Голова трещала неистово, невозможно, неимоверно, без отгулов и выходных, беспощадно, тысячью, миллионом оттенков боли. Во рту было мерзко, гадко, отвратительно, словно рот превратился в место для б-ушного кошачьего песка. Фу… Организм сразу же откликнулся на метафору приступом тошноты. Стоп! Только не об этом, только, мать твою, не об этом. Иначе все попросится наружу, а этого нам нельзя, это уже будет косяк или конфуз. Моветон, одним словом. А моветон нам нельзя, совсем не желательно…
Сейчас первым делом под душ. Я всегда так зову загулявшую душу в мои бренные останки, ибо то, что остается у меня на утро, телом не назовешь даже с большой натяжкой. Не пытаясь принять вертикальную позу (невозможно и бесполезно), я стекаю с кровати и струюсь сначала на кухню, чтобы зажечь газовую колонку, (еще один круг ада, но это все ж лучше, чем централизованная подача горячей воды, которой обычно никогда нет) после чего забираюсь уже непосредственно в ванную и пускаю душ. Все. Можно расслабиться. Дальше все уже решает время Процесс реанимации завершает чай с молоком. Но сперва еще надо: а) открыть глаза, б) ответить на первый вопрос абсолютной важности: где я? И здесь уже возможны самые необычайные варианты. Сосчитав для приличия от 10 до 0, я открыл глаза. С пунктом "б" было несколько сложней. Я лежал в типовой комнате среднестатистического гостиничного
типа, если верить кино. Да… Конечно, само по себе пробуждение в незнакомой комнате еще не сулило ничего плохого, не в милиции же, да и на похищение это как-то не походило, но вот такие приятные перспективы, как горячая ванная, чай с молоком, чистое белье и возможность валяться в постели до полной реабилитации теряли отчетливость очертаний, покрываясь дымкой неопределенности.
Ладно, переходим к пункту "в". Проверка состояния: Я в постели (уже хорошо), совершенно голый, без белья и ботинок. В прошлый раз, когда я был таким, благо, это случается не так часто, моя майка наутро оказалась в самом пыльном углу под кроватью, джинсы я снял, не снимая ботинок, так как в ботинках я и проснулся, и повесил их (джинсы) на люстру. Хорошо, что погода тогда была сухая. Стоп! Одежда!
Я медленно, чтобы не нарушить то шаткое равновесие, которое установилось в моем организме, принял сидячее положение. Беглый предварительный осмотр не дал ничего. Одежды не было. Даже намека не было на одежду. Интересно, где я, в таком случае, разделся? Зато теперь в моем поле зрения была аккуратная дверь с изображением писающего мальчика и поливалки. Ванная! Героически обретя добытую в процессе эволюции вертикальность (пошатывало, но было ничего, лучше, чем я ожидал), я поднялся на ноги.
Ванная (комната) сияла чистотой. В унитаз можно было смотреться, как в зеркало. Кафельный пол был стерилен, как в хорошей операционной. На многочисленных крючочках и полочках располагались полотенца, шампуни, мыла, гели и прочие нужные вещи. Сама же ванная была большой глубокой, и тоже идеально чистой. К тому же наполнялась она, что называется, на глазах.
Переходим к пункту "г". Правда, что г. Лучше не скажешь. В сформулированном виде он значился как: Что вчера было? Я вдруг понял, что ничего не помню. Совсем ничего! Нет, сколько будет дважды два, и что Земля круглая, я помнил, а вот кто я, откуда, где и как здесь оказался… Одни загадки. Даже имя не вспоминалось. Сколько же я выпил? Или не выпил? Черт! Я пулей выскочил из ванной и стал носиться по комнате.
На туалетном столике меня ждала записка. Ага! Должны же ко мне обратиться по имени! Мня себя Эркюлем Пуаро, я схватил этот злосчастный листок бумаги.
С добрым утром. Надеюсь, ты спал хорошо. Прошу прощения за одежду. Найди что-нибудь в шкафу. Надеюсь, тебе подойдет.
И все. Ни подписи, ни привета.
Дом был огромным и беспорядочным. Создавалось впечатление, что его строили, достраивали и перестраивали разные люди в разные времена, совершенно не согласуясь с картиной в целом. Он состоял из бесконечного количества комнат, от совсем миниатюрных, до безумно огромных, от совершенно пустых до забитых мебелью настолько, что туда невозможно было протиснуться, извилистых коридоров, ступенек, ступенечек, чуланчиков и тупичков. К тому же на исследованной территории я не увидел ни одного окна.
Я вообще плохо ориентируюсь в пространстве. Был даже такой случай: В течение нескольких месяцев я провожал одну даму Домой. Мы вместе работали, и нам было по пути. Когда же она пригласила меня в гости, я заблудился (вот всякую дребедень помню, а что нужно…). Заблудился я и здесь. Ко всему прочему за все время своего шатания по лабиринту, я не встретил ни одной живой души. Смирившись со своей участью, я сел прямо на пол (я был в огромном совершенно пустом зале), пусть судьба сама решает, что со мной делать.
Я уже рисовал себе картины голодной смерти и самопожирания, как вдруг понял (мерзкий оборот), что слышу тихие звуки. Кто-то терзал пианино, методично долбя по одой и той же клавише. Что ж, лучше уж такой глас божий, чем ничего. Я пошел на звук.
На этот раз я достаточно легко нашел неприметную дверь, ведущую в совершенно иной архитектурный мир. Здесь помещения имели очень даже жилой вид, к тому же, судя по состоянию, они убирались достаточно регулярно. Да и стены здесь были с большими, закрытыми, правда, шторами окнами.
Посреди огромной залы, вполне пригодной для съемок фильма из жизни света века так девятнадцатого, среди старинной мебели стоял белый рояль, над которым измывался старый седой негр. Настройщик, догадался я.
-Надеюсь, я вас не сильно побеспокоил своими упражнениями?
-Нет, что вы. К тому же ваша музыка послужила мне нитью Ариадны.
-Здесь очень легко заблудиться. Даже старожилы, бывает, не могут найти то, ради чего они здесь оказались, - лицо старика растянулось в улыбке, обнажив ровные белые зубы с огромными острыми клыками. Я инстинктивно отшатнулся.
