Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литература

  Все выпуски  

Литература сценка 'Памятник'


0268.324 Памятник

(сценка)

    Тексты представляют собой образы, которые в качестве источника имеют прообразы.  Однако прообразы являются лишь исходным раздражителем образов автора, и текст не может рассматриваться в качестве утверждений о прообразах.
                                                                автор

    Действующие лица:
    Ш.
    Наина Иосифовна Ельцина

   
    Н.И. -Мы поставили памятник Борису Николаевичу в родном Екатеринбурге. И его именем названа улица. Это красивая, широкая улица, на которой нет жилого сектора, и не нужно было спрашивать согласия жителей улицы на её переименование.
    Ш. -Н.И., а вас не унижает то обстоятельство, что пришлось выбирать улицу, на которой не требуется согласия её жителей. И вы знаете, что даже сама мысль об установке памятника или переименовании улицы в честь Б.Н. вызывает аллергическую реакцию в людях.
    Н.И. - Унижает?! Да вы, Ш., шутите, что ли? Нам это не надо. Какое нам до них дело? Как я отношусь к  проклятиям всех  этих, хотите вы знать? Но, знаете ли, на всякое проклятие есть проклятие ответное. На всякую ненависть есть ответная ненависть. Как, скажите на милость, я должна относиться к людям, которые поливают грязью мою Семью? Это уже, как говорится, как аукнется, так и откликнется. Мы любим тех, кто любит нас, и ненавидим тех, кто ненавидит нас.
    Ш. -Н.И., можете ли вы объяснить мне такой парадокс: Борис Николаевич начинал в качестве борца с привилегиями. Значит, я это так понимаю, что он тем самым выступал за экономическое равенство людей независимо от занимаемых должностей. Он с этого начинал.
    Н.И. -Ну, что вы, голубчик, какой вы наивный, право, сразу видно, что жизни не знаете. Еще, может быть, скажете, что за действиями Бориса Николаевича стояла некая социалистическая идея углубления справедливости в обществе?
    Ш. -А что, разве не так?
    Н.И. -Глупенький! У Бориса Николаевича во всю его жизнь не было никакой идеи, кроме идеи его настроения и его самолюбия. Вся его идея заключалась в одном: быть первым. Но для того, чтобы быть первым, ему нужна была идея. И когда Горбачев выступил с идеей перестройки и гласности, Борис Николаевич и стал работать в ключе высказанной им идеи. Борис Николаевич - человек дела, в отличие от Горбачева, который, однако, тоже не человек идеи, хотя идеи высказывать любит.  Горбачев - это  плебейская ординарность, которая потребовалась плебеям. Горбачев выражал идеи плебеев, и именно потому, что сам был плебеем.  И вот этот плебей оказался на вершине власти, где уже самому нужно было что-то делать, что-то выражать. Он и выразил со своей перестройкой и гласностью мечту плебея, "избавляющегося от своих цепей".  Его предшественником в этом отношении был Хрущёв - всё то же самое:  разоблачение им культа Сталина - это крик освобождающегося от своих цепей плебея, который не понимает, что у него, кроме его цепей, ничего нет и уже никогда не будет, и он как не был личностью, как был плебеем, так и останется им до конца своих дней. Осознавать это - обидно, вот они и начинают выдавать свой бред за истину в последней инстанции. . По сравнению со всеми этими людишками Борис Николаевич, конечно, личность, потому что он был деятелем: он дело делал, он умел настоять на своём.
    Ш. -Ну, да, был всадником без головы.
    Н.И. -Зачем же вы так. Хотя, правда, он пользовался чужими головами: сначала горбачевской, потом гайдаровской.
    Ш. -И, главное, что он верил им. Он верил, что это - головы.
    Н.И. - Вера - отличительная черта Бориса Николаевича. Но его вера случайная, он верил в то, что ему попадалось под руку, если это служило его инстинктивным устремлениям, если это вело к удовлетворению их. Да, вера - отличительная черта Бориса Николаевича: сначала он верил в идеи социализма, потом он поверил в перестройку, потом поверил, благодаря Гайдару, в буржуазную демократию.
    Ш. -Не слишком ли часто Борис Николаевич менял свою веру? Когда человек меняет веру, это скорее всего означает, что у него нет никакой веры.
    Н.И. - Так и было. Я же уже сказала, что для Бориса Николаевича целью было первенствование. Когда Горбачев заговорил о перестройке, это была просто такая его идея, такое его высказывание. По нему, точно также, как это у сегодняшнего Димы, главное - высказать мысль, а мысль уже сама будет действовать, независимо от него, и он от всего остается в стороне. Когда же Борис Николаевич последовал идее Горбачева буквально, а не так, как все остальные, на словах только аллилуйя пропели, Горбачев испугался, потому что он "совсем не этого хотел", он почувствовал опасность в Борисе Николаевиче. Я же сказала уже, что Горбачев - трепло. И вот Бориса Николаевича уже нет, а это трепло живет и здравствует, и еще высказывает сожаление по поводу того, что де вовремя не услал Бориса Николаевича послом в какую-нибудь Доминиканскую республику. Горбачев - человек без души, без совести и без чести. Совершенно нечистоплотный человек.
