Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хроники фантастики и фэнтези

  Все выпуски  

Хроники фантастики и фэнтези


Горменгаст


Цикл Мервина Пика «Горменгаст» — классический пример нестандартного фэнтези.

Это не эпическая история в стиле Джона Толкиена (чей «Властелин колец» сейчас, кстати, экранизирует Amazon). Не героические приключения в стиле Роберта Говарда (новый сериал по Конану тоже на подходе). Не сатирическая комедия в стиле Терри Пратчетта (угадайте что? Сразу два сериала по Пратчетту сейчас в разработке).

На фоне этих произведений «Горменгаст» стоит особняком — он другой. Счинается, что «Горменгаст» положил начало новому поджанру фэнтези — фэнтези нравов (характеров). Жанр этот зародился давно, но обычно был представлен в формате комедии.

В комедии нравов сюжет строится не столько на комических ситуациях (как в комедии положений), сколько на раскрытии характеров персонажей и нравов общества в целом. Для жанра, как правило, характерно подчеркивание каких-то отдельных, наиболее важных для автора черт персонажа. К комедиям нравов принято относить такие произведения, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Тартюф» Мольера, «Власть денег» О. Мирбо, «Школа злословия» и «Соперники» Р. Шеридана, «Недоросль» и «Бригадир» Д.И. Фонвизина. Далековато мы забрались от фэнтези, верно? И это чувство будет с вами все время, пока вы остаетесь в мире Горменгаста — здесь все не так, как вы привыкли.

Фэнтези нравов (характеров), как правило, отбрасывает комедийную составляющую своего предшественника, но сохраняет главное — делает упор на характерах персонажей, а не на ситуациях и событиях. «Горменгаст» — книга не для всех, и кому-то из поклонникам фэнтези она, возможно, и не понравится. Но попробовать познакомиться с ней обязательно стоит.

«Горменгаст» уже был экранизирован в 2000 году, тоже в форме сериала. Главные роли в нем исполнили Джонатан Рис Мейерс и Кристофер Ли, которого молодое поколение знает как Сарумана из «Властелина колец» и графа Дуку из «Звездных войн» — а знатоки кино по множеству других ролей, включая Дракулу и Шерлока Холмса.

Экранизация 2000 г. была основана на двух первых романах. Новый сериал, как предполагается, охватит не только события трилогии, но и сюжет четвертой, не законченной автором, книги.

Главный герой Горменгаста — Титус Гроан. Его имя носит первая часть трилогии, вышедшая в 1946 г. В сюжете Титус появляется далеко не сразу. Настолько не сразу, что в первой книге, несмотря на название, его очень мало, и сюжет строится вокруг совершенно другого персонажа — Стирпайка, который занял 49-е место в «списке виднейших злодеев мировой литературы» по версии газеты The Telegraph. Именно его сыграл в предыдущей экранизации Джонатан Рис Мейерс.

Стирпайк — классический человек эпохи Возрождения, описанный Шекспиром и Макиавелли. Как Борджиа, как Макбет, как Яго, он… А какого черта? — спросит зритель. Мы, вроде бы, говорим о фэнтези, а не на урок литературы пришли. Дайте нам эльфов, гномов, драконов, ну хотя бы блондинок в бронелифчиках. Ну что тут скажешь? Такой уж он, Горменгаст, мрачный и серьезный.

Итак, Стирпайк уверен, что цель оправдывает средства. В начале сюжета он — помощник на кухне, в королевском замке Горменгаст. Но этого Стирпайку мало. Шаг за шагом он карабкается наверх, и этому посвящена практически вся первая книга.

Следующей ступенью Стирпайка становится должность помощника королевского доктора. Теперь Стирпайк вхож в высшее общество, и это открывает перед ним много возможностей. В конце первой книги, юный Титус Гроан становится эрлом Горментаста, а Стирпайк обретает власть и влияние в замке.

Их противостоянию посвящена вторая книга, «Горменгаст» (1950). Заканчивается она тем, что Титус Гроан покидает замок и отправляется странствовать. Создатели экранизации 2000 года решили на этом остановиться, и не включили в сериал последующие события.

Путешествие главного героя описано в последней части трилогии «Одиночество Титуса» (1959) и повести «Мальчик во мгле» (1956).
Непросто сложилась судьба четвертой книги, «Пробуждение Титуса». Автор не успел ее закончить, оставив лишь сырые наброски. В семидесятых годах вдова Пика, Мэв Гилмор, дописала книгу сама, назвав ее «Бесконечные искания».

Почти полвека рукопись пролежала на чердаке, пока не была найдена в 2010 г. и издана под первоначальным названием — «Пробуждение Титуса. Потерянная книга Горменгаста». Финал ее удивит читателя и может сравниться с финалом «Темной башни» Стивена Кинга.

Сценарий новой экранизации «Горменгаста» пишут Нил Гейман и Акива Голдсман. Нил Гейман — автор таких книг, как «Американские боги», «Звездная пыль», «Коралина», «Книга кладбищ», а также комикса «Песочный человек».

Его первая книга, «Добрые предзнаменования», была написала в соавторстве с самим Терри Пратчеттом и скоро также будет экранизирована. Первая сольная книга Геймана, «Нигде и никогда», напротив, стала новеллизацией его же сценария к телесериалу. Гейман — обладатель таких престижных наград, как Хьюго, Небула, премия Брэма Стокера.

Акива Голдман получил премии Оскар и Золотой Глобус за сценарий к фильму «Игры разума». Также он автор сценариев к фильмам «Бэтмен навсегда», «Бэтмен и Робин», «Я, робот», «Я легенда», «Нокдаун», «Код Да Винчи».

Как видите, список очень неровный. «Бэтмен навсегда» стал суперхитом, самым кассовым фильмом года — а «Бэтмен и Робин» оказался так плох, что прикончил франшизу о Бэтмене на долгие годы, пока ее не оживил Нолан. Будем надеяться, что в творческом дуэте именно Гейман будет играть первую скрипку, — впрочем, Голдмана вряд ли вообще стоило подпускать к такому сложному и абсолютно не-голливудскому проекту, как «Горменгаст».


В избранное