-О, не волнуйтесь. Я давно уже не кусаюсь. Хлопотно, да и не солидно в мои годы. Я на пенсии, а это (он показал на рояль) хобби. У вампиров идеальный слух, а я в свое время жил на чердаке Королевской оперы, так что, было, где послушать настоящую музыку. А по ночам я учился играть на рояле. Хороший был рояль. Не такой, как этот, но тоже замечательный.
-А это хороший рояль?
-Это уникальный рояль. Таких больше нет.
Старик принялся подробно рассказывать о своих похождениях и о роялях. Я слушал в пол уха, периодически кивая, и поддакивая.
-Я, наверное, вас утомил? - Прервал он свой монолог, когда я кивнул не в такт.
-Нет, что вы.
-Простите болтливого старика.
Негр располагал к себе, и я решился:
-Вы не могли бы мне помочь?
-Попробую, но не знаю…
-Видите ли… так получилось… в общем… в общем, я ничего не помню.
-Как, совсем ничего?! - Всплеснул руками негр.
-Совсем. Ни кто я, ни где я, ни как сюда попал.
-Вы должно быть большой человек. Вы гость сына хозяйки, а они кого попало в гости не зовут.
-А кто они?
-Можно дать вам совет?
-Конечно.
-Никогда больше не задавайте этот вопрос. Никому. Нехорошо. Поверьте старому человеку.
-А как же я тогда найду ответ?
-Не знаю, но за вас все равно никто не ответит.
-Тогда что вы мне посоветуете?
-Даже и не знаю. Мне, собственно, нечего вам сказать. Несмотря на то, что этот вопрос встает перед каждым мыслящим человеком, ни одного вразумительного ответа на него еще никто не дал. Вернее ответов куча. Каждая собака пичкает нас так называемыми ответами, а мы, то есть человечество, выбираем любой по вкусу. Как платье. Те же, кто почестней, разбивали себе головы об этот вопрос. Многие из них на смерть. Люди всю историю спорили об этом, дрались, убивали друг друга. Но вся эта возня есть ни что иное, как столкновение предрассудков. Толком никто ничего и не знает. Лично мне кажется, что мы мухи с оторванными крыльями. Мальчишки часто отрывают мухам крылья, а потом отпускают их, и те бегают, так и не понимая, что с ними на самом деле, машут обрубками, пытаются взлететь, а не выходит. Так и господь бог от нечего делать оторвал нам понимание самих себя, и
вот машем мы обрубками, гудим, спорим, пытаемся взлететь, а крыльев то нет.
-Как-то унизительно у вас получается.
-У вас большой выбор, молодой человек, начиная с ошибки природы, чьего-то эксперимента, заканчивая образом и подобием.
-Образ и подобие звучит все-таки лучше.
-Это всего лишь палец. Все зависит от того, что из него высосать. С одной стороны вроде бы все понятно. Подобие оно и есть подобие, с другой… Да вы на христиан посмотрите.
Я поморщился. Не люблю христиан. Особенно священников. Вечно все знают, вечно все им надо, и вечно все оскорбляет их религиозные чувства. И все вокруг них говно, погрязшее в грехе. Другие, может, и не лучше, но их в моей жизни было, слава богу, все-таки меньше.
-Но ведь сама идея богоподобия вам по вкусу? - не унимался негр.
-Не очень. Я человек не гордый, а это хлопотно, и потом, создавать весь этот бардак, чтобы где-то в галактической заднице копошилась кучка подобий. К тому же вряд ли такие подобия способны польстить образу.
-Но согласитесь, приятно ощущать себя КЕМ-ТО.
-Да уж лучше, чем мухой.
-Вот именно. Мы предпочитаем выбирать нечто, более нас устраивающее, а что до объективности…
-А вы претендуете на объективность?
-По крайней мере, моя теория многое объясняет.
-Что, например?
-Всю бессмыслицу происходящего.
-Но почему же…
-А какой во всем это смысл?
-Но раз мы существуем…
-Значит, кому-то это надо. А если нет?
-Но кто-то же нас создал.
-Не знаю. А если даже и так, то его рассуждения вряд ли похожи на наши…
Послышался звон колокольчика.
-Это вас просят отобедать.
-Боюсь, я не найду дорогу.
-Ну что вы, это совсем не сложно. Просто в самом начале вы повернули не туда, впрочем, как и все мы…
В столовой можно было устраивать банкеты человек так на сто. Огромный светлый зал, хрусталь и свечи, настоящие свечи с легким запахом благовоний, который совсем не раздражал, а наоборот, способствовал улучшенному восприятию пищи. Посреди этого великолепия стоял огромный круглый стол, при виде которого король Артур умер бы от зависти. И на этом столе всего один прибор.
-Я опоздал? - спросил я огромных размеров негритянку, прислуживающую за обедом.
-Хозяева в отъезде, а других гостей сейчас Дома нет.
-И что, кроме меня никого больше нет?
-В Доме полно народа, если вы это имеете в виду, но в этой комнате едят только хозяева и их гости.
-Понятно.
-Хозяева просили вас извинить их отсутствие, а также просили не стесняться и пользоваться всем, чем пожелаете. Кстати, у нас очень хороший сад.
-Сад - это здорово. А как к нему выйти?
-О, это проще простого. Выходите из своей комнаты, налево по коридору… И вы в саду.
-Спасибо.
Если честно, то я чувствовал себя неловко. Огромная комната, огромный стол. Дорогая, изысканная посуда, изысканная еда… Не знаю почему, но все это меня подавляло.
Сад был безграничен и бесподобен, именно безграничен и бесподобен. Любые другие слова, как собственно и эти, были слишком малы, слишком бесцветны для описания этого великолепия. Дорожки из дикого камня, поросшие мхом, вековые деревья, лужайки, цветы, камни… все было на своем месте, на единственно возможном своем месте и было незаменимым, но ничто при этом не бросалось в глаза. Все было мягким, ровным, гармоничным… Сад имел свой характер, свое настроение и запах. Присущий только ему запах. Сад располагал к умиротворению, и, бродя по его дорожкам, я успокоился, расслабился, углубился в себя. Я настолько слился с настроением сада, что начал чувствовать малейшие колебания его сложнейшего и в то же время простого характера. Сад был действительно чудесным. С каждым шагом незаметно менялись его вид и настроение, и, гуляя по саду, можно было найти
уголок, максимально гармонирующий с внутренним или душевным состоянием на данный момент. Наверно, если правильно по нему бродить, можно без труда прийти (в самом что ни на есть прямом смысле этого слова) к желаемому состоянию души и тела. Сад походил на творчество Маркеса своим ароматом безвременья или лучше сказать вечности. Он был вне времени, вне эпох, вне пространства. Он был по ту сторону любых категорий.
