Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хроники фантастики и фэнтези

  Все выпуски  

Хроники фантастики и фэнтези


Видоизмененный углерод (Altered Carbon)

Сериал поставлен по одноименному научно-фантастическому роману Ричарда К. Моргана. Книга получила престижную литературную награду — премию Филипа Дика в 2003 г.

Действие романа (и, соответственно, будущего сериала) разворачивается в мрачном мире будущего. Для того, чтобы зрителям было проще, при маркетинге сериала подчеркивается сходство с «Бегущим по лезвию бритвы» — и то, второго «Бегущего» совсем недавно показывали в кинотеатрах, много денег было вложено в рекламу. Почему бы теперь не прокатиться за чужой счет, пиаря свой сериал на шее чужого фильма.

В мире будущего человеческую личность можно отцифровать и перенести в новое тело. Фактически, это означает бессмертие, однако — что очевидно — возникают неприятные проблемы с дублированием сознаний. Представим, что человек умер, а его сознание перенесли в два других тела — по ошибке или по злому умыслу.

Кто, какая из копий будет считаться настоящей, а какая — лишней? Подобная проблема уже поднималась в фильме «Шестой день» с Арнольдом Шварценеггером, однако в рамках романа и сериала тему можно раскрыть гораздо подробнее.

Не всем понравились новые технологии. В мире Ричарда К. Моргана, католическая церковь отвергает принцип копирования души. Католикам запрещено прибегать к этому. Они верят, что душа должна отойти к Богу, а не перейти в новое тело. Поэтому католики в романе часто становятся жертвами убийств — и правда, какой смысл убивать человека, который сразу же воскреснет в новом теле.

Одной из сюжетных линий становится отношение людей к этому запрету. Вопрос решается на уровне ООН. Многие требуют, чтобы в интересах правосудия властям было позволено воскрешать католиков хотя бы временно, для того, чтобы те могли дать в суде показания против своих убийц. Но что значит земное правосудие по сравнению с судом небесным, возражают церковники.

Теоретически, процедура отцифровки доступна для большинства людей. Это большие деньги, но за целую жизнь на новое тело можно накопить. Однако есть еще одна проблема — новое тело будет стареть точно так же, как и предыдущее. Это значит, что из дряхлого старика человек становится молодым, а потом снова превратится в дряхлого старика. Для многих людей это стало слишком мучительным испытанием, поэтому после двух-трех перерождений большинство отказывается от оцифровки и умирает.

Впрочем, если у тебя много денег, по-настоящему много, ты можешь обновлять свое тело регулярно и всегда оставаться молодым. Таких людей называют Мафами, по имени библейского персонажа Мафусаила. Внимание — готовьтесь к тому, что бравые переводчики будут называть Мафов Метами (Meths), как в оригинале, позабыв про отсылку к Библии.

Также богатые люди могут позволить себе и другие дорогие привычки — хранить запасные копии своего сознания и отцифровываться регулярно.

Сюжет начитается с того, что Маф по имени Лоренс Бэнкрофт погибает, по всей видимости, совершив самоубийство. В сериале Бэнкрофта сыграет Джеймс Пьюрфой, известный нам по сериалам «Филантроп», «Последователи», «Хэп и Леонард». Затем Бэнкрофта воскрешают. И — барабанная дробь! — у него амнезия. Он не помнит, что произошло в последние два дня.

Нет, конечно, автор не настолько циничен, чтобы вот так прямо накормить нас заезженным штампом про амнезию. Он объясняет, что это, дескать, особенность отцифровки, технические моменты. Но по сути перед нами все та же старая добрая амнезия, без которой не обходится ни одна мыльная опера.

Бэнкрофт не верит в версию о самоубийстве. Он убежден, что его убили. Бэнкрофт нанимает главного героя, Такеши Ковача (Юэль Киннаман).

Ковач погибает в самом начале романа, в прологе. Как мы уже знаем, это не так уж страшно. Он возрождается в теле-клоне и
начинает расследование. Повествование идет от его лица. Да, вы не ошиблись — за всей этой фантастической декорацией скрывается старый добрый детектив-нуар, в стиле Дэшила Хэммета.

Главный герой будет ходить по мрачному городу, говорить многозначительные банальности, напрашиваться на неприятности и регулярно получать в рыло. Именно за это мы и любим «черный» детектив, верно.

Кто же такой Ковач? Как и положено герою детектива, он ветеран войны. А как же! Сколько частных детективов, к примеру, были ветеранами Вьетнама — от Майка Хаммера до Томаса Магнума. В данном случае, наш герой — опытный солдат из особого подразделения, своего рода звездной пехоты.

Да, в мире романа/сериала люди открыли способ путешествовать к звездам. Как известно, для этого необходимо двигаться быстрее скорости света. Обычно в фантастике используются стандартные решения. Есть несколько вариантов.

Это либо «кротовые дыры», нечто вроде естественных телепортеров. Либо настоящие телепортеры, созданные наукой (как «Звездные врата»). Либо герои перемещаются в неком подпространстве. Либо используют «гиперпрыжок» — суть которого у каждого автора немного своя. Нередко разные варианты объединяются и смешиваются.

Ричард К. Морган предлагает другую модель путешествия. Перемещается только сознание человека, отцифрованная душа. В точке назначения она загружается в новое тело. Эту технологию, впрочем, мы уже видели, например, в фильме «Обмен телами» со Стивеном Болдуином и Кайлом Маклахленом. По такому же приципу, но уже во времени, а не в пространстве, перемещается Сэм Беккет из сериала «Квантовый скачок».

Впрочем, в мире романа подобное перемещение — задача непростая. В отпуск так не поедешь. Только лучше солдаты, прошедшие специальную подготовку, могут так запросто прыгать из тела в тело. И наш герой, конечно, из их числа.

Роман является первым из цикла про Такеси Ковача. За ним последовали «Сломанные ангелы» (2003) и «Пробужденные фурии» (2006). На этом цикл был завершен. Хотя, кто знает, если сериал будет успешным, могут последовать и новые продолжения.

Кроме книг про Ковача, Ричард К. Морган пишет отдельные фантастические романы и фэнтези. Он также был сценаристом нескольких комиксов о Черной Вдове (из «Мстителей»), а также участвовал в создании сценариев игр «Crysis 2» и «Syndicate».

Путь «Углерода» к экранизации был ох каким непростым. Шоураннер Лаэта Калогридис приметила книгу Моргана сразу, еще в 2003 году, и начала переговоры по экранизации. Но — увы! История была слишком мрачной, слишком жестокой, чтобы ее взяли телеканалы. По крайней мере, в то время. Да и сейчас за экранизацию взялось не телевидение, а интернет-канал Netflix.

Можно было пойти на компромисс. Сделать сериал более оптимистичным, более подходящим для семейной аудитории. Но мы хорошо понимаем, что подобная экранизация — это наверняка провал. Суть оригинала будет потеряна, а новую аудиторию привлечь не удастся. Представьте «Игру престолов» или «Ходячих мертвецов», из которых выбросили всю жестокость и мрачность. Такое никто не стал бы смотреть.

Другим вариантом был полнометражный фильм. И мы уже видели, что получилось в случае с «Темной башней». Роман обычного размера в фильм уместить непросто. Лучше и не пытаться. Поэтому, наверное, и хорошо, что книга Моргана не была экранизирована сразу. Да, пришлось ждать 15 долгих лет, но зато теперь у нас есть шанс получить по-настоящему хороший сериал.

А впрочем, нет никаких гарантий, что сериал и правда будет хорош…

В избранное