Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ThetaHealing - универсальная технология исцеления" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
Автор
Статистика
761 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Николай Рерих - певец вершин
Информационный Канал Subscribe.Ru |
НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН Выпуск 18. Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на страницах рассылки "Николай Рерих - певец вершин". Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи. Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчестве этой знаменитой семьи. Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых стихов, принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги Елены Ивановны и старшего сына Юрия, статей, посвященных их творчеству, биографии. Будут публиковаться наиболее интересные выдержки из изданных и еще не изданных произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики и теософии, тематические подборки, ответы на вопросы читателей и справочные материалы. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Сегодня в номере: - продолжение книги Николая Константиновича Рериха «Сердце Азии», - подборка о Единении из Учения и Писем Е.И. Рерих. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Н.К. РЕРИХ СЕРДЦЕ АЗИИ (продолжение, начало в 14 выпуске) Выходим и видим ясно за ближайшим песчаным холмом башни и стены. Ни буряты, ни монголы не соглашаются идти исследовать город. Юрий с П. с карабинами на руке идут исследовать. Остальные в боевой готовности с биноклями ожидают. Через некоторое время наши показываются на башне; это значит, что город пуст. В течение дня в несколько приемов вся экспедиция побывала в городе, изумляясь широкой фантазии Джеламы, создавшего в пустыне целый укрепленный город. Не простой разбойник был Джелама. О нем поют много песен. Конечно, шайки Джеламы не вполне рассеялись. На другой день к нашему каравану подъезжало несколько подозрительных всадников, спрашивающих о количестве нашего оружия. Но, очевидно, полученные данные не воодушевили их, и они скрылись за холмами. Район Монголии и Центральной Гоби ожидает исследователей и археологов. Конечно, открытия экспедиции Андрюса и последние, судя по газетам, экспедиции Свен Гедина дали прекрасные результаты, но область так обширна, что не одна и не две, а множество экспедиций с трудом покроют ее. По пути мы встретили прекрасные образцы оленьих камней, высоких менгирообразных гранитных и песчанниковых глыб, иногда орнаментированных. Также мы встретили ряд нераскопанных курганов большой величины и очень заботливого устройства. Курганы были по основанию окружены систематичным рядом камней; на вершине также были камни. Около кургана, образуя как бы второй ряд, виднелись небольшие каменные возвышения. Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южнорусских степей. В одном случае от каменной бабы в восточном направлении шла длинная аллея продолговатых камней на расстоянии около километра. Мы заметили, что изваяние до сих пор мажется жиром, и услышали легенду, что это могущественный разбойник, после смерти обратившийся в покровителя области. Наш тибетец Канчок, данный нам тибетским представителем в Урге для сопровождения, обратился к покровителю области с длинным молением, требуя для нас счастливого пути. В заключение он бросил горсть зерен изваянию. Проведите линию от южнорусских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните ее к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов. Двадцать один день пути от Юм-Бейсе до Шибочена прошли в полном одиночестве. Кроме двух-трех заброшенных юрт, кроме разрушенного Темпе Джалсена и полдюжины подозрительных всадников, мы встретили лишь один китайский караван, пересекавший наш путь от Кокохото на Хами. Встреча с этим караваном чуть было не окончилась трагически, ибо хозяин-китаец, увидав в темноте наши огни, принял нас за становище Джеламы, перепугался и не нашел ничего лучшего, как выстрелить из своей единственной винтовки по нашему лагерю. Но одно обстоятельство стало несомненным, что этот прямой путь от Юм-Бейсе до Ансиджау вполне обеспечен водою, кустарником, кормом для верблюдов и безопасен в настоящее время, хотя рассказы о еще недавних ограблениях караванов многочисленны. Гоби порадовала нас целым рядом интересных художественных мотивов. Сперва далекие отроги китайского Алтая, а затем золотоносного Алтын-Тага дают колоритные сочетания. Нет беспощадной подавленности Такламакана -- разноцветная гальковая поверхность дает твердость и звонкость тонов. Все источники и колодцы оказались в исправности, кроме одного случая, где колодец оказался забитым разложившеюся тушею хайныка (помесь яка). По всему пути, начиная от Ладака, вопрос воды оставался очень существенным. Самые, казалось бы, хрустальные ручьи были переграждаемы павшими животными, в прудах городов Сенцзяна были свалены такие предметы, что иногда даже жажда не могла заставить пить навар этих отбросов. Кроме Монголии, всюду нас поражало количество и чудовищные размеры зобов, происходящих от воды. Мы не могли установить, насколько кипячение воды уничтожает ее вредность, но так или иначе этот повальный зоб должен сильно подрывать работоспособность населения. Мелькнули глиняные стены Ансиджау, пробежала узкая полоса фруктовых садов, стеснившихся около большой китайской дороги, идущей от Ансиджау на Суджау, и мы вступили в отроги Наньшаня. Появились юрты монголов, уже относящихся к Кукунорской области. Появились стада, появился смышленый старшина Мачен, который под всякими предлогами выудил у нас немало денег. Особенно он обманул нас на курсе китайских долларов к тибетскому нарсангу. Нам нужно было закупить животных для нового каравана, так как ламы из Юм-Бейсе от Шибочена шли обратно. Кроме животных, нам нужно было запастись и провиантом. Мачен уверил нас, что он может продавать лишь на тибетские нарсанги, которые будто бы стоят гораздо выше китайских долларов. Впоследствии же оказалось, что дело обстоит как раз наоборот и курс нарсанга гораздо ниже. Не буду задерживаться, рассказывая, как пятеро наших бурят, придя в ничем не вызванное безумие, отправились с доносом на нас проезжавшему вблизи доверенному сининского амбаня; они уверяли его, что мы проходим китайскую территорию, не имея китайского паспорта, и что мы с какими-то особыми целями не зашли в Ансиджау. Кончилась вся эта клевета тем, что седой дунганин в красной чалме с пятнадцатью солдатами приехал в наш стан и после долгих разговоров пожелал осмотреть наши китайские