт - часть оперы, доставляющая зрителям наибольшее удовольствие.
3* Камерная опера - опера, которую может вынести только очень небольшое число зрителей.
4* Теnutо («выдержанно») - пометка в нотах, указывающая исполнителю, что надо тянуть изо всех сил, пока следующий исполнитель успеет добежать из уборной к своему выходу на сцену.
5* Ария - место в партитуре, где исполнитель должен что-нибудь петь.
6* Ариозо - место в партитуре, где исполнитель должен петь хорошо.
7* Бельканто - термин, традиционно означавший очень красивое пение; в наши дни означает прежде всего такое пение, когда разобрать слова невозможно.
8* Баркаролла - музыкальный номер, который исполняется в барке, лодке или другом плавучем средстве.
9* Mezza voce («вполголоса») - пометка в нотах, напоминающая оркестрантам о том, что во время спектакля нельзя громко поносить дирижёра.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

Архив рассылки

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.texty
Отписаться

В избранное