Мое внимание привлек человек, разбрасывающий сухие листья на свежевыметенные дорожки. Он был маленького роста, худой, имел азиатский тип лица и облик Будды. Он бросал эти листья с таким видом, словно одаривал народы золотом, здоровьем и вечной жизнью. Я сразу же вспомнил дзенские истории о садах и садовниках.
-Здравствуйте. Я… - я замялся. Мое воспитание выработало привычку называть свое имя каждый раз, когда я вот так подходил к незнакомому человеку, но сегодня доведенная до автоматизма процедура разбилась о зияющее пустотой белое пятно на карте моей памяти.
-Здравствуйте. Вы гость сына хозяйки, - пришел он на помощь, - а я Садовник. Меня давно все зовут Садовником, так что это теперь мое имя.
-Красивый сад.
-Это моя гордость, но он не столько красивый, сколько такой, каким должен быть сад.
-А каким должен быть сад?
-Живым, настоящим, гармоничным. Сад должен иметь свою душу и быть садом, он должен быть единым целостным организмом со своей душой и характером.
-Позвольте спросить, а зачем вы разбрасываете листья?
-Мне пришлось несколько дней проваляться в постели, здоровье уже… а эти идиоты подмели весь мой сад. Я в жизни бы не допустил этого. Теперь мне приходится заново разбрасывать листья.
-А зачем здесь листья?
-В природе нет ничего лишнего, и все должно быть на своих местах. Это и есть гармония. Сад без листьев это не сад. Он перестает быть гармоничным, живым. Только следы смерти способны подчеркнуть жизнь. Но я вижу, молодой человек, вы чем-то озабоченны.
-Дело в том, господин Садовник…
-Зовите меня просто Садовником.
-Хорошо, Садовник. Дело в том, что сегодня утром я проснулся в этом Доме, совершенно не помня, ни кто я, ни где я, ни как я сюда попал. И никто мне не может сказать ничего вразумительного.
-Это потому, что вас пересадили в очень позднем возрасте, и вы болеете, прежде чем приняться.
-Но я не растение!
-Это как посмотреть. Еще Гермес Трисмегист говорил: "Что вверху, то и внизу". И если перефразировать его слова, то можно сказать, что мой сад подобен Миру, а Мир моему саду. Мы все те же растения. Цветы, деревья трава.
-Сорняки.
-О нет, молодой человек. В природе сорняков не бывает. Сорняк - это растение, оказавшееся не на своем месте. То, что уместно в саду не уместно в поле и наоборот. Но вернемся к вам. Знаете ли вы, что все растения в саду, по сути, являются одним организмом?
-Даже и не подозревал.
-А между тем это факт. Они настолько сплетаются своими корнями, что образуют единую корневую систему, и единую энергетику. Поэтому, когда пересаживаешь растение, оно страдает от одиночества до тех пор, пока не вольется в корневую систему сада.
-Ничего себе!
-Задача садовника состоит в том, чтобы найти место растению в новом саду, дать ему укорениться, а потом не мешать. Наша беда в том, что мы потеряли связь с Садовником, и теперь нам самим приходится искать свое место в саду.
-А как я узнаю, где мое место?
-По естественности. Вы станете естественным, а еще вы почувствуете, что росли на этом месте целую вечность. Вы должны естественно вписаться в ландшафт, и жить так, чтобы никто никому не мешал.
-Так не бывает. Всегда кто-нибудь да мешает, да и сам мешаешь кому-нибудь.
-Мы говорим о разных вещах. Я не имел в виду человеческие глупости, я говорил о росте. Иногда то, что кажется мешающим, помогает расти и наоборот. Надо смотреть в сущность вещей. А еще вы не должны бросаться в глаза. В глаза бросается только неуместность. Причем неуместных вещей не бывает. Неуместность говорит о неправильном выборе места и окружения.
-Значит, все определяет место?
-Именно. Место-это почва, влага, солнце, ветер, соседи… Все вместе делает растение таким, какое оно есть. Оно же просто пытается реализовать заложенную в него программу. Программа одна на всех. Индивидуальность - место.
-А как же самореализация, судьба, предназначение?
-Слова... Знаете, в чем преимущество растений? Они не болтают.
-Тут я с вами не соглашусь. Умение говорить…
-А они говорят. И они, как раз таки, говорят, но не болтают.
-И вы их понимаете? - с сомнением в голосе спросил я.
-Да, причем намного лучше, чем людей. Поэтому я здесь. В саду.
-У вас действительно замечательный сад.
-Спасибо, молодой человек. Но, прошу вашего извинения. Скоро вечер, а мне еще многое надо сделать. Еще раз покорнейше прошу меня простить, - он продолжил работу.
Я целую вечность брел по этому нескончаемому Дому с его нескончаемым количеством комнат дверей и коридоров. Каждый шаг стоил мне неимоверных усилий, и приносил нестерпимые страдания. Я устал, я так устал, но я должен… мне необходимо… она должна быть где-то здесь. Я потерял последнюю надежду но продолжал свои поиски исключительно из какого-то тупого упрямства.
Она лежала на столе красного дерева среди цветов и горящих свечей и была огромной, в толстом переплете с коваными замками. Гостевая Книга. Она была открыта на моей странице. Она ждала, ждала меня, ждала долгие годы, мечтая о прикосновении моих рук к ее переплету. Я кинулся к ней, как любовник к своей возлюбленной после разлуки длинной в вечность, прильнул к ее страницам…
Язык! Он оказался незнакомым и одновременно до боли родным. Это был мой родной язык, язык моего детства, язык моих родных, язык моего мира, где я жил так счастливо. Но я забыл и его, как забыл все остальное. Я смотрел в книгу и плакал. Но чудо! Слезы очистили мои глаза. Я уже почти понимал слова, еще чуть-чуть, но веки налились тяжестью. Глаза закрывались, и с каждым разом их было все труднее открывать, к тому же, неизвестно откуда взявшийся туман…
Я проснулся, вырвался, катапультировался из кошмара, который выплюнул меня из одного мира грез в другой, из одной фантастической реальности… Я чувствовал себя ужасно, словно в разгар гриппа, когда все тело ломит, трясет и каждое движение приносит боль. Опять боль! Мое внимание привлекли бормотание и шлепанье босых ног за дверью. Кто-то шел босиком по коридору, бормоча и стеная.