    Он высказал слово, которое сняло запреты на центробежные силы в Союзе. А что такое слово, как не закон, определяющий поведение человека. Центробежные  силы существуют в любой системе, как и блокаторы их, иначе система не могла бы существовать. Он запустил центробежные силы, сняв блокаторы, и это  привело к развалу СССР, и после всего этого он  смеет  обвинять  Бориса Николаевича в развале страны!
    Ш. -Ну, я не думаю, что с этим всё так просто. Я   не Горбачева имею ввиду. Борис Николаевич был очень сильный и очень добрый человек. И он был благородный человек. В нём не было низости. Посмотрите на его фото: открытое лицо. Посмотрите на его глаза - добрые глаза. И, однако, люди видели в нём таран, разрушительную силу. Считали, что он способен только разбрасывать камни, но не собирать их. Люди видели в нём человека, который закончил, подписав беловежские соглашения то, что начал Горбачёв. Это может показаться странным, такие разные по характеру люди, а делали  одно дело.
    Н.И. -Заметили, да? У всех у нас есть свои скелеты в шкафу. А у Горбачева и Бориса Николаевича в шкафу одинаковые скелеты.  Склеты - это вещи, которые нами вытеснены из нашего сознания, потому что они опасны для нашего существования. Мы не только не хотим, чтобы кто-то узнал о них, но мы сами ничего не хотим о них знать. Мы всеми силами стремимся к тому, чтобы забыть об их существовании, и мы даже не знаем, что наши скелеты - это мы сами. Мы привыкаем думать, что истинно  то, что способствует нашему выживанию, и мы стремимся этому соответствовать. Но то, что мы есть на самом деле - это наши скелеты в шкафу нашей души. И эти скелеты представляют собой на самом деле тот ядерный реактор, который движет нами по жизни. Характером нашей натуры определяется вектор нашего поведения в окружающей нас чужой нашим скелетам реальности, которая вызывает страх, как у Горбачева, и подспудную, не осознаваемую ненависть, как у Бориса Николаевича.
    Нет никого  ближе у человека, чем его родные. Невозможно перенести  унижения, преследования, которым они подвергались, и невозможно простить это. Потому что у человека, кроме его родных, никого нет. Все остальные - чужие, посторонние люди. Только родные люди - мать, отец, дедушки, бабушки, добры к нам и любят нас  просто по определению, а не за что-то. И для нас никого и ничего в жизни дороже их  нет и никогда не будет. Что бы в жизни ни происходило, они будут самыми дорогими для нас существами. И они, и их образ жизни. Мы - такие, какие они. Яблоко от яблони недалеко падает. Мы - продолжение наших предков, независимо от того, сознаём мы это или не осознаём. И мы в своей сущности воспроизводим их жизнь, их способ существования. Наша душа - это наши предки. И с этой точки зрения и Горбачев, и Борис Николаевич жили в чужой им жизни и чужой жизнью. Они были отчуждены от себя. Ибо их сущность - зажиточное крестьянство, кулачество, они относились к тем, кому до большевиков вольготно, весело жилось на Руси. А пришедшие большевики всё сломали, уничтожили. Обида за раскулаченных предков, передавшаяся их боль не могли не осесть в их душах.  И это и есть  программа, заложенная в нас нашими предками, определяющая наше поведение в окружающем нас мире.
    Они не могли об этом думать, им нужно было выживать в той среде, которая от них не зависела. И они были энергичны, и именно  потому, что жили в чужой им жизни и их душа была отчуждена от неё. Они приспосабливались к ней, как к чужой и внешней им среде, не осознавая этого, и этот процесс приспособления, движения вверх был бесконечен в силу вытесненности ими из себя своей сущности. Этот процесс был для них бесконечен потому, что их движение вверх не могло снять существующего в них противоречия, не могло принести им удовлетворения. Они были подобны вечному жиду: что бы они ни делали, они оставались всё с тем же чувством невозможности удовлетворить ту жажду, которая двигала ими по жизни, их душа не могла соединиться с ними.
    Но вот когда Горбачев оказался на вершине власти, положение вещей для него изменилось. Пока он пробирался наверх, он должен был следовать правилам игры системы. Однако, когда он оказался на вершине власти, заложенная в нём программа его сущности начала разворачиваться. Но Горбачев был слишком труслив, слишком нечестен, чтобы вытесненная им сущность могла заговорить даже в нём самом полным голосом. Он привык говорить не со своего голоса, и он так и останется с чужим голосом до конца своей жизни. Но вот когда вопрос стал практически, сработал  его  инстинкт ненависти к тому, что было не его -  к СССР, к Варшавскому договору, к Советской Армии - всё это было чужое и ненавистное, всё это должно было быть уничтожено. И он с радостью и наслаждением это делал, продолжая говорить привычные слова. Пожалуй, с этого времени Горбачев почувствовал в себе раздвоенность, как будто  в нём существуют два человека: один человек - это тот, который приспособился к окружающей его реальности и считал себя частью её, и другой, незнакомый ему человек, который действовал независимо от него, разрушая систему, которая была ему ненавистна, и ради разрушения которой он ничего не жалел. И он не понимал, что этот другой человек, который всё это делал, это был он сам, а он сам был то тело, которое у него создалось за период его жизни в чужом для его души мире, с которым он всячески стремился себя отождествить.  