паспорта; мы его удовлетворили, объяснив, что Ансиджау просто не лежал на нашем пути. Старик сделался очень дружественен и предложил нам, что он может бить этих бурят-доносчиков. Клеветники были тут же изгнаны, а места их без затруднения были восполнены местными монголами. Про монголов Кукунорской области из наших стоянок при Шибочене, а затем в Шарагольчах, у подножья хребта Гумбольта, я могу сказать только хорошее. Подходя к Шибочену, мы встретили первого кукунорского монгола Ринчино, который, вознося обе руки кверху, незабываемо задушевным жестом приветствовал нас. Под этим же добрым знаком мы и жили с монголами и расстались с ними. Никаких затруднений, никаких ссор они не вносили в караван. Правда, после столкновения с панагами старик Санге-лама с перепугу хотел оставить нас, но он был так испуган и так дружелюбно лепетал что-то, что немедленно дал уговорить себя. Упоминая о монголах, необходимо указать на знаки бывшего физического единения Америки с Азией. В 1921 году, когда я знакомился с индейскими пуэбло Новой Мексики и Аризоны, у меня неоднократно вырывались восклицания: "Но ведь это настоящие монголы". По строению лиц, по некоторым подробностям одеяния, наконец, по посадке на коне и по характеру некоторых песен, все относило мое воображение за берега океана. Теперь же, когда мы изучали монголов внешней и внутренней Монголии, я невольно вспоминал об индейских пуэбло. Что-то несказуемое, основное, помимо всяких внешних теорий, связывает эти народы. Как-то очень давно или от директора музея Академии наук В. В. Радлова, или от сибирского путешественника Потанина я слышал сказочку, вывезенную откуда-то из глубин Монголии. В поэтической форме рассказывалось, как в соседних урочищах жили два брата, горячо любившие друг друга. Но повернулся огненный подземный змей, и раскололась земля, и разлучились два брата. И тянется душа их друг к другу, и призывают они птиц отнести их вести к любимому родичу. И ждут они небесную огненную птицу, которая перенесет их через расселину и соединит разъединенных. В этом поэтическом образе не сказывается ли сущность земного переворота, о котором в символах помнит народная память? Со мною были многие фотографии индейцев Новой Мексики и Аризоны, и я показывал их в дальних монгольских становищах. И монголы восклицали: "Это ведь монголы!" Так признают друг друга разъединенные братья. В одиноких юртах кукунорских монгол особенно поражает бедность обиходной утвари. Костюмы их очень эффектны. Их кафтаны напоминают своими живописными складками итальянские фрески Гоццоли. Женщины с многими косичками, с бирюзою и серебром ожерелий, в их красных конических шапочках необыкновенно декоративны. Из дальних становищ съезжались на маленьких лошадках кукунорцы к нашему стану, дивовались на снимки нью-йоркских небоскребов, восклицали: "Страна Шамбалы!" -- и радовались каждой булавке, пуговице или жестянке из-под консервов. Каждый маленький обиходный предмет для них настоящий предмет гордости. И сердце этих людей пустыни открыто к будущему. В Шарогольчах вместе с окрестными монголами мы испытали бедствие от горных ливней. Наш стан находился на берегу маленького и, казалось бы, самого мирного горного ручья. В конце июля в направлении Улан-Давана Гумбольтовой цепи три ночи подряд раздавался какой-то непонятный продолжительный глухой шум. Мы приписывали его ветру. Двадцать восьмого июля в пять часов дня мы готовились к обеду, и вдруг по ущелью хлынула масса воды, превратившая в несколько минут мирный ручей в желтый грохочущий поток и заливая всю окрестность волнами выше одного метра. Сила течения была необыкновенна. Наша кухня, столовая палатка, палатка бурят были немедленно унесены со всем содержимым. Наши ягтаны поплыли, палатка Юрия была залита по колено, и всевозможные предметы уносились безвозвратно по течению. Также были разрушены и жестоко пострадали юрты местных монголов. Часа через два поток начал уменьшаться, а наутро мы увидели измокшую, совершенно измененную местность. На месте барханов были глубокие вымоины, а вместо низин возвышались из песку и щебня новые бугры. Это происшествие еще раз подтвердило наше наблюдение о наносных слоях Центральной Азии. Исследуя многие профили возвышенности, вы изумляетесь сравнительно недавнему происхождению многих верхних слоев, а также их странному смешанному составу. Но такие характерные пертурбации, как мы сами убедились, легко меняют профили поверхности. При раскопках это обстоятельство может давать неожиданности. К 19 августа 1927 года сборы нового каравана были закончены, верблюды подкрепились травою и кустарником и начали обрастать новой шерстью. Мы выступили через -- Улан-Даван, решив пересечь опасный Цайдам в кратчайшем прямом направлении и тем установить новый маршрут через Ихе-Цайдам и Баха-Цайдам на перевал Нейджи. Установление этого маршрута избавляет от западной дороги на Махай, где безводная часть пути бывает гибельна, а также избавляет от дальнего восточного обхода, обычно предпринимаемого паломниками на Лхассу. Мы были предупреждены о том, что три перехода будут неприятны и опасны, а последние двадцать четыре часа придется идти безостановочно, ибо останавливаться на тонкой поверхности соляных отложений и опасно, и бесцельно для животных ввиду полной бесплодности. Пересекая Цайдам, мы прежде всего убедились, что сплошная зеленая условная окраска на картах совершенно не отвечает действительности. Такая же неточность всюду обнаруживалась и в названиях местности. Одно и то же место имело и китайское, и монгольское, и тибетское имя, звучавшее совершенно особенно. Конечно, и на карты попадало одно из этих названий в зависимости от национальностей переводчиков бывших экспедиций. Но особенно странно было с европейскими названиями, насильственно приклеенными к древним местам, давно имевшим свои местные имена. Все эти хребты Марко Поло, Гумбольта, Риттера, Александра III, Пржевальского, конечно, не имели никакого значения для всех местных народностей, ибо для них они были известны и в незапамятные времена. Еще одно оригинальное условие мешает точности названий. По поверию монголов и тибетцев, нельзя произносить название места в пустыне, иначе боги пустыни будут привлечены этим именем и рассержены. Когда сгущается дневной жар, проводник каравана начинает тихо свистеть какую-то странную мелодию. Он вызывает ветер. Какой замечательный сюжет для театра: "продавцы ветров". С тем же обычаем можно встретиться, знакомясь с обычаями Древней Греции. Пришлось отметить и забытые горные кряжи, и песчаные плоскости, и сухие