Повинуясь мгновенному порыву, я быстро вскочил с постели и вышел из комнаты в коридор. В лунном свете отчетливо были видны силуэты двух призраков: мужчины и женщины. Свет был настолько "лунным", что до меня не сразу дошло, что коридор без окон, и, следовательно, ни о какой луне и речи быть не могло.
Они медленно шли мне навстречу, держась за руки. Я поразился, насколько аристократичным был их облик. Ему было около пятидесяти. Если бы не его ввалившиеся глаза и выражение вековой усталости на лице, он бы походил на портрет именитого предка какого-нибудь древнего рода. Ей было около тридцати. Одета она была в коротенькую ночную рубашку, которая не скрывала, а скорее подчеркивала ее неземную красоту.
-Здравствуйте, - пробормотал я, почему-то смутившись.
-Здравствуйте.
-Вот видишь, ты его разбудил, - обратилась к своему спутнику дама, - я же говорила тебе, не шуми. Простите моего мужа, он такой ворчун.
-О нет, что вы. Меня разбудил кошмар… Я решил немного прогуляться по коридору, чтобы быстрей прийти в себя… Ненавижу кошмары…
-Вы очень добрый юноша.
-Позвольте представиться. Я маркиз де Коти, а это моя супруга, прекраснейшая из женщин Елена де Коти.
-Я бы тоже с удовольствием представился, но, к сожалению, совершенно не помню ни имени, ни кто я, ни откуда, ни как сюда попал.
-У вас неприятности?
-Этого я тоже не знаю. Я проснулся здесь сегодня утром… Это единственное, что я помню.
-Вы знаете, многие люди думают, как назвать наш мир. Людям вообще свойственно раздавать названия направо и налево, так они метят территорию, думают, что, назвав, они что-то узнают о предмете. Я бы назвал наш мир миром Потерь. Мы все здесь что-нибудь потеряли.
-Вы наверно потеряли что-то очень важное в жизни?
-Увы, молодой человек. Мы потеряли самое главное. Мы потеряли покой. У каждого призрака есть своя душераздирающая история. Любовь, коварство, ревность… И вот мы здесь в этом огромном Доме каждую ночь ходим по его бесконечным коридорам.
-Но почему?
-Призраки лишены покоя. Днем мы впадаем в забытье. Можно сказать, что днем нас не существует, а по ночам мы вынуждены скитаться. И чтобы наша жизнь, если это можно назвать жизнью, обрела хоть какой-то смысл, нам приходится работать ночными сторожами в Доме. Знаете, какое это мучение, вместо того, чтобы каждую ночь проводить в объятиях любимой женщины, женщины, которую я люблю больше всего на свете, обходить из ночи в ночь эти опостылевшие коридоры. У меня сердце обливается кровью, глядя, как она босиком, неодетая вынуждена ходить здесь со мной, как она ступает своими босыми ножками по холодному полу, ножками, которые созданы для поцелуев, удобных туфелек и лепестков роз. А я… Я могу только держать ее за руку… - он тяжело вздохнул.
-Не надо, дорогой, не все так плохо. Главное, что мы вместе, и потом, ты утомил нашего друга своими жалобами. Еще раз простите моего супруга.
-О, да, молодой человек. Она как всегда права. Но позвольте дать вам один совет. Идите в постель и постарайтесь уснуть. Мы не привыкли ценить то, что считаем само собой разумеющимся. Сколько я бы дал за один миг в постели наедине с моей Еленой! Моей прекрасной Еленой! И не волнуйтесь. Здесь очень хороший Дом, хозяева скоро вернуться, и все станет на свои места. Спокойной ночи.
-Завтрак, сэр, - позвала меня служанка.
-Скажите, хозяева вернулись?
-Еще нет. Они иногда задерживаются.
-Я буду завтракать один?
-Да, сэр.
-А можно в таком случае позавтракать здесь?
-Как пожелаете, сэр.
-Задержитесь, пожалуйста, - попросил я служанку, когда она принесла завтрак.
-Слушаю, сэр.
-Я хочу с вами поговорить.
-Слушаю, сэр.
-Как ваше имя?
-Мисси, сэр.
-А вы давно здесь служите?
-Всю жизнь.
-Ну и как, нравится?
-Не знаю. Мне не с чем сравнивать.
-Скажите, а далеко отсюда до города?
-Не знаю. Я ни разу не выходила со двора.
-Почему?
-Да как-то надобности не было.
-И вам совсем не интересно, что происходит вокруг?
-Да наверно то же самое. А вообще мне некогда любопытствовать. Это кому делать нечего…
-И что, никто ничего не рассказывает?
-Да болтать болтают, но им верить… Сами то тоже за двор ни ногой.
-А я могу прогуляться?
-Конечно. Вы же гость, а не пленник. Только, пожалуйста, не опаздывайте к обеду. Наш повар, у нас шикарный повар, сегодня старается исключительно для вас.
Я вышел за калитку и бодро зашагал по дорожке из красной тротуарной плитки. За оградой начинался совершенно иной мир. Пустыня, или почти пустыня. Палящее солнце, однообразная равнина с чахлой, выгоревшей на солнце травой и ни одного деревца до самого горизонта. После Дома с его пышной растительностью и приятной прохладой… Контраст был поразительный. Казалось, что я попал за сотни, если не тысячи километров от Дома, настолько все было иным. Даже солнце было другим. Ласковое, теплое в Доме, здесь оно было палящим и безжалостным. Я уже начал жалеть о том, что не взял ни воды, ни головной убор, и собирался уже повернуть Домой, как увидел невдалеке человека, который дремал, лежа прямо в траве, закрыв лицо шляпой. Жара ему была нипочем. Ему все, наверно было нипочем. Вот, кто мне поможет! - подумал я и поспешил к нему. Не знаю, как он меня заметил, но
между нами было еще с десяток шагов, когда он повернулся в мою сторону. Это был индеец неопределенного возраста.
-Здравствуйте.
-Вы гость сына хозяйки? Здравствуйте.
-Вы не подскажете, далеко ли до города?
-Это, смотря до какого.
-А что рядом много городов?
-Смотря, что такое рядом.
-А далеко ли в таком случае до ближайшего города?
-Не знаю. Но не меньше 100 миль это точно.
