Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Играем в любовь

  Все выпуски  

"Влететь" в журнал на крыльях папы или мужа мне было бы скучно


ИГРАЕМ В ЛЮБОВЬ

«Влететь» в журнал на крыльях папы или мужа мне было бы скучно

В живой дневник, в блог, в стол, в красивый розовый блокнот ароматными чернилами, в твиттер – все мы когда-то делали попытки чего-то да написать. Впечатления, мысли, наблюдения, небольшие новеллы, а может даже объемные романы. Кто-то без претензий на признание, для себя, иногда робко отдавая написанное на суд близким и друзьям, чтобы получить их снисходительное одобрение. Кто-то дерзит и штурмует своими статьями-рассказами интернет-порталы, издательства.

Но в каждой такой «писательнице» где-то в глубине души сидит миниатюрная Кэрри Брэдшоу, которая изящно плюхнувшись на гламурный диванчик и раскрыв свой нетбук, порхает по клавиатуре пальчиками, рождая статью для своей колонки в глянце, за которую непременно заплатят столько денег, что на них запросто можно оплатить квартиру в центре Нью-Йорка и купить босоножки из новой коллекции Dolce&Gabbana.

Глянец... Для любой «писательницы, но не читательницы» – это мечта, пункт ее конечного предназначения на авторском поприще, доказательство признания. И пусть кто-то махнет рукой, мол, глянец изжил себя, он поддельный, как и вся индустрия моды, частью которой является женский журнал. Но как бы там ни было, глянец - жив! Он по-прежнему в киосках и на полках маркетов, его по-прежнему исступленно листают в салонах красоты в ожидании пока «цвет возьмется», и мы – авторы – по-прежнему стремимся, как мотыльки, на блеск его отполированных страниц. Реально ли попасть туда со своим авторским творчеством? Как оказаться по ту сторону обложки? Какова цена такого прорыва? И каковы преференции от него?

Сегодня мы говорим с человеком, который знает о глянце все. Разрешите представить: Наталия Землякова – бывший старший редактор ELLE, главный редактор TopBeauty и зам. главного редактора ELLE Decor, автор двух книг «KEEP LEFT» и «Карнавал в последние выходные августа».

Сегодня Наталия согласилась поделиться с нами секретами глянцевой кухни.

Наталия Землякова. Родилась 16 августа 1966 года в Клайпеде. Закончила театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (ЛГИТМиК). Работала заведующей литературной частью в театре. С 1994 по 2009 года работала в глянцевых журналах. Прошла путь от корреспондента до главного редактора. Имеет "глянцевую медаль" - золотой значок ELLE как автор, внесший неоценимый вклад в развитие журнала. В 2005 году опубликован дебютный роман KEEP LEFT, который был номинирован на премию "Национальный бестселлер".

- Здравствуйте, Наталия! При одной мысли о публикации в Elle у большинства авторов myjulia.ru от волнения благоговейно дрожат коленки. Каков Ваш путь на эту вершину? И считаете ли Вы эту работу вершиной?

Наталия Землякова - Конечно, публикация в ELLE – это вершина в «глянцевой» карьере, так что и у меня когда-то дрожали колени, когда я впервые увидела свое интервью в этом журнале – кажется, с Ренатой Литвиновой. Учтите, это было более 15 лет назад – тогда Рената являлась, скажем так, персонажем неформатным. И ее появление в ELLE в те годы – это почти маленькая революция. За что, конечно, спасибо главреду Лене Сотниковой, которая в те годы была одним из самых смелых редакторов. Спасибо и Лене, и Рэму Петрову (тогдашнему главреду журнала Playboy), которые совершили, как я только сейчас понимаю, почти невозможное – мне, только-только приехавшей в Москву, они дали шанс. Когда я сейчас говорю, что приехав в Москву, не знала ни одного человека в «глянце», но буквально через полгода стала печататься в самых модных журналах, мне никто не верит. Вот врет, думают. Знаете, люди так устроены, им легче поверить в ложь, нежели в правду и тем самым оправдать свое бездействие – мол, у меня нет нужных связей, нет знакомств. Хотя уже сто раз писано-переписано – все определяет только энергия самого человека. Если из него «хлещет» сила желания, то всего можно добиться. Да, тебе будут отказывать, да, тебе будут вежливо (а иногда и грубо) указывать на дверь. Да, ты будешь понимать, что на фоне модных людей ты выглядишь не очень хорошо (ну просто потому, что у тебя нет денег) и от этого чувствовать себя неловко. Я прошла весь этот путь. Но это все ерунда, надо упорно идти к своей цели, и успех будет, его просто не может не быть… Поймите меня правильно, я не безнадежная, оптимистичная идиотка. Но абсолютно уверена в том, что в профессии можно добиться всего, чего хочешь – это, скажем так, управляемая часть нашей жизни. Как известно, упорство и труд – все перетрут. И есть другая часть нашей жизни – личная. Так вот любовью, увы, управлять почти невозможно. Об этом мои книги…