поверхности, усеянные острыми соляными глыбами, зияющими черными отверстиями тонкой воды. Зеленые болотистые поверхности лишь характерны для озер Ихе- и Баха Цайдам. Тучные табуны цайдамского князя пасутся в этих густых травах. Не могу не упомянуть, что цайдамский князь, за которым числились какие-то столкновения с путешественниками, выказал нам полное дружелюбие и даже прислал письмо, предлагая своих верблюдов до Лхассы, но к тому времени наш караван был уже составлен. Большое впечатление оставил на всех нас переход по соляной поверхности Цайдама. Проводники наши, видимо, очень готовились к этим местам, хотя осеннее время по маловодью и по отсутствию мух и комаров благоприятствовало. Странно было идти сперва безводной песчаной пустыней и чувствовать, что на запад от нас начинается самое малоисследованное нагорье Куен-Луня. Постепенно пески сменились затвердевшими соляными отложениями, дарами бывшего озера, и караван вошел как бы в бесконечное кладбище, состоящее из нагроможденных острых соляных плит. Самое опасное место пришлось идти в сумерках, а затем при луне. Монголы кричали: "Только не сворачивайте с тропинки!" Действительно, по бокам среди острых краев плит чернели ямы и сама тропинка была усеяна дырками, попав в которые животное легко могло сломать ногу. Кони шли особенно осторожно. Из верблюдов провалился на самой тропинке лишь один и с большими трудами был вытащен. Солончаковая пыль овеивала все место каким-то странным туманом, глубоко проникая в легкие. Ночью как бы вспыхивали какие-то красные огоньки. И ламы отказывались идти вперед, обращая наше внимание на какие-то случайные силуэты, которые оказывались не чем иным, как соляными столбами. Наутро соляные плиты постепенно перешли в белое порошковое отложение и сменились песками. Скоро показались кусты и высокая трава, которую жадно хватали наши изголодавшиеся животные. Вдали перед нами синели горы. Это было Нейджи, географическая граница Тибета, хотя пограничные посты встретились много позже. Несколько переходов до синевших гор шли по сравнительно плодородной местности Тейджинера, что значит местность, управляемая советом старшин. Казалось бы, и растительность была хороша, и поля обрабатывались, но мы видели брошенные становища, а в редких жилых юртах мы замечали смятение. Оказывается, между монголами и голоками, живущими за Нейджи, шла война. Нам говорили, что еще на дороге мы увидим убитых, и жители с тревогой ожидали нападения разбойников Тибета. Были какие-то неясные намеки о чем-то готовящемся против нашего каравана. Мы припомнили необыкновенное происшествие, бывшее с нами в Шарагольчах. Под вечер со стороны гор во весь мах прискакал необычайно богато одетый монгол. Его золототканое одеяние, новая желтая шапка с красными кистями были необыкновенны. Он быстро вошел в первую попавшуюся палатку, оказавшуюся палаткой доктора, и начал спешно говорить нам, что он друг, что на перевале Нейджи нас ждут 50 враждебных всадников. Он советует идти осторожно и высылать передовые дозоры. Так же быстро, как вошел, он вышел и ускакал, не называя своего имени. Это нежданное дружественное предупреждение вспомнилось теперь нам при рассказах о панагах и голоках. На следующий день мы видели при дороге трех убитых монголов и одну лошадь. На песчаной поверхности ясно были видны следы каких-то бешеных скачек. Приняв военные меры, мы подвигались сперва, по течению реки Нейджи, затем к перевалу Нейджи. В одной заросшей кустарником долине трое из нас видели силуэт всадника и нашли на том месте свежесложенный костер и трубку. Решили не идти на обычный перевал, очень песчаный и затрудняющий движение, а переменить маршрут на несколько миль дальше, пользуясь следующим перевалом того же наименования. Это неожиданное решение было для нас спасительным. На следующее утро мы вышли задолго до восхода. Е. И., имеющая необычайно острый слух, уверяла, что она слышит отдаленный лай собак. Но все было тихо, и мы должны были, спускаясь, вступать в ущелье между двумя холмами. Зорко осматриваясь, мы заметили в утреннем тумане, как через ущелье проскакивают силуэты всадников. Мы различили длинное копье, длинные винтовки с рогатками. Нас ждали при выходе из ущелья. Вместо того чтобы продолжать двигаться, мы отступили на вершину холма и таким образом заняли господствующее положение, чего противник не ожидал. Сзади нас подтягивались наши торгоуты, лучшие стрелки. С вершины холма мы видели группы неприятеля и, заняв выгодное положение, послали монголов предупредить их, что в случае продолжения враждебных действий мы не будем щадить ни их, ни их юрты. Переговоры уладились. Панаги опять твердили о каких-то 50 всадниках, за которыми они послали, а через несколько часов мы видели их стада, возвращавшиеся из гор к юртам; значит, были приняты заблаговременные меры. На другой день в боевом порядке, сопровождаемые подозрительными всадниками, мы перешли перевал Нейджи. Здесь разразилась необычайная для сентября гроза и повалил сильный снег. Монголы сказали нам: "Горный бог Ло гневается за то, что панаги хотели тронуть великих людей, по снегу они более не нападут на нас, ибо останутся следы". Перед нами стоял хребет Марко Поло, грозный АнгарДакчин, за ним живописное Кокушили и мощное Думбуре. Можно писать целую книгу об одних этих местах, о многосотенных стадах диких яков, о доверчивых медведях с белыми ошейниками, о волках, преследующих серн и антилоп. Можно наблюдать минеральные источники, горячие гейзеры и удивляться неожиданностям этой особенной природы. От Цайдама, где мы находились на высоте от 8 до 9 тысяч футов, мы поднялись на Тибетское северное нагорье от 14 до 15 тысяч футов. Остановимся на характерных эпизодах сношений с тибетцами. Двадцатого сентября караван наш с волнением заметил первую палатку тибетского поста. Пришли к нам какие-то лохматые люди в грязных овчинных кафтанах и потребовали наш паспорт. При достаточном числе свидетелей мы вручили им наш тибетский паспорт, после чего нам разрешено было идти дальше. Паспорт был послан по начальству. Шестого октября тибетцы предложили нам остановиться в местечке Шенди и ожидать дальнейшего разрешения от тибетского генерала Капшипа-Хорчичаба, то есть главного начальника Хоров и командующего северным тибетским фронтом. Через два дня мы были передвинуты к ставке этого генерала на реке Чунаргене. Это место останется памятным для нас. Унылое кочковатое нагорье арктического характера, окаймленное пологими линиями осыпающихся гор. Первый прием генерала заключал в себе верх любезности и дружелюбия. Он сказал нам, что ввиду