-Значит до города миль сто?
-Я этого не говорил.
-Но вы же сказали…
-Я сказал, что не меньше ста миль, а это не одно и то же.
-А в чем разница?
-Просто дальше, чем на сто миль от Дома я не заходил.
-И вы не видели Город?
-А зачем он мне? Мне и здесь не плохо, и потом, там негде пасти овец.
-А вы пасете овец? - недоверчиво спросил я, не видя ни одной овцы.
-Да, я тот, кто пасет овец, - отрекомендовался он, - а это мое пастбище.
-А где же ваши овцы?
-Где-то здесь. Куда же им деваться?
-Но я их не вижу.
-Я тоже их не вижу, но это не значит, что их нет.
-И вы не боитесь отпускать их так далеко?
-А чего бояться? Зверей здесь нет, а людям они не нужны. Здесь овец не любят.
-Зачем тогда вы их выращиваете?
-Я их не выращиваю, я их пасу.
-Но зачем, если вы не сможете продать ни одной овцы?
-Такова жизнь. Либо мы кого-нибудь пасем, либо нас, либо и то и другое. Каждый в душе мечтает быть пастырем: императором, политиком, президентом… В крайнем случае, начальником, священником, семейным тираном. Каждый пытается кого-нибудь пасти. Люди идут на бесконечные лишения и все только ради того, чтобы иметь свое стадо. Но их стада капризны. Их надо кормить, ублажать, держать в страхе, всегда плыть по течению. Политик как щепка в мутном потоке. Или он течет с рекой, или его выбрасывает на берег. А с моим стадом можно расслабиться. Ничто так не полезно для здоровья, как покой. А вот вам, молодой человек, что-то мешает наслаждаться покоем.
-Я совершенно не помню ни кто я, ни откуда, ни как сюда попал, ничего.
-Вы хотите сказать, что у вас украли имя?
-А разве имя можно украсть?
-Еще как! Имя - это все. Магия, всемогущая магия есть ни что иное, как заклинание имен. Маги иногда воруют имена людей, чтобы делать свои черные дела. Они загоняют души своих жертв в ад, и те воруют там сокровища.
-И что же мне делать?
-Вам нужен маг, способный освободить вашу душу.
-И где мне его найти?
-Не знаю, но в Доме его точно нет.
-А в городе?
-Не знаю. Здесь никто не видел город.
-Как же вы тут живете?!
-Как и везде. Кто как, и каждый, по-своему.
-Но жить, и не знать, что вокруг!
-А что вокруг? Все то же пастбище. Трава, может быть, получше, а так… А теперь прошу меня извинить, уже время обеда и мне пора поить овец.
-Идет! Идет! Идет!
Я и представить себе не мог, сколько разнообразного народа находится в Доме. Люди выскакивали из самых невообразимых мест и с криками ИДЕТ! Бежали к благообразного вида человеку в строгом черном костюме. Прямо куры на кормлении, они обступили его плотным кольцом, размахивая руками и галдя на все голоса.
-Кто это? - поймал я за руку, пробегающую мимо меня босую девочку с чумазым лицом.
-О! Это торговец правдой. Спешите, на всех может не хватить.
-Где же найти правды на всех…
Но она уже вырвалась и с нечеловеческим визгом, как викинг на врага или фанатка Битлз на своих кумиров, бросилась в народ, ловко орудуя локтями.
Скоро из толпы стали появляться первые счастливцы, прижимающие к груди почтовые конверты.
-Прошу прощения, уважаемый, - остановил я проходившего мимо меня мужика, скорее всего крестьянина, - что это вы прижимаете к груди?
Он недоверчиво на меня посмотрел.
-А вы не местный?
-Я новенький.
-А… Ну тогда понятно. Это, мил человек, правда.
-Какая правда?
-Народная.
-А о чем правда?
-Правда - это наша народная правда. Это брехать можно о чем пропала, а правда у народа одна. Нельзя народу без правды. Плохо. Страшная жизнь без правды.
-А с правдой хорошо?
-С правдой можно хоть в огонь, хоть на край света. С правдой оно ведь уже и не страшно.
-А что вы с этой правдой делаете?
-Днем мы храним ее на сердце, а ночью кладем под подушку, тогда и жизнь проходит по правде.
-Она ведь так и истрепаться может.
-Поэтому мы каждый раз стараемся взять еще немного правды. Но правды не так много, и на всех не хватает.
Я подождал, когда все разойдутся, и подошел к торговцу правдой.
-Извините, но правда кончилась.
-Скажите, что находится в тех конвертах, которые вы продаете?
-Правда, только правда и ничего кроме правды.
-Какая правда?
-А какая вас интересует?
-Я всегда думал, что правда только одна.
-Не скажите. Вот возьмем, к примеру, нас с вами. Для нас мы два человека из плоти и крови со своими чувствами, мыслями, личностями, мировоззрением, характерами, ну и так далее. Это правда.
-Правда, - согласился я.
-С другой стороны мы с вами есть ни что иное, как процесс взаимодействия гравитации, электричества и магнетизма. Этакие вихри в электронно-магнитно-гравитационном поле. И это тоже правда.
-Это не совсем то…
-Конечно. Это всего лишь пример. Может даже не совсем удачный, но поверьте, дело обстоит именно так.
-Но должна же быть объективная правда. Правда для всех.
-Объективность - это всего лишь субъективность большинства, или наиболее модное заблуждение.
-Но ведь люди шли ради правды на смерть!
-А ради чего люди на смерть не шли? Человек так устроен, что готов умереть за то, за что не дал бы и ломаного гроша, попроси у него взаймы под этот залог. Люди шли на смерть и вели других. Нет лучшего способа послать толпу на смерть, чем дать им правду по красивее, которую надо отстоять в борьбе. Правда - это козел, за которым идут бараны.
-Это цинично!
-Это только одна сторона медали.
-И какова другая?
-Другая сторона заключается в том, что правда является лекарством от страха и в этом случае она становится истинной верой.
-Вы хотите свести веру к банальному страху? Это уже пытались сделать атеисты.
-Нет, они пытались заменить одну религию другой. Атеизм - это тоже религия. Такая же, как и все остальные. И это не единственная религия, где нет бога. Есть еще буддизм. Атеизм во главе с марксизмом пытались вбить людям в головы, что бога нет. Но и то и другое является вопросом веры.
-Тут с вами не поспоришь.
