Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебный мир фэнтези

  Все выпуски  

Волшебный мир фэнтези


РАДА ГЕ: СКАЗКА — ЭТО КЛАД И СОКРОВИЩНИЦА

Наш сегодняшний гость — Рада Ге, поэтесса, автор сказок, художница, вокалистка проекта «Чертово городище».

1. Вы пишете сказки; на Ваш взгляд, что в сказке самое главное? Чем сказка отличается от фантастики, фэнтези?

Какой бы ни была сказка — народной, неважно какого народа, или авторской, — в ней должно прослеживаться нечто, отличающее сказку от любого фентези, и это «нечто» по-моему совмещает два главных пункта — простоту и силу.

Во всех настоящих сказках есть эта простота и сила, и они очень хорошо чувствуются под любой фантасмагорией, которой вы наделяете своих героев или среду их обитания.

Сказка — это ведь чрезвычайно сильный «регулятор», если можно так выразиться, это клад и сокровищница всей мировой архетипики, космогонии и многого другого (дабы в интервью не вдаваться в культурологические подробности). Даже если человек не понимает этот подтекст разумом, его подсознание читает между строк — и в этом прелесть настоящей сказки.

2. Ваш блог называется «Гнездо совы». Почему?

Ну, во-первых в гнезде уютно. Шутка. На самом деле, я очень люблю сов. Остальную мировую фауну люблю не меньше, но сов — в особенности, так как сова является моим тотемным животным, животным-предком. Объяснить почему — сложно, но это действительно так.

3. Поэзия — одна из граней Вашего творчества. Расскажите, пожалуйста, о своих стихотворениях.

Стихи пишу давно, но достаточно редко, и придерживаюсь взглядов, что если стихотворение не приходит само как некое откровение и не заставляет писать себя, то лучше не выжимать из себя лишние слова: если стихотворение не является откровением, то оно получается фальшивым. А такие вещи, как известно, приходят не так уж часто.

То же самое, кстати, происходит и с рисованием картины. Ни одно свое стихотворение и ни одну свою картину я не считаю полностью «своими» — скорее, я помогала им по мере скромных сил своих воплотиться, потому что они сами этого захотели :) А вообще, если говорить о стихах кратко, то лучше всего про это сказал Макс Фрай:

«Ему как-то удается говорить о вещах, которые действительно имеют значение… и недоговаривать ровно настолько, насколько это необходимо, так что договаривать приходится тому, кто его слушает — иногда мы даже не осознаем, что сами создаем собственное продолжение услышанного…» — и в этом смысле стихи, как песни, приближаются к заговору, чем они и являются по сути своей.

4. Кто — герои Ваших сказок? Среди них есть Вы сами?

Была у кого-то из известных авторов фраза: «Мы все больны и умеем читать только те книги, в которых описывается наша болезнь». Это я к тому, что абсолютно во всех наших фантазиях, придуманных мирах, рассказах, повестях и сказках (и не только) есть мы сами.

Каждый персонаж не является ни чем иным, как частью нас самих, поэтому в нем нет ничего, чего не было бы в нас. Другое дело, когда персонаж, родившись, начинает в сознании читателей приобретать все новые черты, но это уже восприятие пост-фактум.

Своих героев у меня не так много — люблю писать серии коротеньких сказок про одного и того же героя. Была серия про трубочиста Фредерика Фернандеса, а сейчас пишу про Федю Спилиелока и его дружбу с говорящей мельницей :)

5. Должны ли сказки чему-то учить детей? «Чувства добрые» пробуждать, как сказал поэт? Если да, то как этого добиться, не впадая в нравоучительность?

Морализаторством в русской литературе настрадалось уже слишком много писателей, чтобы продолжать эту славную традицию :) Сказать могу одно — мораль, высказанная напрямую, является невообразимой фальшивкой, которая совершенно точно ничего у детей не пробудит.

Сказка сама делает так, чтобы в ребенке, читающем ее, проснулось нечто аналогичное ее внутреннему духу — и здесь главное автору сказки этот дух в нее вдохнуть. Живая сказка сама сделает всю «воспитательную», хоть я и не люблю это слово, работу. В древних мифах и народных сказках, которые прошли сквозь время, этот дух есть — и кстати, никакой открытой морали. Все-таки сказка — не басня.

В избранное