паспорта и письма он пропустит нас следовать дальше на Лхассу через Нагчу. Нагчу -- это северная крепость Тибета, стоящая в трех днях от Чунаргена. Генерал попросил нас постоять всего три дня и перенести наш лагерь к его ставке, так как он хочет лично осмотреть наши вещи, ибо, как он сказал: "Руки малых людей не должны касаться вещей великих людей". При этом генерал добавил, что до разрешения он останется с нами и в честь меня велит каждый день играть какую-то особо торжественную вечернюю зорю. По-видимому, у генерала было больше музыкантов с барабанами, кларнетами и шотландскими волынками, нежели солдат. При нашем посещении стреляли из пушки, развертывали знамя и ряд странных солдат в грязных куртках с оборванными пуговицами держал винтовки в разных направлениях. Так или иначе свидания с генералом были очень дружелюбны, и, вероятно, в последующем генерал не был виноват. Через неделю ответ о нашем дальнейшем продвижении все еще будто бы не пришел. Генерал сообщил нам, что по обязанностям службы он должен уехать, но что он оставит при нас майора с пятью солдатами и даст распоряжение местным старшинам хоров. Генерал уехал, и вместо трех дней мы остались в этой унылой местности пять месяцев. Положение сделалось гибельным. Началась суровая зима, на пятнадцати тысячах высоты, с вихрями и снегами. Что и где произошло, мы не могли решить, но письма, посылаемые нами далай-ламе и губернатору в Нагчу, возвращались обратно, часто в изорванном виде. Мы неоднократно писали американскому консулу в Калькутту, британскому резиденту полковнику Бейли в Ганток и нашим учреждениям в Нью-Йорк, прося губернатора Нагчу все это отправить по телеграфу из Лхассы на Индию. Нам было отвечено, что телеграфа из Лхассы на Индию больше не существует, -- явная ложь! Мы просили через майора отпустить нас тронуться обратно или разрешить идти в ставку генерала, но нам было запрещено двигаться как вперед, так и назад, точно кто-то желал нашей гибели. Деньги наши кончались. Конечно, бывшие при нас американские доллары были совершенно бесполезны. Кончались лекарства, кончалась пища. На наших глазах погибал караван. Каждую ночь иззябшие голодные животные приходили к палаткам и точно стучались перед смертью. А наутро мы находили их павшими тут же около палаток, и наши монголы оттаскивали их за лагерь, где стаи диких собак, кондоров и стервятников уже ждали добычу. Из ста двух животных мы потеряли девяносто два. На тибетских нагорьях осталось пять человек из наших спутников: три ламы, один бурятский и два монгола, затем тибетец Чампа и, наконец, жена оставленного с нами майора, умершая от воспаления легких. Даже местные жители не выдерживали суровых условий. А ведь наш караван помещался в летних палатках, не приготовленных для зимовки на Чантанге, который считается наиболее суровою частью Азии. У Е. И. пульс доходил до 145, и наш доктор прибавлял: "Ведь это пульс птицы". У меня вместо обычных 64 пульс был 130. У Юрия, у Богдановых пульс держался около 120. Доктор пророчил самые мрачные перспективы и писал докторские свидетельства о том, что задержание в таких условиях равняется организованному покушению на убийство. Об этом стоянии можно было бы написать тоже целую книгу, полную грустных бытовых страниц. Чтобы дать тип губернаторов в Нагчу, из которых один считался очень доверенным лицом далай-ламы и сам был ламой, хотя и имел семью, достаточно вспомнить два эпизода, рассказанные ими нам. Один эпизод о Ладен-Ла, генерале тибетской армии, человеке несомненно талантливом, которому одно время было поручено реформирование этого разношерстного войска. Лама-губернатор сообщил, что Ладен-Ла отставлен от реформирования армии за введение красных обычаев, ибо он ввел европейскую форму и отдание чести офицерам. Тот же губернатор излагал русскую революцию в следующем виде: "Жил человек Ненин, который не любил белого царя. Ненин взял пистолет и застрелил царя, а затем влез на высокое дерево и заявил всем, что обычаи будут красными и церкви должны быть закрыты. Но была женщина, сестра царя, знавшая и красные и белые обычаи. Она взяла пистолет и застрелила Ненина". Долго рассказывать обо всех наших переговорах с нетрезвым майором, а затем с губернатором Нагчу. Так или иначе шестого марта мы двинулись в Индию, посланные также нелегким обходным путем, унося в себе неразрешимый вопрос, как могло лхасское правительство не признавать выданный их чиновником паспорт и можно ли держать мирную экспедицию, имевшую в составе своем трех женщин, всю зиму в летних палатках на наиболее губительных высотах? И к чему тибетцам нужно было вредить нашему здоровью, уморить весь наш караван и вследствие резких смен температуры погубить все наши кинофильмы? Поистине Чантанг -- северное нагорье Тибета -- справедливо заслужил славу самого холодного места Азии. Свирепые вихри необычайно усиливают действие мороза, а разряженная атмосфера 15 -- 16000 футов создает особые, необычайно тяжелые условия. Можно представить себе состояние температуры, когда в палатке у доктора в закрытой фляжке замерз коньяк. Сколько же требовалось градусов, чтобы крепкое вино могло замерзнуть? Конечно, в одиннадцатом часу утра солнце начинает значительно пригревать, но после заката, ночью, а главное, предрассветный час бывает свиреп. Наш доктор имел необыкновенную возможность наблюдать с медицинской точки условия этих исключительных нагорий. После Нагчу-Дзонга наш путь лежал минуя Тенгри-Нор на Шендза-Дзонг, откуда через несколько перевалов на Сага-Дзонг. Затем по берегу Брамапутры к границам Непала на Тенгри-Дзонг. Шекар-Дзонг и Кампа-Дзонг были последними пунктами этого двух с половиной месячного пути перед Гималайским перевалом Сепола. После Сепола мы спустились через Тангу в Ганток, столицу Сиккима, и были радушно встречены британским резидентом полковником Бейли, его супругою и махараджею Сиккима. 