– Наталия Землякова сегодня – кто она? Писатель, журналист, редактор, счастливая женщина, человек в поиске?

Наталия Землякова - Знаете, я сейчас скажу ужасную вещь. Я всегда стремилась к переменам. Для меня слово «скучно» было как приговор. А сегодня я не хочу никаких перемен. Ни-ка-ких! Я хочу, чтобы все, кого я люблю, были со мной как можно дольше. Чтобы я по-прежнему каждое утро садилась за компьютер и писала свой новый роман, а мои коты изо всех сил мешали мне это делать. Чтобы каждое лето я ездила отдыхать на побережье родного моего Балтийского моря. Да, я сегодня тот самый бунтарь, который нашел свой «причал». Именно это равновесие и позволяет мне писать книги. А слово «писательница», оно сегодня немного такое, знаете ли, затертое. Жаль, забыли слово «беллетрист». Вот я бы хотела, чтобы обо мне говорили: «А, Землякова, это такая модная беллетристка?». По-моему, хорошо звучит!

– Ваши книги. Расскажите немного о них для тех джулианок, которые еще не знакомы с Вашим творчеством. Что вдохновляет Вас на их написание? О чем они? Кто Ваши герои?

Наталия Землякова - Моя первая книжка «KEEP LEFT» вышла в 2005 году. И сразу же попала в лонг-лист премии «Национальный бестселлер». Я была так рада и счастлива, что… перестала писать. Вернее, нет, не так. Я занялась своей карьерой в «глянце» - и за последующие пять лет я прошла путь от обозревателя до главного редактора. Зачем? Почему? Я сама не могу сейчас ответить. Причин несколько – нужны были деньги, хотелось сделать карьеру… Но все эти годы меня что-то терзало и не давало покоя, я бежала все быстрее по карьерной лестнице, а радости и счастья было все меньше. Хотя внешнего блеска – хоть отбавляй! А потом у меня настал жуткий кризис – я поняла, что больше не могу видеть журнал, которым руковожу. И тогда я уволилась. Сдала номер в печать и ушла. Когда я вышла на улицу из редакции, то мне стало жутко – подо мной как будто закачалась земля. И чтобы как-то согласовать с ней своей движение, я десять дней каталась на роликах. И так я катилась, пока на меня не напала собака. То есть она-то меня не покусала, она просто выгнала меня из той части парка, который считала своим. И я поняла, что все, хватит. У каждого должна быть своя территория. Да, я больше не главред, мой телефон не звонит ежесекундно, меня никто никуда не приглашает больше. Ну и что? У меня есть та территория, на которую я так стремилась все эти годы – мои книги. Я села и довольно быстро написала роман «Любовные мейлы на мятой бумаге». Потом, почти без перерыва «Карнавал в последние выходные августа» - я уже пришла в себя и могла спокойно анализировать свою жизнь в «глянце». Хотя, конечно, главная героиня Лиза Соболевская – это не я. Смешно, что сейчас некоторые главреды узнают себя в Лизе. Нет, у нее нет прототипа… Вообще, я больше писать про глянцевые журналы не буду. Все. Дверь закрыта. Моими героями всегда будут люди творческие. А кого же мне еще писать? Я, сколько себя помню, всегда с ними общалась – начиная с театрального кружка при ТЮЗе и закачивая интервью с самыми талантливыми актерами, режиссерами, писателями и так далее. Сейчас я пишу роман о девушке, которая занимается дизайном и знакомится с известным композитором. Есть там еще история, связанная с ее отцом. Вот эту книгу я пишу долго – уже почти десять месяцев.

– Ваши книги есть в свободной продаже? Их можно почитать-заказать в сети?