-Но мы говорили о страхе. Мы боимся не этого. Мы боимся неизвестности, нестабильности, незащищенности. Мы вдолбили себе, что знание - сила и хотим хоть что-то знать наверняка, закрывая глаза на слабые стороны нашего познания.
-А чем вас не устраивает познание?
-Оно условно.
-Но есть же точные науки. Математика, физика, химия.
-А что, по-вашему, изучают эти науки?
-Природу, мир…
-Ничего подобного. Все, что мы имеем - это наш способ восприятия реальности.
-Не думаю.
-Да? Тогда ответьте, как мы познаем Мир?
-Ну… при помощи наших органов чувств, приборов.
-Именно. Наших чувств. Приборы есть попытка улучшить наши чувства. Итак, возьмем, к примеру, это дерево. Как мы его познаем?
-Мы его видим, слышим, и т д.
-Да, но как происходит этот процесс?
-Как?
-Раздражающий сигнал поступает на наши сенсоры, затем передается в мозг и в мозгу возникает информация о дереве. Так?
-Так.
-Но информация и дерево - совсем разные вещи, так что все, что мы имеем это наше представление о реальности, а не реальность как такова.
-Да…
-А вы новенький? Я вас тут раньше не видел.
-Всего пару дней.
-Вы гость?
-Да, гость сына хозяйки, по крайней мере, так мне сказали.
-Сказали?
-Я ничего не помню.
-Совсем ничего?
-Совсем ничего.
-Ну это поправимо. Вам надо создать воспоминания.
-Но как?
-Вообразить, придумать. Здесь все так делают.
-Как, все?
-На самом деле никто ничего не помнит из другой жизни, но людям, как и вам, надо знать. Без этого они хандрят, теряют аппетит, и т д. Поэтому все всё придумывают сами.
-Но ведь это будет неправдой!
-Вся наша жизнь неправда. Наш Мир есть ни что иное, как выдумка, так что вы не будете первым, и то, что вы забыли, тоже не правда.
-Но почему?
-Возьмем любое событие из вашей памяти. Например, завтрак. Ваше внимание выделило только фрагмент информации. Затем вы кое-что забыли, кое-что сгладили, кое-что домыслили. А что это, если не выдумка?
-И вы хотите, чтобы я с вами согласился?
-А у вас есть выбор? Хотя есть. Вы можете спрятать голову в песок. Обозвать меня старым обманщиком и уйти.
-Но ведь вы на самом деле обманываете этих людей?
-О нет, я им продаю правду, которую они хотят.
-Но ведь в ваших конвертах обман!
-Ошибаетесь. Там ничего нет. Они пусты. Но никто еще ни разу мне не сказал этого.
-Но почему?
-Не знаю. Но одно дело хранить правду на сердце, держать ее в руках, любоваться, а другое дело ее знать. На это не каждый может решиться.
-Но почему? И потом, природное любопытство…
-Да, но оно не сильнее природного страха. А вдруг она не стоит того?
За обедом я решил еще раз поговорить со служанкой.
-Задержитесь, пожалуйста, Мисси.
-Слушаю вас.
-Я хочу с вами поговорить.
-…?
-Вы не знаете, когда приедут хозяева?
-Не знаю.
-Они что, раньше не ездили в город?
-Дело не в этом. Я их вообще никогда не видела.
-То есть, как это вы их не видели?
-Сколько я здесь живу, они ни разу сюда не приезжали.
-А кто-нибудь вообще их видел?
-Нет. Насколько я знаю, нет.
-Но как же вы узнали, что я гость сына хозяйки?
-Вы вышли из комнаты для гостей сына хозяйки.
-И все?
-Этого достаточно.
-А кто вас принимал на работу?
-Никто. Я проснулась в комнате для прислуги.
-Ну и?
-Здесь каждый просыпается в своей комнате и остается навсегда.
-И что, отсюда нельзя уйти?
-А зачем?
-Разве вам не интересно, каков он, Мир?
-Мой Мир - это Дом. Мне надо заниматься делами. А все эти любопытства… - она вздохнула, - здесь все равно ничего нет вокруг. Отсюда еще никто не уходил. Болтают, конечно, многое. Да вы и сами, наверно уже убедились, но разве ж им можно верить?
-Я все равно отсюда выберусь.
-Это ваше право, но куда?
-Домой.
-А где ваш Дом?
Где мой Дом? То бы я сейчас ни отдал за то, чтобы узнать, где мой Дом. Разговор с Мисси полностью выбил у меня почву из-под ног. Я потерял чувство реальности, чувство того, что все происходит на самом деле, а не на страницах какого-нибудь последователя Кафки. Полный сомнений и беспокойств, я отправился к себе в комнату.
-Сегодня вы завтракаете не один, - заговорщически подмигнула мне Мисси.
-А с кем? - неужели вернулись хозяева!
-В другой комнате для гостей кто-то есть. Говорят, что там молодая дама.
-Кто говорит?
-Не знаю, правда, какая она, - Мисси проигнорировала мой вопрос, - никто ее еще не видел, но должно быть хорошенькая. А теперь извините, мне надо накрывать на стол.
Женщина! Молодая и, наверно, красивая. Мне почему-то сразу представилась высокая, стройная, черноволосая красавица с огромными, завораживающими глазами. Меня охватило волнение предвкушения этой встречи… Черт! Надо успеть привести себя в порядок! Я быстро принял душ, хорошо, почистил зубы, побрился, немного подумав, побрил подмышки. Крем одеколон… нет, сушиться, пожалуй, не стоит… Что же одеть? Брюки… легкие светлые брюки, рубашку с коротким рукавом, высокие носки (терпеть не могу, когда из-под брюк выглядывают голые щиколотки), туфли, мягкие летние туфли. Собравшись, я пулей спустился вниз. Ее еще не было. Тем лучше. Я сел так, чтобы было видно лестницу, по которой она должна будет спускаться к завтраку.
Она была рыжей, огненно рыжей. Большие, выразительные глаза, оттененные длинными, пушистыми ресницами на ярком, именно ярком, запоминающемся лице. Невысокая, стройная, с небольшой, но и не маленькой грудью. Она была в коротком сарафане и босоножках почти без каблучков на красивых ногах.
Было заметно, что она нервничает.
-Прошу вас, - я подвинул ей стул.
-Спасибо. Я опоздала?
-Совсем нет. Просто я пришел несколько раньше.
-Мы будем завтракать вдвоем?