26 мая 1928 года прибыли в Даржилинг, поместившись опять в нашем Талай-По-Бранге для обработки художественных и научных материалов. Теперь оглянемся в кратких характеристиках на современную жизнь Тибета и на искусство его. Тибет являет самое поразительное стечение противоречий. С одной стороны, мы видим глубокие знания и замечательное развитие психической энергии. С другой же стороны, полное невежество и бесконечный мрак. С одной стороны, мы видим преданность к религии, хотя бы и в условной форме, с другой же стороны, мы видим, как утаивались деньги, пожертвованные на монастыри, и произносилась ложная клятва тремя жемчужинами Учения. С одной стороны, видим уважение к женщине и избавление ее от тяжелых работ, с другой стороны, нелепый для современности институт полиандрии. Странно подумать, что это многомужество как-то уживается с заветами буддизма, хотя бы и в ламаистической форме. С одной стороны, мы встречаем вместо замков бедные глинобитки. С другой стороны, тибетские губернаторы называют их прекрасными снежными дворцами и не стыдятся этих гипербол. С одной стороны, правительство Лхассы называет себя "правительство, победное во всех направлениях", с другой стороны, эту надпись мы видели только на несчастных медных монетках -- шо. Ни золотых, ни серебряных монет ни в дзонгах, ни у народа мы не встречали. Удивительно и то, что полушо и четверть шо, тоже медные, по размерам своим более самого шо. Все население вместо своих тибетских шо предпочитает или серебряные рупии, или серебряные мекдоллары. При продажах даже называют две цены: или высокая цена на тибетское шо, или со значительной уступкой в случае уплаты рупиями или китайским серебром. С китайским серебром тоже не всегда легко. В одних местах требуют императорские монеты, в других республиканские с шестью буквами, в других с семью. Так что требуется целый ассортимент денежных знаков. Но мы не удивлялись, ибо к странностям денежного обращения мы были уже приучены в Сенцзяне, где в некоторых местностях деревянные знаки, выпускаемые игорными домами, ценятся больше, чем местные бумажные деньги, в которых иногда большую часть ассигнации составляло подклеенное объявление о мыле и других продуктах. Даже из правительственного казначейства выдавали нам бумажные знаки, которые следующим амбанем объявлялись недействительными. Вся жизнь как бы состоит из противоречий. После живописных городов и монастырей Ладака мы тщетно ждали увидеть в "великом" Тибете нечто еще более грандиозное. Мы прошли ряд старинных дзонгов, монастырей и селений. Если еще издали иногда силуэты были хороши, то, приближаясь, мы огорчались бедностью и хрупкостью тибетских сооружений. Правда, на горах и по берегам Брамапутры стоят старые башни времени прежних тибетских царей. В этих сооружениях чувствуется мощь созидательной мысли. Часты эти развалины. Около них видны остатки когда-то возделанных полей. Но ведь это все прошлое. Все это говорит об ушедшей, несуществующей жизни. Сага-Дзонг -- бедное селение с хрупкими глиняными стенками. Черные палатки, как пауки, протянулись на длинных черных веревках. Как паутина, нависли над селением вереницы оборванных грязных флажков. Грязь такая же, как в Нагчу-Дзонге. Помню, как в Нагчу, когда мы указывали на непозволительную грязь города, доньер -- чиновник, вроде консулагубернатора нам сказал: "Если здесь вам кажется грязно, то что же вы скажете о Лхассе?" Тенгри-Дзонг, считающийся самой большой крепостью к Непальской границе, поражает не только убогостью, но и неприспособленностью к обороне. Тинкю, Шекар и Кампа-Дзонг внушительны лишь в тех частях, где еще сохранилась старина. Но старина ветшает, и ее заменяют хрупкие глинобитные стены. Дзонг-пены, начальники замков, уже не живут на вершинах, а ютятся под горою. В отношении изучения жизни наше пятимесячное пребывание в области Хоров и долгий путь по северному, западному, центральному и южному Тибету дало огромное количество материала. Первый раз экспедиции не требовался переводчик, ибо сами тибетцы находили, что Юрий знает тибетский язык лучше сэра Чарльза Белла, который считается знатоком языка. Без личного знания языка, конечно, опрометчиво судить о состоянии страны. Один путь от Чунаргена до Сиккимской границы должен представить целую книгу. Мы шли на уртонных яках от местного населения. Перед нами прошла вся картина противоречий между народом и лхасскими чиновниками. Создалось впечатление, что часть лам и народ с одной стороны, а группа лхасских чиновников с другой; про них сами тибетцы говорят, что "сердца их чернее угля и тверже камня". Мы стоим лагерем недалеко от стана голоков. Оба стана не доверяют друг другу. Всю ночь из стана голоков несется клич "ки-хохо". -- "Хой-хе", -- отвечают наши хоры. Так всю ночь предупреждают друг друга о недреманной бдительности стана. В Тенгри-Дзонге, который считается второю после Шигатзе крепостью, заведующий транспортом усмотрел на одном из наших яков странный предмет, обернутый в красный шелк. Мы исследовали эту находку -- оказалось, что с нашим караваном идет стрела с навернутым на нее приказом о мобилизации местных войск для подавления восстания в Поюле, на востоке Тибета. Вместо того, чтобы послать спешный приказ особым гонцом, население прикрепляет его к яку частного каравана, который, может быть, будет идти по десяти миль в день. Около Сага-Дзонга старшины отказываются признать паспорт далай-ламы, высланный нам из Лхассы. Они заявляют, что ничего общего с лхасским правительством не имеют. Без конца можно припоминать подобные бытовые картины, происходящие у караванных костров, около которых тибетцы едят сырое мясо. Далай-лама считается воплощением Аволокитешвары и хранителем истинного учения Будды. В то же время по всему Тибету передается пророчество, вышедшее из монастыря Танджилинг, о том, что нынешний тринадцатый далай-лама будет последним. Относительно всезнания далай-ламы в народе и среди лам ходит целый ряд забавных историй. Например, один высокий лама, имевший доступ к далай-ламе без особого доклада, подойдя к двери, выставил из-за двери свою ногу. Далай-лама спросил: "Кто там?" Тогда лама выставил свою руку и вызвал вторичный вопрос: "Кто там?" И лама с поклоном вошел, говоря: "Ваше святейшество напрасно беспокоились спрашивать, ведь по всезнанию вашему вы должны были знать, кто стоит за дверью". Во время переговоров наших с губернаторами Нагчу, при вопросах их, мы несколько раз им говорили: "Ведь у вас имеется в Лхассе государственный оракул, отчего вы не спросите его касательно нас". При этом оба губернатора переглядывались и хохотали. Совсем другое отношение повсеместно замечается к таши-ламе, имя которого произносится с глубоким почтением. "Обычаи Панчен Ринпоче совершенно другие", -- так говорят тибетцы. Тибетцы ждут исполнения пророчества о возвращении таши-ламы, когда он восстановит Тибет и драгоценное учение при нем процветет снова. О бегстве таши-ламы из Тибета в 1923 году во всех местностях говорится с особою значительностью и почтением. Рассказывается об удивительных случаях, сопровождавших этот героический экзодус. Говорится: когда таши-лама бежал около озер северо-западной области, вооруженная погоня из Лхассы одно время почти настигла его. Предстоял длительный обход еще не замерзшего озера, и смутились сопровождавшие таши-ламу. Но духовный вождь Тибета хранил спокойствие и указал, чтобы караван на ночь остался по-прежнему на берегу озера. За ночь ударил сильный мороз, и озеро покрылось льдом, а затем запорошил нежданный снег. Перед зарею беглецы перешли озеро по льду, чем и сократили путь свой. Между тем взошло солнце, лед ослабел, и погоня, скоро подоспевшая, была задержана на несколько дней. Некоторое время, следуя по указанному нам пути, мы шли как раз по линии следования таши-ламы, и поучительно было слышать говор народа и общее ожидание возвращения духовного владыки Тибета. Ведь именно таши-ламы связываются с понятием Шамбалы. Сами тибетцы говорят все это и указывают, что лхасские чиновники не ведут к расцвету ни народ, ни религию. Посмотрим несколько религиозно-бытовых картинок, чтобы понять, насколько современное состояние религии в Тибете должно быть очищено. Вот высокие ламы на священных четках ведут коммерческие расчеты. Допустимо ли это? Или водяные и ветряные мельницы и даже часовые механизмы крутят молитвенные колеса, освобождая богомольцев от затраты энергии. Относится ли это к заветам Будды? Недалеко от правительственного дзонга стоит новейшее языческое мольбище -- высокий камень, обмазанный жиром. Оказывается, само лхасское правительство утвердило мольбище в честь правительственного оракула. Запрещается убивать животных -- это очень хорошо. Но кладовые монастырей набиты тушами баранов и яков. Рассказывают об особенном способе безгрешного убийства, когда животных загоняют на скалу и они, падая, убиваются сами. В углу лавочки сидит хозяин лама и крутит молитвенное колесо. На стене висят изображения Шамбалы и Дзон-Капа. Но тут же стоят корчаги с огромным количеством местного вина, выделанного хозяином для спаивания народа. Лицо, состоящее при высокой особе, приносит вам на продажу амулет-ладанку с полной гарантией неуязвимости от огнестрельного оружия за цену в триста рупий. Ввиду полной гарантии неуязвимости вы предлагаете счастливому обладателю амулета произвести испытание на нем самом. Но верующий лхассец предлагает ограничиться козлом, продолжая уверять о чудесной силе амулета. Когда же вы на "козла отпущения" не соглашаетесь, то лхассец уходит возмущенный. Высшим наказанием считается лишение перевоплощения. Для этого у наиболее важных преступников отрезают голову и сушат ее в особом помещении, где хранится целая коллекция подобных останков. Около священных мендангов и храмов валяются дохлые собаки, и священные надписи покрыты человеческими испражнениями. На дороге и на полях валяются священные надписи, и распалось много ступ, и многие храмы заброшены. Около Лхассы существует место, где рассекаются трупы и бросаются на съедение хищным птицам, собакам и свиньям. На этих трупных остатках принято кататься в голом виде "для сохранения здоровья". Бурят Цибиков в своей книге о Тибете уверяет, что его святейшество далай-лама выполнил этот ритуал. Очень замечательны показания тибетцев о так называемом "Ролланг" -- воскресении трупов. Всюду говорят о "воскресших трупах, которые вскакивают и, полные необычайной силы, убивают людей". Тибетцы рассказывают, что отравитель человека высокого положения будто бы получает себе все счастье и преимущество отравленного. Существуют какие-то семьи, в которых право отравительства передается как родовое преимущество, и в семье хранится состав особого яда. Потому расположенные тибетцы советуют быть очень осторожными с чужою пищею. Можно слышать рассказы, как люди были отравляемы чаем или пищей, присланной им на дом как бы в знак особого уважения. Это напоминает старые повести об отравленных предметах и кольцах. Кинжалы и кольца с приспособлениями для помещения яда приходилось видеть. Таких картинок из действительности можно приводить множество. И все они показывают, как многое около вопроса религии должно быть очищено и исправлено. Но мы знаем целый ряд очень достойных лам и будем надеяться, что они смогут просвещенно внести оздоровление Тибета. "Зачем наши так часто лгут?" -- сокрушается тибетец на берегах Брамапутры. И этот порок должен быть исправлен. Слышно, что таши-лама, находясь сейчас в Монголии, занят утверждением мандалы буддийского учения. От этого нужно ждать благодетельных последствий, ибо Тибет так нуждается в духовном очищении. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ С этого номера начинается публикация подборки о Единении. Эта подборка собрана одной из групп Томского общества имени Н.К. Рериха «Зов Сердца» некоторое время назад и озвучена на общем собрании Общества. В подготовке участвовали _______________ Л.М. Белова, Н. Меркульева, Т. Корягина, | Н. Алымкулова |, Л.Ю. Кваша, ---------------- Ю. Кваша, А.И. Мельницын, О. Арсеньева, Н.А. Иванов, Е. Ерохина. Компьютерный набор: Татьяна Корягина Общая редакция: Елена Ерохина ВРЕД РАЗЪЕДИНЕНИЯ Любите друг друга - жутко разъединение Зов, 20.02.21 ...Лучше победу праздновать после первой битвы, Нежели блуждать под землею. Потому говорю - идите вместе и укройтесь одним щитом. Каждый пусть очистит дыхание, не порождая пыли гнева. Озарение, I.VI.1 Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно дога- дается о пользе единения. Самые разрушительные силы направлены, чтобы омрачить зачатки объединения. Каждый соединитель подвергается опасности. Община, 273 Понимаете, что стоит Учителю каждый отступник! Если каждому ученику присвоен особый луч, то должно сказываться порвание этой нити. Не без причины настойчиво спрашивает Учитель стучащихся: "Не предатель ли?" Иерархия, 157 Единение есть первый признак, что Учение не просто пустой звук. Учение есть Свет на пути темном. Нужно понять, насколько часто нужно быть осторожным, ибо мегафон пространства увеличивает каждый звук. Малое раздражение превращается в вихрь и на радость врагам. Сердце, 368 Не правда ли, трудно единение, даже если оно предписано как исключительное средство, нужное каждому? Трудно вместить единение даже временно. Не правда ли, легко оторваться в раздражении? Не трудно за- быть о времени Армагеддона и обо всем сущем, лишь бы потешить желчь. Так не близко бывает от раздражения до астрохимии. Сколько болей человечества зависят от недостаточного сотрудни- чества! Сердце, 373 Полезно наблюдать всюду следы дисциплины. Нужно понимать дисциплину как организованное, свободное сотрудничество. Среди приемов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение. Но, пока притаится где-то принуждение, не может быть разумного