Наталия Землякова - Сейчас можно практически везде купить мою книгу «Карнавал в последние выходные августа». У АСТ отличная система распространения. Книжку «KEEP LEFT» уже почти не купить. Но я надеюсь, что мы сейчас ее переиздадим. Но уже под другим названием. Как вариант «Заснеженные лилии для примадонны». Ведь в книге рассказана история любви оперной певицы. Когда книга вышла, то все были уверены, что это про Анну Нетребко. Там, конечно, есть, как я говорю, некоторый ее «осколок», но не больше. Вот, кстати, очень интересная тема – прототипы моих героев. Я, когда пишу, могу думать об одном человеке, а когда книга выходит – люди «узнают» совсем другого. Идет какая-то игра, которая уже даже от меня не зависит. Например, когда выйдет книга «Любовные мейлы на мятой бумаге», то, уверена, многие в одной из героинь «узнают» Людмилу Марковну Гурченко. Хотя я-то думала совсем о другой актрисе почтенного возраста, которую сейчас никто и не помнит. Поймите, за 15 лет работы со звездами моя голова битком набита всякими историями, впечатлениями, эмоциональными ударами. И, конечно, «осколками» звездных судеб, которые так ранят меня, что есть только один способ от них избавиться. Написать книгу.

– Наталия, здесь на Джулии многих авторов волнует вопрос, насколько реально на сегодня попасть со своими публикациями в известный журнал? Ждут ли их там? Каким путем нужно идти, чтобы стать штатным или внештатным автором, быть востребованной в глянце?

Наталия Землякова - Отвечаю честно и потому жестко: никто никого нигде не ждет. И никуда попасть невозможно – разве что только в цель, стреляя в тире в городском саду. Если серьезно, то это очень сложный вопрос. Но для начала надо … забыть про деньги. Если вы предлагаете свою статью в журнал, то не стоит начинать с вопроса «а сколько мне заплатят?» Кстати, на сегодняшний день огромные гонорары в «глянце» - это, скорее, миф, чем правда. Безусловно, гораздо «выгоднее» быть штатным сотрудником. А для этого надо что? Надо, чтобы в журнале поняли, вы – талантливый автор или талантливый редактор, или талантливый стилист. А для этого надо «себя показать». Конечно, есть самый простой путь и его никто не отменял – у вас есть «связи» в журнале (вы чья-то дочка или подружка, например). Но мне кажется, что такие «золотые дети» даже читать не будут эту статью. Зачем им время тратить? Я рассказываю все это для таких же «трудовых пчелок», какой сама всегда была, есть и, надеюсь, буду. Вот честно! «Влететь» в журнал на крыльях папы или мужа мне было бы скучно.

– А скажите, есть ли практика, когда редакция сама ищет на интернет-просторах талантливых авторов и предлагает им работу, приглашает писать в их издание или купить какие-то уже написанные материалы? Возможно ли быть замеченной, не штурмуя редакции самостоятельно?

Наталия Землякова - В жизни, как известно, бывает все. Но я сторонница другой «теории» - под лежачий камень вода не течет. Хотя вот я знаю, что в книжном бизнесе очень много случаев, когда авторам, например, блогов предлагают издать их тексты. Но писатель, все-таки, это более закрытый человек, ему гораздо труднее что-то «брать штурмом». А вот если журналист не владеет этим умением, то он вряд ли состоится в профессии.

– Наталия, Вы известная мастерица делать интервью со звездами. В чем секрет успешной статьи? Какой она должна быть, чтобы «ее взяли с руками и ногами»?

Наталия Землякова - Я сейчас уже тренер – правда, иногда играющий. Но в последнее время все реже и реже. Почему? Наверное, всему свое время. Сейчас мне труднее и интереснее всего писать книги. Вот пишу вторую часть романа «Янтарные глаза одиночества» (надеюсь, он выйдет зимой), и там главная героиня – дизайнер (так что опыт работы в журнале пригодился). Она все строит декорации своей жизни, строит… И чем это закончится – я пока и сама не знаю. Но если вернуться к статьям, как написать, чтобы «взяли с руками и ногами», то вот даже и не знаю, что ответить на Ваш вопрос, кроме банального – статья должна быть талантливо написана. А что значит талантливо? Как это словами определить? И еще не надо забывать, что сегодня очень сильно над всеми журналами довлеет слово «формат». В одном журнале про вашу статью могут сказать «легкая и прекрасная», а в другом – «глупая и поверхностная». Вот и разберись… Я же говорю: нужно биться во все двери. Банально? А что делать. В жизни вообще мало чего-то по-настоящему нового.