-Да.
-Простите, вы хозяин, - она совсем смутилась и густо покраснела.
-Что вы, я такой же гость, как вы, и тоже ничего не помню.
-Правда! - она несколько оживилась.
-Совершенно. Даже имени своего не знаю.
-Я тоже.
-Здесь никто ничего не знает о прошлой жизни. Хозяев здесь тоже никто и в глаза не видел.
-Но кто-то же нас сюда привел?
-Вряд ли. Как бы это не выглядело абсурдно, но мы сами появляемся в комнатах, которые и определяют нашу судьбу. Мы с вами - гости, потому что мы появились в комнатах для гостей.
-И что, все здесь так и живут.
-Совершенно. Некоторые, правда, сами создают себе прошлое, но это не более чем результат их фантазии.
-Вы давно здесь?
-Уже несколько дней.
-Интересно, и чем вы занимались все это время?
-Пытался отсюда выбраться.
-А мы пленники или заложники?
-Нет, но никто еще не покидал Дом.
-Да? И почему же?
-Никому это не приходило в голову. Их тут устраивает все.
-А что не устраивает вас?
-Не знаю… Вы не поверите, я не знаю ответа на ваш вопрос. Похоже, меня здесь устраивает все.
-Тогда зачем вы пытались отсюда выбраться. Как я поняла, безуспешно.
-Не знаю… Я не думал об этом. Я просто хотел вернуться Домой.
-А где ваш Дом?
-Понятия не имею.
-А вам не приходило в голову, что это и есть Дом?
-Это не может быть Домом?
-Почему?
-Потому что я гость.
-Ну и что?
-Как что! Дом… Дом - это там, где ты хозяин.
-Не всегда. К тому же ничего так не условно, как звание хозяина. Завтра Дом может быть разрушен, может сгореть, может быть отнят за долги… К тому же Дом может быть чужим, Домом брата, например, или родителей. Или можно снимать Дом. Да мало ли…
-Я вижу, вы склонны к философии.
-Я склонна к практическому взгляду на вещи. Так почему вам не удалось отсюда выйти.
-Почему, я выходил.
-Ну и?
-Там степь. Голая, безлюдная степь, как минимум, на сотню миль вокруг.
-Вот оно что.
-Увы.
-Хорошо. Тогда, может быть, на правах более старшего гостя, покажете мне Дом?
-Честно говоря, из меня плохой гид. Я почти совсем его не знаю.
-Правда? Вы пытались покинуть то, о чем совсем ничего не знаете?
-Зато я знаю, что здесь чудесный сад.
-Обожаю сады.
-Тогда прогуляемся после еды?
-Нет, не могу…
-Но почему?
-Не знаю, это наверно еще из той жизни. Не могу я, вот так, с незнакомым человеком.
-С незнакомым! Иногда мне кажется, что я знаю тебя всю жизнь.
-А я тебя действительно знаю всю жизнь, всю эту жизнь, но все равно…
С ее появлением, казалось, преобразилось все. Дом стал более светлым, более уютным, более родным. Я больше не помышлял о том, чтобы покинуть это сказочное место, подарившее мне ЕЕ. У нас было все: Волшебный сад, луна, падающие звезды, ужин при свечах в рояльном зале. Вампир играл виртуозно, а Мисси подала нам лучшее вино. В воздухе витал дух предвкушения…
Но когда я попытался ее поцеловать, просто поцеловать, она вежливо, но в то же время настойчиво отстранилась.
-Пойми, ты хороший парень, но я… я не могу…
Мы не знакомы, черт! Нас не представили! Вздор, совершенно нелепый в подобной ситуации ритуал! А без него… Я был вне себя.
-Знаешь, кажется, я нашла выход, - совершенно спокойно сказала она.
-Какой? Говори же!
-Давай ты будешь Адамом, а я Евой. Мисси, вы не могли бы нас друг другу представить.
10 03 01. 23 04 02.
ДОЖДЬ. МЕЛКИЙ МОРОСЯЩИЙ ДОЖДЬ…
Дождь. Мелкий моросящий дождь. Пахло травой, деревьями, небом. Утренним летним небом. Сергей знал, что небо не пахнет, даже в детстве небо не пахло никогда, как он ни пытался уловить его запах, но сейчас небо пахло, а еще пахло бензином и моторным маслом.
То, что еще несколько минут назад было совсем новенькой десяткой, валялось вверх колесами и было похоже на раздавленного жука, шевелящего в своей агонии лапками. Одно колесо все еще продолжало крутиться, напоминая собой пресловутый perpetuum mobile, рожденный в каком-нибудь сельском кружке юный техник. Авария произошла совсем недавно, и попадающие на выхлопную трубу капли, с характерным шипением испарялись белым дымком.
И совсем без какого-либо перехода скучающие милиционер с рулеткой и намокшей (Черт, не тянется!) сигаретой, и заспанные небритые санитары с носилками…
-Ты кричал во сне.
-Ничего, медвежонок, это просто сон…
Он прижался к ней, как терпящий кораблекрушение хватается за… Ох уж эти метафоры! Сергей обнимал ее заспанную, и поэтому капризно-пассивную, но она уже отвечала на поцелуи, а руки… Серый полумрак рассвета делал ее детское лицо еще больше похожим…
-Ой, извините!…
Он обдал ее, что называется с ног до головы, и она…
Потом, после душа (Сергей привез ее к себе в номер - надо же привести себя в порядок) в казенном халате, босиком, с чашкой кофе в руках…
-Ада.
-Странное имя.
-Моя мама была из этих… Дети цветов и рок-н-ролла.
Она улыбнулась, и на мгновение, буквально на одно мгновение, но Сергея больше не покидала мысль, что… Сколько же лет назад? Глупый разговор, пролитый кофе, и слова, после которых…
Прорыв во времени? Попытка № 2? Разве может эта девочка, лет на двадцать его моложе…
-Почему ты на меня так смотришь?
-Как?
-Странно как-то.
-Обман зрения. Уловки здешнего освещения. - Они сидели в небольшом уютном кафе, пили вино, разговаривали.
Совпадение? Чтобы так улыбаться, так держать бокал, так щурить глаза.
-О нет, я совершенно свободна. Родители? Они в командировке. Что-то там ищут, наверно нефть или кости мамонтов. Муж? Какие глупости…
Опять этот смех.
-Не надо свет, я хочу тебя видеть. - Они были в номере.