сотруд- ничества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудни- чества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину, как Указ. Сердце, 571 ... главная основа есть единый якорь. Негоже оборачиваться, когда тропа над пропастью. Нужно просто сойтись во спасение. МО 1, 233 ... каждое разделение лишь отягощает будущее. МО 1, 236 Утеря согласованности ритма уничтожает все возможности новых преуспеяний. Сами видите, какие трудности порождаются разъединением. МО 1, 468 Мудро указывалось, что наибольшее разделение даст толчок к единению. Не есть ли настоящее время наибольшего разъединения? Может ли человечество разделяться еще больше? Это заря сложения единения. МО 1, 565 Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испытали чувства непоколебимости, всегда соединенного с единением. Они не знают мужества, неразрывного с единением. Они отвергли продви- жение, которое сильно единением. Они не приобщились к радости, сущест- вующей в единении. Они презрели твердыню единения. Что же им осталось? Или гнуться под вихрем, или сохнуть под солнцем, или гнить в плесени предрассудков. Аум, 443 Мир ужасен, ибо люди не хотят знать о Мирах Надземных. Люди отреклись от Братства, забыв о сотрудничестве и единении. Братство, 357 ... нужно обращать внимание на трагический разлад внутреннего с внешним. Нельзя владеть мощью, когда на лице маска и в сердце кин- жал. Невозможно преуспеяние, если целостный организм находится в бесп- рерывном разъединении. Мы говорили о единении, чтобы каждый понял это не только в отношении близких, но и о самом себе. Такое внутреннее разъединение есть уже разложение и самопожирание. Братство, 453 Еще раз буду просить всех участников задуматься над тем, что есть великое сотрудничество. Привожу пример, данный Учителем: "Силы, действующие друг против друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно в том же направлении, являют сумму этих энергий, и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения. Люди не могут понять, что этот основной закон физики есть также основной закон и сотрудничества". Потому выпрямите ваши расхождения в прямые линии и устремите их в одном направлении. Призадумайтесь над последствиями расхождения. Никто не умален в истинном сотрудничестве, и лучше может помочь тот, кто больше знает и видит. П.1. от 13.10.30 Не забудем, что главная удача темных в разъединении сотрудни- ков, в их непонимании серьезности момента, в небрежности и откла- дывании срочных действий. Также будем всегда помнить, что раздражение или питание обид являются самыми легкими каналами для проведения всего темного. П.1. от 21.10.31 Только полное устремление к Нам сохранит и спасет. Конечно, всякий признак расстройства и вражды будет Мне болью - запомните. П.1. от 12.31 Не будем легкомысленны и невежественны. Уже знаете из Учения, в какой страшный сокрушающий вихрь обращаются энергии раздражения и разъединения в мегафоне пространства, привлекая в свой водоворот все отрицательное, вплоть до болезней. Неужели же кто-нибудь из нас из-за постыдной слабости воли позволит сокрушить успешность построения и вовлечь себя в бездну отча- яния, когда глаза сердца откроются? П.1. от 5.5.32 Помимо личного разрушения, внутренний разлад может повлечь и развал дел. ... мы привыкнем заниматься мнимыми раздорами, ущемлениями друг друга, и отягощающимися обидами и завистью. Возможно ли при таком состоянии духа рассчитывать на успех? Сумеем ли удержать все позиции? Не разбе- гутся ли друзья, почуяв заразу атмосферы? П.1. от 17.11.32 Так нужно видеть, как, подобно параличу, действует разъедине- ние. Не сразу появляется паралич после недопустимых действий. Паралич требует явления долгого лечения, но часто неизлечим. Потому требую единения поверх настроений и воспоминаний. Требую единения, иначе не могу лечить. Нужно единение твердое. Нельзя допускать лишь прит- ворство, слишком напряженное и опасное время. Кто из сотрудников зна- ет, где и кем вызван паралич? Где то место, та аура, то есть то соче- тание, которое вызвало паралич и, вследствие этого, воздействие спаси- тельных токов было парализовано? Кто знает, сколько времени понадо- бится, чтобы залечить ауру, раздражением выевшую в себе связь с огнем Иерархии? Враги же времени не теряют и действуют черным огнем, кото- рый, конечно, так легко раздувается при разъединении там, где магнит раздражения налицо. Ведь раздражение и есть черный огонь, столь излюб- ленный темными. "Мне хотелось бы сосредоточить весь запас энергии на многих внешних обстоятельствах, потому так нужно ваше единение, чтобы чаша звучала без единой трещинки. Явление единения всегда нужно, но при особых космических обстоятельствах оно совершенно необходимо. Представьте себе, как возносится полная до краев чаша и кто-то толкает под руку. Ведь какие пожары могут вспыхнуть от огненных капель!..." Надеюсь, что это любовное и грозное предостережение заставит заду- маться и кто-то пожалеет, если и не других и не дела, то хотя бы себя. Умоляю, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага - разъединение. У всех он свил себе гнездышко. П.1. от 29.12.32 Никто и ничто не может остановить Космический магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому. Человечество нашей расы, в своем безумии разъединения, ускорят цикл своего смещения. Корабль наш стремится к крушению, и темные подстрекатели злорадствуют, ибо наде- ются уплыть на обломках. П.2. от 25.05.36 ... не раз Великим Учителям во все времена, приходилось указы- вать на бездеятельность, разрозненность и теплоту, так называмых, доб- рых и хороших людей, и на ярость и сплоченность, и находчивость тем- ных. П.2. от 23.07.36 Разъединение подобно самой отвратительной разноголоси- це. Ничто так не поражает пространство, как диссонанс, но когда люди преисполняются злобными разъединениями, немедленно получаются разруши- тельные разгромы в пространстве. Такие люди вредят не только себе, но создают пространственную карму, вовлекая в нее многих себе подобных. Ужасно бороться с таким новорожденным хаосом. Люди могут в злобе достичь разрушения слоев Астрала. Мы должны бороться против разъеди- нения. П.2. от 31.7.37 ... при единстве Бытия при законе взаимообмена, всякая обособ- ленность приводит к отмиранию или смерти П.2. от 27.11.37 Тяжка атмосфера разъединения и кощунства, не знаю худшей, может получиться величайший вред, вплоть до губительных заболеваний. Совре- менные ученые врачи утверждают, что все нравственные правила имеют чисто биологическую основу. П.2. от 12.7.38 Но телесное толкование и все мелочи жизни создают тяжкую ат- мосферу, в которой вместо единения упрочивается злостное разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут. П.2. от 10.9.38 Также и в Еванг. от Луки, гл. 11, ст. 15. - Некоторые же из них говорили: "Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского". А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет. Если же и сатана разделился сам в себе, то как устоит царство его!.." П.2. от 12.07.38 Также Вы правы, что темные особенно хитро и с большою ловкостью работают сейчас, стараясь исказить каждую прекрасную мысль, нашедшую себе выражение. Истинно, Дьявол - изобретатель кривого зеркала! Так блюдите единение. Храните устремление, как можно лучше выполнить задание дружественного сотрудничества. П.2. 23.7.36 Разъединение отражается на всем, начиная со здоровья. Не дадим радоваться врагам, ведь их главная цель - разъединить и внести в ряды сотрудников уныние и сомнение. ПАМ.1.от 6.12.33 ... Владыка всегда указывал, что не внешние враги страшны, но то разъединение, которое растет среди сотрудников. Самость есть ги- бель, самость есть разложение, ибо это есть отторжение от своего Высшего Я. Именно самое страшное, что может случиться с человеком. Пишу так грозно, ибо Сказано: "Для многих наступило время последнее, обратите внимание на слово последнее." ПАМ.1. от 04.07.34 Самое страшное, как Сказано, это внутреннее разъединение, оно создает отталкивающую атмосферу, и ничто не может приблизиться и удержаться. Так, хотя бы на краткое время удержимся от обид, этого разъедающего яда. ПАМ.1. от 23.01.35 ... злоба инспирируется именно черной ложей, этими вечными врагами Света. Но, истинно, можно радоваться и гордиться, принимая все эти нападения, зная против Кого и Чего они направлены. Тьма сгущается, но и Свет усиливается. Не будем доверять пространству, ведь ушей мно- го. ПАМ.1. от 18.05.36 Ведь главная опасность именно в обидчивости и разъединении. Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испы- тывали чувства непоколебимости, всегда соединенного с единением. Они не знают мужества неразрывного с единением. Они отвергали продвижение, которое сильно единением. Они не приобщались к радости, существующей в единении. Они презирали твердыню единения. Что же им осталось? Или гнуться под вихрем, или сохнуть под солнцем, или гнить в плесени пред- рассудков. Кто же они, презревшие Единение? ... все сказанное есть великая истина, хотя майя земной оче- видности и скрывает это от невежественного сознания. ПАМ.2. от 24.07.36 Вы уже знаете, как скорблю об отсутствии единения. Посылаемые токи раздробляются и бьют по нервам. ПАМ.2. от 1.02.38 ... трудно иногда бывает Великим Учителям. Ведь Они могут действовать лишь через людей, заранее направлояя свои энергии туда, где Они знают, что будут произведены соответствующие действия и в ука- занный срок. ... требуется с нашей стороны полная солидарность и самое тщательное исполнение Советов. ... мы все время находимся в постоянной битве и потому так важно соб- людать возможно полное единение среди ближайщих. Щит единения самый прочный. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом де- ле, он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Потому еще и еще раз буду просить всех нам близких понять грозность переживаемого времени и объединиться в помыслах и действиях. Не подпадем под нашеп- тования темных сущностей, не позволим им завладеть нашими помыслами и нашей волей. Неимоверно трудна будет борьба с ними, а в Тонком Мире она еще труднее, если допустить их приближение. Итак, единение есть самый прочный щит и от темных нападений, и от всяких бедствий. ... ради своего ближнего блага не допускайте мыслей разъединяющих. ... держитесь бодро, держитесь в единении и помните ежечасно о доверии к Великому Владыке, как о Вашем единственном якоре. ...Знаю, что победим, но совершенно новыми путями. Если единение, которое являлось условием для победы, не было соблюдено, значит, нужно творить новые пути ... ПАМ.2. от 11-15.02.38 Но не будем забывать, что жизнь очень сложна и в основе этой сложности лежит все то же губительное разъединение. Как нужно ценить людей, которые понимают, что есть единение сознания! ПАМ.2. от 16.11.36 Полагая свои силы на защиту и продвижение правого дела, мы на- ходимся под Щитом Света, и Щит этот тем мощнее, чем лучше выполнено условие единения. ... умоляю проявить великодушие и всеми силами уст- ремиться к поддержанию единения, хотя бы малейшего. Каждое несогласие, каждое уныние, каждое раздражение невыразимо отяжеляют защиту дел. Ок- культно разъединение ужасно. Оно обрывает все сотканные провода, и По- мощь не может доходить. Также оно губительно отзывается на Вашем и нашем здоровье. ПАМ.2. от 21.12.37 Пусть каждый строит уже наученный горьким опытом, что на разъ- единении ничто не может держаться. Именно, Силы Света бессильны помо- гать там, где разложение налицо... ПАМ.2. от 16.04.38 ... бодро примемся за новое кооперативное строительство. Но, конечно, если единение не состоится, то трудно ждать успеха. Атмосфера разъединения ужасна, она создает и привлекает самые мятущиеся и оттал- кивающие электроны. Разъединение есть хаос, а его неотступный спутник - разрушение. ПАМ.2. от 12.03.38 Сокращения: МО – Мир Огненный, П. – письма Е.И. Рерих, цифра после буквы «П» указывает том, ПАМ – письма Е.И. Рерих в Америку. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ К читателям! Уважаемые читатели! Нет нужды доказывать, насколько значима (всегда, а сейчас – особенно) тема Единения. Уже давно у нашей группы (теперь – двух групп) появилась идея опубликовать подборку, начало которой Вы прочитали. Если среди вас есть те, кто может помочь с публикацией в виде отдельной брошюры или статьи в журнале, напишите мне, пожалуйста. Владельцам сайтов: при желании Вы можете разместить подборку на своем сайте. Буду очень признательна, если поставите меня в известность об этом. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Уважаемые читатели! Буду рада, если среди вас найдутся сотрудники и авторы! Также приглашаю составителей тематических подборок к публикации собранных материалов. Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями, статьи, книги и материалы для публикации направляйте по адресу: orient_4@mail.ru Всего вам доброго! Редактор рассылки Елена Ерохина. Подписаться на рассылку можно на домашней странице. Она живет по адресу http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/ Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве, который расположен по адресу: http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||