Сегодня у нас в гостях писатель-фантаст, издатель Борис Долинго, председатель оргкомитета и главный организатор фестиваля фантастики «Аэлита».
Ваше мнение о борьбе с пиратством? Можно ли его победить? Правда ли, что возможность бесплатно скачивать книги повышает продажи?
Ответ на первый вопрос: победить полностью нельзя, как нельзя целиком искоренить любую преступность, но сильно прижать и «загнать в подворотню» — можно. Пока же пираты чувствуют себя совершенно безнаказанно. Это вопрос политики государства — у нас оно ещё не взялось, как следует за данную проблему.
Насчёт того, что бесплатные скачивание повышают продажи — думаю, что не повышают, а понижают. Пока электронные средства чтения не были широко распространены, в какой-то степени, возможно, и повышали.
Но когда всё больше народа читает книги на смартфона и планшетах — безусловно, бесплатные скачивания (если автор и/или издатель не давали такого права) являются наглым воровством. Никто же не раздаёт бесплатно бумажные книги — вот и электронные «раздавать» нельзя!
Есть ли будущее у «интерактивных книг»? Могут ли исчезнуть обычные книги с приходом волны интерактивных?
Погодите — под «интерактивные» Вы подразумеваете э-книги ВООБЩЕ или именно — «интерактивные книги», т.е., такие файлы-программы, которые предусматривают помимо чтения ещё какие-то виду действия с «книгой» (участие в изменении сюжета, вставка дополнительных файлов, какая-то игра и т.д., и т.п.).
Если говорить конкретно об «интерактивных» книгах, то это достаточно дорогой в создании продукт, потому что помимо работы писателя/сценариста тут требуется ещё серьёзная работа программистов. Т.е.это сродни в чём-то компьютерным играм.
Ясное дело, что таких книг на рынок просто не может поступать много и разных. Они, разумеется, уже потеснили бумажную книгу (как серьёзно и давно её потеснили фильмы и компьютерные игры), но и-книга не является, НА МОЙ взгляд, серьёзным конкурентом книге бумажной.
А вот электронная книга (электронное издание, если говорить терминами ГОСТ), безусловно, фатальна для книги бумажной. Другое дело, что бумажные книги ещё очень-очень долго не умрут или же, возможно, не умрут никогда.
Они будут выпускать ограниченными тиражами (система «print-on-demand), останутся как некие «сувениры». т.к. просто электронный файл, коим является электронное издание, удобно читать, но не слишком удобно дарить. А любому автору захочется подарить свою книгу — бумажную! — друзьям и знакомым.
И вообще — сегодня мы наблюдаем не «смерть книги» вообще, а просто некую «смену носителя». Примерно так же в XV веке происходила смена рукописных книг на печатные.
Более того, если тогда рукописная книга именно умерла, то сегодня бумажная не умрёт, а останется одной из ипостасей существования «книги» как культурного артефакта, только вместе с ней (и в куда большем масштабе) будут существовать книги электронные.
Что такое, на Ваш взгляд, «идеальная рукопись»?
Ну… Если говорить о литературной стороне вопроса, то «идеальность», естественно, это интересный, увлекательный сюжет и хороший язык и стиль. Вообще совет авторам: соблюдайте культуру набора текста. Для этого достаточно посмотреть на грамотно изданные бумажные книги — и следовать простым правилам набора (ну и русского языка вообще).
Правда ли, что будущее — только за «проектной» литературой, а сольные книги не будут пользоваться успехом?
Моё мнение — что нет, это ерунда. «Проектная литература» — не естественный спрос читателя или «поползновения» авторов — это в чистом виде маркетинговые проект издательств.
Когда на рынке царила монополия бумажных издательств-монстров, диктующих свои вкусы и взгляды всем (и авторам, и читателям, что самое страшное), то «проектные» серии получили такое развитие, а, точнее, РАСКРУТКУ. По всяком случае, я говорю о тех «проектах» и В ТОМ ВИДЕ, в каком мы в большинстве случае это наблюдали.
Электронных издательств будет больше — значит, диктат отдельных людей — владельцев или главных редакторов издательсв-монстров будет меньше. Наверное, и в ЭИ будут «проекты» — хотя бы даже по некой инерции, но будет просто намного больше хорошей литературы, которая последние годы не могла зачастую пробиться через фильтры бумажных монополистов.
Долинго Борис Анатольевич родился 3 декабря 1955 года в городе Коканд, Узбекистан.
Первая серьёзная публикация Бориса Долинго состоялась в 1990 году: в сборнике по материалам фестиваля «Аэлита-1989» вышел рассказ «Возможны варианты». Первые крупные произведения — романы «Мир Терпа» и «Круглые грани Земли» (дилогия «Странник по граням») — были выпущены в 2001 году в издательстве «Армада — Альфа-книга».
С 2002 года Борис Долинго является председателем оргкомитета и главным организатором фестиваля фантастики «Аэлита». С 2007 года ведёт раздел фантастики в журнале «Уральский Следопыт».
Лауреат литературных премий «Евразия» (2004 г.) и премии им. В.И. Бугрова (2008 г.), а также ордена «Рыцарь фантастики» им. И.Г.Халымбаджи (2011 г.). Член Союза писателей России с февраля 2004 года.