– Авторское право – не пустой звук для Вас. Расскажите, как автору защититься от перепечаток его текстов?

Наталия Землякова - Оказалось, что еще какой не пустой! Хотя я и говорила Вам в начале беседы, мол, сижу тихо в тиши кабинета и пишу романы. Видно, «сидеть тихо» - это не совсем уж моя роль. Но я по-настоящему была возмущена, когда увидела в юбилейном номере журнала ELLE цитаты из моих интервью со звездами и нигде не указано, кто, собственно, автор. Отрывков – 18!!!! Я не маленькая девочка и отлично понимаю, что кто-то не захотел устроить мой, так сказать, маленький бенефис. Но я выношу за скобки все личное, все мелкое, все, простите, бабское… Есть авторское право, согласно которому существует право автора на имя. Имя нельзя отнять, убрать, стереть. Разве что по письменной просьбе этого самого автора. Я таких писем не писала. И никого не просила «стирать» 15 лет моей профессиональной жизни. Шутки шутками, но в каждое интервью вложено слишком много всего - душевных сил, времени и так далее. И чтобы позволить кому-то вот так, грубо «выдрать» куски текста? Нет, это не моя история. Поэтому 9 июня я отправляюсь в суд. Многие говорят: тебе после этого в «глянец» не возьмут. Ну, во-первых, меня никогда никуда не БРАЛИ – я сама шла. А, во-вторых, надо признать – из «глянца» я уже выросла, как из платьев-мини. Мне 45 лет. Две книги у меня изданы. Третья лежит в издательстве. Я заканчиваю вторую часть четвертой книги – предельно личной и очень важной для меня. Как любит говорить моя героиня в книге «Карнавал в последние выходные августа», чем мы может быть полезны друг другу? Чем мы с «глянцем» может быть полезны друг другу? Уже – ничем. Мы взяли друг от друга все, что могли. Вот только жаль, что финалом наших отношений станет суд. Но дело не только в личной обиде. Есть такое понятие, как социальная миссия. Так вот моя миссия – показать издателям, что так поступать с журналистом нельзя. Создать, так сказать, прецедент.

– Вы упомянули о второй части четвертой книги. На когда планируется ее выход? Будет ли ее официальная презентация? Можно ли будет прийти пообщаться с автором, получить Ваш автограф?

Наталия Землякова - Ой, все это будет зимой. Потому что книга пока не дописана. Но я так ее люблю, что, наверное, нарочно, пишу медленно – мне так нравится жить с ней, думать о ней… Это для меня первый случай, когда я пишу-пишу и никак не могу закончить. Некоторые мне говорили, что название «Янтарные глаза одиночества» - грустное. Может быть, но это книга, если так можно сказать, в ритме танго. Она печальная, может быть… Но мне часто говорят, что мои книги грустные. Что поделать. Они ведь о любви…

– Написать книгу для Вас – работа, приносящая средства к существованию или фрейле души, то, что приносит истинное удовольствие в этой жизни, ваше предназначение, если хотите?