Слишком много, чтобы… Это был ее жест. Она всегда так ставила ногу, когда хотела, чтобы Сергей снял с нее туфли. Он всегда снимал с нее туфли… Шнурки на ботинках не хотели развязываться, и ему пришлось слегка повозиться. Наконец, ботинки, джинсы, трусы… Она гладит его ступней, а он ловит ртом ее пальчики…
-Перестань, щекотно, лучше иди сюда…
Опять этот смех, ее смех, ее руки, ее губы, ее объятия…
-Я на день, не больше.
-Возьми меня с собой.
Его бросило в дрожь. Он отчетливо увидел… Небритые санитары с носилками. Лицо закрыто простыней, и только рука, безжизненная рука и рукав ЕЕ куртки!
-Я только на день. Я позвоню… позвоню сразу же, как приеду.
Но откуда эта боль и тоска, это чувство потери, чувство неповторимого, безвозвратно…
Ее куртка! Она лежала на заднем сиденье, рядом с термосом и бутербродами, он остановился перекусить. Сергей прижался к куртке лицом и втянул в себя воздух… Что же это… Тебе ведь… да и знакомы вы всего…
Но перед глазами стояли носилки, а сердце… Он надел куртку, Так казалось ближе… Куртка была маленькой. Плечи давило, рукава были почти по локоть. Не порвать бы… Пора. Если он поторопится…
Что-то большое бросилось под колеса. Он резко выкрутил руль…
Простыня! Белая, пахнущая больницей простыня, закрывающая лицо, мешающая дышать, мешающая смотреть… Простыня! Вот что ускользало от него во сне.
12 07 01
ДЗЕН ПОД МАЙОНЕЗОМ
ИЛИ
НЕСОВСЕМЗДРАВЫЕМЫСЛИВСЛУХ
26
Иногда мне кажется, что некоторые люди призваны играть роль громоотводов. Они буквально притягивают к себе сгустившиеся в атмосфере неприятности, принимая, тем самым, огонь на себя. Возможно, христиане в чем-то и правы.
27
Есть такие языки, например английский, где слово ты используется в исключительных случаях. Например, при обращении к богу. Вот и получается, что друг с другом они на "вы", даже в постели, зато на "ты" с богом.
28
Старость - это когда вставные зубы, и те поражены кариесом.
29 АНГЕЛ
Случилось так, что сошел с Небес ангел на Землю сообщить людям весть великую. Люди же, как увидели ангела, сразу вспомнили слова из Книги о том, как люди помогли упавшему с Небес ангелу, за что и были наказаны Богом. Вспомнили они эту историю, испугались и закидали камнями ангела.
30
Не бывает абсолютного беззакония, ибо беззаконие - это своего рода тоже закон. Любое беззаконие, как мне кажется, развивается согласно своим внутренним законам, которые объективно даны нам свыше.
31
На мой взгляд утверждение о том, что в нашей стране не соблюдаются законы неверно. Законы соблюдаются, правда, не так, как они писаны. Но любой уход от закона в принципе регламентируется этим же законом и является своеобразной формой соблюдения. Так, например, именно наше законодательство косвенным путем регламентирует порядок вручения и сумму взятки.
32
Массовое несоблюдение закона свидетельствует о его вопиющей противоестественности. Именно невозможность соблюдения закона толкает людей в этом случае на противозаконные действия.
33
Нет ничего на первый взгляд более абсурдного и сюрреалистического, чем деятельность административно-чиновничьего аппарата. С другой стороны, эта машина достаточно спокойно пережила практически все социальные катаклизмы, и почти не изменилась, что говорит об исключительной верности, по крайней мере, с позиции жизнеспособности, такого порядка вещей.
34
Довольно часто злодеев мирового масштаба, таких как Сталин или Гитлер пытаются выставить недалекими и малообразованными людьми. Абсолютная чушь. О таланте этих людей говорит уже само положение, которого они добились. Если же говорить об образовании, то эти люди, бесспорно, смогли максимально овладеть необходимыми знаниями, навыками и умениями. Другими словами они сумели выделить необходимое и отказаться от ненужного, чего большинство из нас совершенно не умеет делать.
35
Очень часто люди, кичащиеся своей всесторонней образованностью жалуются на то, что образованные, умные люди сейчас не в чести. При этом они совсем не хотят понять, что их образование имеет серьезную брешь: в нем отсутствуют именно те знания и умения, которые действительно необходимы.
36
Вежливость - это своего рода броня, за которой мы пытаемся укрыться от возможного удара противника.
37
Именно "любовь" к грешнику и забота о его бессмертной душе заставляла инквизиторов разводить костры. Такова любовь если не самого бога, то, по крайней мере, тех, кто действует от его имени.
38
Господь (если разобраться в библейских текстах) сотворил Сатану для того, чтобы навешать на него потом всех собак. Не грозный бунтарь, а мальчик для битья - таков реальный образ главного христианского монстра.
39
И почему все, так называемые, служители людям так отвратительно навязчивы!
40
Есть что-то великое в человеческой глупости! И глупое в величии?
41
Для того чтобы прослыть оригинальным или загадочным достаточно совершать свои человеческие глупости (которые мы совершаем на каждом углу) с таким видом, что за этим кроется некий недоступный для окружающих умысел.
42
Вы когда-нибудь пробовали медитировать на лекциях или собраниях? Это очень просто. Необходимо сесть ровно, расслабиться. Взгляд фиксируется на неподвижном объекте рядом с докладчиком. Можно просто смотреть в никуда. При этом необходимо внимательно слушать докладчика. Причем внимание фиксируется не на смысле слов, а на самом звуке.
43
Идеальной фигурой является шар. Милые женщины, к Вам это не имеет никакого отношения.
44
Представляю, как должен ненавидеть нас Господь! Мы ведь только и делаем, что критикуем его творение и учим, как это надо было сделать.
45
Я тебя породил, чтобы ты, сволочь, меня любил - так от имени бога говорят священнослужители.
46
Святой Проктолог - вот наиболее реальный из наших святых покровителей.
47
Жаль, что куры не насекомые…
Сожаление куровода.
48
Меня постоянно пытаются убедить в том, что Господь меня любит. И никто не пытается объяснить это Богу.
49
Не потому ли так плохо грешить, что от этого так хорошо?!
50
Женщина - это не роскошь! Но и не средство передвижения.
Глупость для круглого счета.