Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хроники фантастики и фэнтези

  Все выпуски  

Хроники фантастики и фэнтези


Замок и ключ / Locke & Key

Канал Hulu запускает десятисерийный сериал «Касл-Рок», по произведениям мастера ужасов Стивена Кинга. А тем временем, на полке давно пылился другой проект — «Замок и ключ», экранизация произведений Джо Хилла. Думаю, не надо пояснять, что Джо Хилл — сын Стивена Кинга. Он успел не раз доказать, что одарен талантом не меньше, чем его прославленный отец.

«Замок и ключ» — графический роман в жанре ужасов. Он получил ряд престижных наград. Две British Fantasy Award в номинации «Лучший комикс или графический роман», одна Eisner Award в номинации «Лучший автор» (Джо Хилл), а также ряд номинаций. И вот теперь «Замок и ключ» будет экранизирован — на все том же телеканале Hulu.

Почему мы называем «Замок и ключ» графическим романом, а не комиксом? Как вы успели заметить, в названии награды эти два жанра также разграничиваются. Многие ошибочно думают, что «графический роман» это просто такое другое, более вежливое название для комиксов.

Так, сериалы вроде «Санта-Барбары» долгое время называли «мыльными операми» из-за того, что главным их спонсором были изготовители мыла и других подобных домашних средств. Однако название «мыльная опера» многим казалось немного обидным, насмешливым, поэтому со временем их стали называть иначе — «дневные драматические сериалы». А потом жанр и вовсе стал вымирать, поскольку в США стремительно сокращается его целевая аудитория — домохозяйки. Все больше женщин теперь ходит на работу, и им некогда смотреть мыльные оперы.

Так вот — с «графическими романами» все совершенно иначе. Между графическим романом и комиксом есть существенные различия.

Порой доходит до крайностей. Люди, которые любят графические романы, порой высокомерно относятся к комиксам. Они даже могут обидеться, если вы назовете их любителями комиксов. С их точки зрения, назвать графический роман комиксом — это все равно, что назвать «Властелина колец» детской сказочкой про гномов и драконов. Вот такая дискриминация.

Комиксы выходят в форме коротких выпусков-эпизодов. Могут быть сюжетные арки, которые объединяют несколько выпусков, но не более того. Графический роман — это большое, единое произведение, со многими сюжетными линиями, глубокой проработкой сюжета и персонажей.

С другой стороны, комикс потенциально бесконечный. Новые истории про Супермена и Бэтмена можно выпускать хоть каждый год. Впрочем, так их и выпускают. Одни сюжетные арки завершаются, новые начинаются. Старые злодеи повержены, появляются новые, а затем и старые вернутся на очередной круг.

Графический роман по определению конечен. У него есть начало, есть развитие действия и кульминация, есть завершение, как и положено в романе.

Однако… Если присмотреться, мы увидим, что рамки между жанрами все-же не такие жесткие. Особо популярные комиксы могут переиздаваться. Несколько выпусков-эпизодов объединяются под одной обложкой. Это будет названо «изданием в формате графического романа», хотя по сути комикс-то остался тем же комиксом.

И наоборот, графические романы могут выходить из года в год, с продолжением. И то, зачем рубить дерево, с которого сыплются золотые яблоки? Вот и выходит, что разница между ними только в объеме одного выпуска.

Действительно, когда автор ограничен объемом, приходится нелегко. Кр. — с.т., как говорил Антон Павлович Чехов. Наверное, он придумал это высказывание, глядя на толстенные тома Льва Толстого и Федора Достоевского и сравнивая с ними свои собственные труды.

Как тут не вспомнить историю создания «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Мартин пытался сделать карьеру в Голливуде и писал сценарии. Увы, здесь его ждала неудача. Масштабные замыслы автора, с множеством персонажей и сюжетных линий, просто не вписывались в один-единственный фильм. Признав поражение, Мартин нашел свой жанр — роман, а вскоре с триумфом пришел в мир телевидения с «Игрой престолов».

Точно так же с графическими романами. Объем позволяет разворачивать историю вширь и вглубь. Поэтому графические романы традиционно считаются серьезной, глубокой литературой, на фоне развлекательных, ориентированных больше на подростковую аудиторию, комиксов. Как мы уже сказали, это не совсем верно и граничит с дискриминацией жанра; но такова уж традиция.

Действие комикса разворачивается не в хронологическом порядке. Но если следовать ему, то все началось в эпоху Американской революции (которая, как известно, произошла в конце 18 века и привела к отделению британских колоний и образованию США).

Группа повстанцев, прячась в подвале, случайно обнаружила портал в мир демонов, плато Ленга. Твари, обитающие там, способны загипнотизировать любого, а также завладеть человеческим телом путем прикосновения. К счастью, Бенджамин Локк (чья фамилия означает «ключ») создал магические ключи из шепчущий стали, что способны надежно запереть портал.

Тут, внезапно, в заднем ряду поднимается человек и говорит: «Джо, серьезно? Ты хочешь скормить нам очередную историю о портале в демонический мир? Да это уже было сотни раз. Льюис хотя бы про шкаф добавил, хоть что-то новое. А ты дальше подвала не пошел. И главное, Джо, ты же спер всю идею у Говарда Лавкрафта».

В ответ на это Джо Хилл, поправив очки, мог бы с достоинством ответить: «Что хочу, то и делаю. Ишь, умный нашелся, новизны ему подавай. Где ее взять, эту новизну? А произведения Лавкрафта давно перешли в общественное достояние, любой может брать его идеи и делать с ними, что хочет. Так что молчи, а то папочку позову и он тебе морду набьет».

Как оказалось, Джо Хилл был прав. Читателям пришлась по душе история о семье Локков, что стерегут портал и охраняют наш мир от демонов Лавкрафта. Правда, вот продюсеры не были в таком же восторге.

Экранизировать «Замок и ключ» хотели несколько раз. За дело брались небезызвестные Алекс Курцман и Роберто Орчи, затем к проекту присоединился сам Стивен Спилберг — но все без толку. В 2011 г. был даже снят пилот — но дальше дело не пошло. Удастся ли семье Локков добраться до экранизации на этот раз или демоны Ленга вновь одержат победу? Только Ктулху знает ответ…

В избранное