Наталия Землякова - Могу сказать честно – как журналист я зарабатывала гораздо больше. Но я рада, что смогла найти в себе силы и отказаться от «глянца». Я не люблю слова «талант», «предназначение»… Или вот у одной писательницы прочитала: «писать – дело моей жизни». Дело моей жизни – любить тех, кто со мной рядом. И это превыше всего. А книги – это часть меня, очень большая и очень важная. Но я не считаю, что я и мое дело – самое важное в мире. Поэтому, когда муж приходит с работы, я сохраняю все написанное и иду готовить ужин. Даже когда мой кот, нахально царапаясь, просит поесть, я выключаю компьютер и иду его кормить. Понимаете о чем я? Я не отношусь к писательству как к профессии – то есть я пишу только то, что мне самой хочется написать. В журналистике я готова была на компромиссы. В писательстве – нет. Когда я давала почитать «Карнавал в последние выходные августа» еще в рукописи, то некоторые говорили, мол, книжка интересная, но в каком она направлении? Если «глянец», то он давно надоел людям. Это – не тренд. Я вежливо улыбалась, а про себя думала: «Да какая мне разница, тренд это, не тренд… Я слишком долго жила в мире трендов и информационных поводов. А эта книга – просто кусок моей жизни. Если кто-то считает мою прошлую жизнь устаревшей – причем здесь я? Да и как могут устареть 15 лет моей жизни в «глянце»? Жизни увлекательной, интересной, но, поверьте, очень и очень зависимой. А сегодня я пишу книги и могу позволить себе жить без компромиссов. Это, поверьте, в наше время настоящая роскошь! Но, конечно, я счастлива, что издательство АСТ напечатало мою книгу «Карнавал в последние выходные августа». Что я познакомилась с прекрасным редактором Марией Сергеевой. Вам кажется, что у меня все легко и просто? Это, поверьте, только кажется. Уйдя из «глянца», я всю зиму сидела и писала книгу. А когда выходила днем погулять и видела дворников, которые убирают снег, то ловила себя мысли, что мы чем-то похожи. Черные штаны и куртки, кроссовки, шапка на глазах … Короче, ничего гламурного (смеется).

– «Любить тех, кто со мной рядом» - прекрасные слова! А кто они – те, кто рядом с Натальей Земляковой? Ваша личная жизнь табу для публичного обсуждения?

Наталия Землякова - Знаете, я не думаю, что моя личная жизнь кому-то так уж интересна. Но если коротко, то моя семья – это мой муж Евгений, кот Маня и кошка Анфиса. Могу даже «похвастаться» - мы живем очень дружно. Конечно, нам повезло, что мы, так сказать, встретились и нашли друг друга (смеется). С мужем, правда мы встретились, когда мне было 37 лет, я собиралась уезжать жить в Америку, но… Знаете, как говорят, «любовь нечаянно нагрянет…» Так что я всегда говорю своим подружкам: «Любовь можно встретить в любом возрасте. И чем ты старше, тем больше ценишь такие бесценные подарки судьбы». Некоторые – верят, некоторые (особенно совсем молодые) – нет. Вот, думают, сочиняет писательница. Конечно, ни я, и никто другой не может «выписать» другому человеку универсальный рецепт счастья. Я обрела душевную гармонию, когда совершенно точно поняла – мужчина сильнее. И это надо принять. А «петь в общем хоре», мол, мужчины нынче слабые, такие-сякие - это пустое занятие. Да, пусть все поют! А вы должны верить, что ваш мужчина – самый лучший, самый сильный, самый-самый… И никогда не слушайте мнение своих подружек по поводу вашего мужчины. Никогда! Знаете, у меня была моя деревенская тетушка, которая в таких случаях говорила: «Подруги - это гадость!». Я в юности всегда смеялась, мол, что понимает старушка. А сейчас думаю, что эти слова не такие уж смешные.

– Давайте повернем вектор разговора в сторону издания книг. На myjulia.ru есть авторы, которые пытаются состояться именно на писательском, а не на журналистском поприще. Что посоветуете им?

Наталия Землякова - На этот счет есть несколько точек зрения. Первая: даже если вы написали десять книг и их никто не опубликовал, то все равно надо упорно писать. Вторая: если ваши произведения из года в год отказываются печатать, то не тратьте время. И та, и другая имеют право на существование. И каждый решает сам, как ему быть. Я не имею морального права давать советы, потому что у меня не было особых проблем ни с публикацией первой книги «KEEP LEFT», ни со второй «Карнавал в последние выходные августа». Третья – «Любовные мейлы на мятой бумаге» тоже уже сдана в АСТ. То есть я, конечно, очень волновалась, отправляя рукописи в издательство. Терзала мужа, друзей вопросами «ой, а вдруг им не понравится?» Но я всегда волнуюсь ужасно, признаться, до онемения рук и ног. И когда была журналистом – тоже всегда страшно нервничала. Мне пока знаменитость пришлет правки интервью, так я с ума сойду. А оценка редактора? Короче, этот кошмар «как оценят мою работу» всегда со мной. Я в этом смысле совершенно не «уверенный в себе художник». Может быть, потому, что, как театровед, я отлично знаю, что творчество очень зыбко, что вдохновение может покинуть каждого. А уж успех – он всегда предатель. В любви предательства иногда можно избежать – есть хотя бы призрачный шанс. Успех и такого шанса не дает. Рано или поздно он покинет. Так что сверхзадача в писательстве может быть одна – писать, потому что только это занятие вас гармонизирует. А уж дальше – как будет, так будет … Но, кстати, не верьте тому, кто говорит, что опубликовать книгу можно только «по знакомству». Вот это – бред! Мою первую книгу «KEEP LEFT» просто «выловил из потока» замечательный редактор и критик Виктор Топоров. Ни он меня не знал, ни я его. Со второй было легче, просто потому, что у меня уже была репутация – первая книжка вошла в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».

– На сегодняшний день, какая публикация Вам особо дорога? Что считаете своей гордостью?

Наталия Землякова - Ну, я ничем так уж не горжусь. Вроде, все 15 лет старалась ерунды не делать. Нескромно? Хорошие были интервью с Земфирой, с Анной Курниковой… Но знаете, какая статья побила все рекорды популярности и ее до сих пор «множат» на сайтах и перепечатывают в газетах. Про моего британского кота Маню. Почему у него имя, как у девочки, вы узнаете, если найдете эту статью – «Мужчины и коты». Написала я ее за час. А вот такой непреходящий успех она имеет! Что тут удивительного! Кот-то у меня – гламурный (смеется).

– На что посоветуете сделать ставку в современной журналистике начинающим авторам? Интернет-публикации, глянец, штурм издательств?

Наталия Землякова - Прежде всего, хорошенько подумайте, а надо ли Вам это? Вы будете, крутиться как белка в колесе – месяц за месяцем, год за годом … Скорее всего, зарплату вам будут повышать не очень часто. Но при этом «противные» рекламодатели будут требовать в сто пятый раз переписать пресс-релиз «ни о чем», а не менее «противные» звезды срывать одну встречу за другой, а потом вычеркивать из интервью самые сенсационные куски и обвинять вас в том, что вы совершенно не умеете писать. Отпуск у вас будет максимум неделю – после сдачи номера. Вы будете смотреть на вещи и драгоценности (и даже держать их в руках!), стоимость которых будет превышать ваш годовой доход раз в пять. Вы будете видеть женщин (в огромном количестве!), которые всю свою жизнь посвятили исключительно трате чужих денег и сохранению своей красоты. Ох, чем вас еще напугать? Не страшно? Нет? Все равно хотите в «глянец»? Хорошо, утешительный приз для самых смелых! Работая в журнале, вы встретите много потрясающе талантливый и интересных людей. Вы попадете в самые прекрасные места на планете (и пусть все эти путешествия будут называться унылым словом «пресс-тур», какая разница?). Вы всегда будете в курсе всего самого модного. Вы, вы… Да вы, в конце концов, на роскошном паруснике познакомитесь с самым лучшим мужчиной на планете, поверите в то, что любовь существует и сядете писать романы. Нет, последние предложения – это не отрывок из новой книги, не бред романистки, а всего лишь сюжет из моей биографии – бывшего «глянцевого» журналиста, бывшего главного редактора … И пусть хоть кто-то попробует сказать, что все это – пиар! Это я про парусник и мужчину. А вы про что подумали?

– Ух ты! А ведь последнее дорогого стоит! Спасибо Вам, Наталья, за консультации, за столь ценную информацию для авторов myjulia.ru. Удачи Вам в суде и рекордных продаж Ваших книг. Уверенна, что они найдут свою аудиторию. Ведь, кому как не главному редактору женского журнала знать, к какому чтиву по-настоящему тянется женская душа!

Наталия Землякова - Мне, кстати, понравилось Ваше слово – чтиво. Потому что мне хочется, чтобы мои книги развлекали, отвлекали, вдохновляли, то есть «украшали» жизнь женщин.

Источник - Интервью на myJulia, сайт www.myjulia.ru

"КАРНАВАЛ В ПОСЛЕДНИЕ ВЫХОДНЫЕ АВГУСТА"




КУПИТЬ РОМАН "Карнавал в последние выходные августа"
Вы можете в магазинах

- SETBOOK Цена: 186 руб.
- КНИГА.РУ Цена: 193 руб.
- READ.RU Цена: 194 руб.
- BOOKS.RU Цена: 240 руб.
- OZON.RU Цена: 249 руб.
- ДОМ КНИГИ Цена: 324,90 руб.



В избранное