Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о культуре Волгограда: интервью, рецензии, обзоры... Катхак


Информационный Канал Subscribe.Ru

Другие материалы на сайте "ЕЖИдневник" 

Alёna Батьковна

Это вам не Болливуд!

Катхак. Классический индийский танец. Волгоград посетила известная индийская танцовщица

Фото Alёnы Батьковны

Что мы, россияне, знаем об Индии, с чем ассоциируется эта экзотическая страна? Пожалуй, для большинства из нас таких "слонов" окажется всего три: индийское кино, индийский чай и произведения английского писателя Киплинга. Остальное - зыбкие знания, смутно припоминаемые из школьного курса географии. Впрочем, чай в большинстве случаев оказывается подделкой, а индийское кино с его традиционными песнями и танцами, конечно, имеет очень мало общего с реальной жизнью и культурой настоящей.

госпожа Шримали в комитете по культуре Волгоградской областиПодлинный классический индийский танец - это вовсе не "бёдра" (непременно облепленные насквозь промокшим под дождем сари), которыми киноиндианки зазывно покачивают в каждой первой ленте, а высокое искусство, которому учатся. И порой не одно десятилетие. Обо всём этом волгоградским журналистам рассказывала Прерана Шримали - яркая представительница северного классического танцевального стиля катхак, широко известная у себя на родине, и за рубежом. Поскольку язык Киплинга не является вторым родным для большинства россиян, общаться с журналистами танцовщице пришлось через свою русскую ученицу Наталью Иванову (кстати, нашу землячку).

-Для россиян Индия - это в первую очередь индийские фильмы, а чем для индийцев примечательна Россия?

-Это русский балет. Анна Павлова - самая известная в Индии балерина.

-Когда смотришь индийские фильмы, складывается впечатление, в этой стране поют и танцуют - всегда и везде. А как на самом деле сегодня взаимосвязаны танец и реальная повседневная жизнь?

-Хороший вопрос. Если заглянуть в глубь истории Индии, то раньше, в то далёкое время танец играл в жизни очень важную роль. Но поскольку страна была завоёвана, то постепенно она попала под влияние других культур - культурных традиций её покорителей, а свои традиции стали ослабевать, и постепенно танец ушел из обычной повседневной жизни. Сегодня связь разорвана, и искусство - в том числе и искусство танца - это просто возможность творить на сцене свой собственный мир и свою реальность.

-Что такое катхак и чем он отличается от других танцевальных стилей?

-В Индии существует 7 основных танцевальных стилей, каждый из которых представляет культуру определенного региона. Один из них - катхак, стиль, у которого есть несколько уникальных особенностей, отличающих его от других направлений. Первое из них - это сольное исполнение. Т.е. в традиционно это концерт одного артиста. В настоящее время есть много групповых композиций, но это уже не катхак в его исконном значении. Второе отличие - это большое количество гунру (ножных колокольчиков) на ногах танцора. Иногда их число доходит до двухсот (как правило, у мужчин, потому что они сильнее физически) - на каждой ноге. Ещё одно отличие - основная позиция танцора достаточно естественная и удобная для виртуозной работы ног, что позволяет воспроизводить огромное количество разнообразных и очень сложных ритмических рисунков. Катхак - это единственный стиль, где заложена и очень мягко сочетаются культура мусульманская и индусская.

Катхак - это повествование, рассказ о чём-то. На заре возникновения этого вида искусства главной темой танцевальных композиций были повествования о богах, мифологические сюжеты и легенды. Сегодня разрабатываются и исполняются самые разнообразные темы, не имеющие религиозного и исторического смыслов. В отличие от большинства других танцевальных стилей он допускает отклонение от программы, импровизацию - если танцор вдруг хочет исполнить что-то своё, новое, то он делает это, а музыканты подхватывают новую тему и помогают ему музыкально, подхватывают ритм. Эта импровизация иногда становится даже отдельным номером программы, приобретая черты соревнования между танцором и таблистом (табла - музыкальный ударный инструмент, главный из сопровождающих выступление танцора, таблист - музыкант, который на нём играет. - Прим. автора).

пресс-конференция в комитете по культуре Волгоградской области-А как Вы относитесь к хореографическим традициям Запада?

-Творческое сотрудничество с западными хореографами позволило мне сделать одно открытие, которое очень сильно меня поразило: для западных хореографов очень важно человеческое тело, и они полноценно его используют. А для индийского танца тело просто инструмент для того, чтобы выразить настроение, эмоциональную составляющую композиции.

- Цвета костюмов имеют какое-нибудь особое, символическое значение?

-Если это традиционный катхак, то цвет костюма зависит только от настроения танцора. Если же программа не традиционная, и танцор хореографирует композицию, связанную с определенной тематикой, то тогда костюм подбирается в соответствии с этой тематикой. Несколько лет назад я делала композицию о планетах и рассказывая о них, надевала костюмы, соответствующие цвету каждой из планет, о которых в ней шла речь.

-А в Волгограде Вы впервые? Какие первые впечатления от города?

-Встречалась с представителями администрации города. На столе в помещении стояла статуэтка Матери-родины, и она очень сильно поразила - в ней столько экспрессии, такое красивое движение, такой красивый разворот! Такая форма! Теперь хочу увидеть оригинал этой великолепной скульптуры.

-Вы много путешествовали, выступали в разных странах. Где Вас лучше всего принимали, где Вам больше всего понравилось выступать?

-Когда приехала впервые в Россию в 1987-м году, то была сильно потрясена двумя вещами: традицией приветствовать гостей хлебом-солью и тем, что на концертах зрители выходят на сцену с цветами, и дарят их в очень больших количествах. В Индии такой традиции нет. Там цветы вручает лицо, приглашённое в качестве главного гостя, а зрители просто аплодируют. Причём аплодисменты и восклицания сопровождают всю программу - если зрителям понравился какой-то трюк, какое-то движение, они сразу реагируют, не дожидаясь её окончания.

Увы, Волгоград в тот вечер вряд ли смог поразить нашу гостью большим ажиотажем жителей вокруг танцевального искусства Индии - не того, которое россияне привыкли видеть в малобюджетных картинах Болливуда (так называется киноиндустрия второй по народонаселению страны), а подлинного, классического индийского танца, представленного стилем катхак.

Впрочем, и не смутил тоже: несмотря на малочисленность зрителей и обилие пустых мест в зале ЦКЗ, госпожа Шримали не только демонстрировала своё мастерство в исполнении композиций, обычных для концертной программы катхака, но и активно общалась со зрителями, переводя свои маленькие хореографические повести с эсперанто движений и жестов на не всем понятный английский, синхронно переводимый на русский ученицей Прераны Шримали, Натальей Ивановой. Такой импровизированный ликбез порой был довольно утомителен, но он всё же не оказался бесполезным, и самые внимательные слушатели во время шлоки - традиционного заключительного номера любой программы классического катхака - не без удивления осознали, что понимают почти все, что "рассказывает" им эта талантливая индийская танцовщица. Ведь в искусстве нет понятия "языковой барьер", и оно не нуждается в переводе.


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного - мыль сюда!!! ;)

Архив рассылки

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное