Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай для каждого - путеводитель Виногродского. Выпуск 6.


Китай для каждого - путеводитель Виногродского

Выпуск 6

До сих пор Китай зачастую считается страной, овеянной мифами относительно религий и их течений. Действительно, на первый взгляд не всегда понятны принципы их мирного со-существования... Что ж, мифы пусть веют, а вам - небольшой рассказ о том, о чем, откуда и зачем есть даосизм, конфуцианство и другие достойные вещи.

Точка зрения.

В Китае представление о том, что должен знать человек для правильного движения по волнам моря житейского определяется традиционными идеалами. В течение тысячелетий жизнь обычного китайца определялась тремя учениями: даосизмом, конфуцианством и буддизмом, которые определяли систему идеалов и смешивались в единое целое внутри семейной системы. А в центре семейного уклада лежало почитание предков и уважение к старшим.

В каждом доме существует семейный алтарь, и до сих пор любой китаец знает родословную своей семьи, которую пишут, чтобы передать эти бесценные знания потомкам. Для всех понятно, что твое личное благополучие зависит от предков, так же как от твоего правильного поведения зависит благополучие твоих потомков. То есть, богатство не считается показателем личностного качества человека, а всегда напрямую связано с состоянием семьи и рода.

Китайцы в своем большинстве люди не религиозные, и два учения - даосизм и конфуцианство - религиями можно назвать с большой натяжкой. Роль религии как таковой играет пришедший на рубеже нашей эры из Индии буддизм. Конфуцианство определяет морально-этические нормы социального поведения и не сводится лишь к нудным моральным сентенциям. С помощью него накоплена огромная житейская мудрость, помогающая человеку правильно построить свое поведение в обществе. Конфуцианство всегда лежало в основе построения административной системы, определяло систему образования, а сам Конфуций и до настоящего времени почитается как величайший представитель педагогической и психологической мысли.

"Первое - это облик. Второе - это речь. Третье - это зрение. Четвертое - это слух. Пятое - это мысль. Облик должен выражать строгую уважительность. Речь должна выражать способность подчиняться правде. Зрение должно выражать ясность. Слух должен выражать чуткость. Мысль должна выражать вдумчивость. Строгая уважительность создает состояние почтительного внимания. Способность подчиняться правде создает состояние управляемости. Способность быть ясным создает состояние прозорливости. Способность быть чутким создает состояние предприимчивости. Способность быть вдумчивым создает состояние мудрости". (Конфуций, "Хун-фань", "Закон гармонии").

Даосизм же рассказывает человеку, как он должен строить отношения с самим собой, и потому внутри этого учения сохраняются знания по медицине, гигиене, астрологии и разного рода мистическим практикам, которые помогают человеку в процессе самопознания.

"Между движением и покоем есть следы (признаки, проявления) довольства и раздражения, грусти и веселья, возникающие из отсутствия сердца-сознания (бессознательно). Нельзя в довольстве застаиваться, от раздражения смещаться (выходить из себя), от грусти страдать (разрушаться), от веселья распутничать. Когда довольство и раздражение, грусть и веселье еще не возникли, определяется это как срединность, когда возникли, но сдерживаются в срединности, определяется это как согласие. Срединность и согласие определяется как отсутствие желаний". (Лю И Мин, последователь даосской школы питания жизни).

В общем и целом, китайцы празднуют свои праздники, едят свою кухню, хранят и передают принципы, по которым жили их предки в течение тысячелетий, добавляют на фундамент древних знаний и отношений с миром новые технологии и чувствуют себя вполне неплохо в современном мире.

Тексты и переводы - Бронислав Виногродский

Ведет рассылку - Оля Ля


В избранное