И он не мог соединиться с собой. И даже в свои 80 лет он продолжает повторять: у меня такое ощущение, что я живу за того парня. Он действительно живет за того парня и благодаря тому парню. Потому что тот парень сделал своё дело и оказался отомщенным, и в этом заключалось торжество его предков. Но сам Горбачев в качестве человека, который на уровне сознания всеми силами стремился избавиться от тянущегося за ним хвоста раскулаченных  предков, человек, который был движим страхом, был человеком лжи, потому что страх является двигателем лжи. И ложная маска превратилась в его вторую натуру, которую он уже никогда не мог сорвать с себя, и поэтому его маска говорила одно, а его натура в то же самое время делала другое, и, как обычно, его маска должна была скрывать то, что делала его натура. Ложь не способна к созиданию. Ложь способна только разрушать.
   На 19 съезде партии Сталиным в устав КПСС были включены следующие пункты, представляющие собой его политическое завещание
    «1. В партии не должно быть двух дисциплин – одна для руководителей, другая – для рядовых.
    2. Неправдивость коммуниста перед партией и обман партии являются тягчайшим злом и несовместимы с пребыванием в рядах партии. 3. Не допускается подбор кадров по признакам родства и кумовства, землячества, личной преданности. Нарушение этих норм: подбор работников по признакам приятельских отношений, личной преданности, землячества и родства – несовместимы с пребыванием в рядах партии».
    Все эти политические принципы были вымараны из устава пришедшими на смену Коммуниста вшами.
    Ш. - Вы говорите: "вшами"?
    Н.И. -Да, все мы - вши. Все мы живем для себя, и имеем целью самих себя.
    Ш. -А хорошо ли быть вшами? Не унизительно ли это - чувствовать себя вошью и знать, что ты - вошь?
    Н.И. - Быть вошью - это хорошо. И знать, что ты вошь - это хорошо. Потому что если быть вошью, заботиться только о себе и делать свою жизнь возможно более богатой и счастливой какими угодно средствами, ибо средства оправдывают цель - это хорошо для воши, то  если это хорошо для воши, то хорошо знать, что ты вошь. Нет, это - не унижает. Напротив, это возвышает. В конечном счете миром правят вши.
    Ш. -Вы хотите сказать: ординарные люди?
    Н.И. - Маленькое уточнение: обуянная тщеславием ординарность.
    Ш. -Тщиться славою. Стремиться к славе. Тщетная любовь к славе. Тщета славы, которая ведет к историческому бесславию.
    Н.И. -А что нам история. Наша цель - мы сами, а не история. Мы - это и есть история. Мы - просто живём. Мы -  естественная, натуральная жизнь, и в этом наше оправдание.
    Но вы перебили мою мысль. А мысль  моя состоит в следующем. Как политические принципы Сталина имеют своей целью общественную пользу, так отрицание этих принципов имеет индивидуальную пользу.  Т.о., из сталинских положений мы получаем противоположные положения сегодняшних победителей, имеющих под собой Россию, имя которых - либеральная элита:
    1. В партии должны существовать  две дисциплины: одна для руководителей, другая - для рядовых.
    2. Член партии должен быть лжецом. Честность члена партии является тягчайшим злом и несовместима с его пребыванием в рядах партии.
    3.Подбор кадров осуществляется по признакам родства и кумовства, личной преданности. Нарушение этих принципов несовместимо с пребыванием в рядах партии.
    Как вы думаете, почему проиграло ГКЧП? Потому, что, сделав попытку сохранить СССР, они использовали основной либеральный принцип: они лгали. Если бы они просто объявили Горбачева предателем социалистической идеи и арестовали его, и если бы они обратились к народам СССР со словами: отечество в опасности, все на защиту отечества - они сплотили бы вокруг себя все силы, которым дорог социалистический строй. Но эти люди боялись самих себя. Сталин так характеризовал этапы предательства: "Сначала разок ДРОГНУЛИ! Потом серьезно ИСПУГАЛИСЬ. Тут уж и начали постоянно шарахаться, шататься и ОТСТУПАТЬ, пока, наконец, отступление не привело к полной КАПИТУЛЯЦИИ!"  Сталин не терпел предательства. Либерал относится к предательству прямо противоположным образом. Он говорит: предательство - это хорошо. Либерал говорит: "При малейшей опасности следует дрогнуть и, самое важное, как можно раньше испугаться. И начать метаться в поисках пути к бегству, бросая всё и всех и спасая себя. Ибо для себя ты сам - наивысшая ценность, с которой несравнимо ничто и никто." ГКЧПисты дрожали, уже делая свое заявление, вслед за ним они  испугались и начали шарахаться, метаться и отступать. И кончили всё капитуляцией.
   Так как же отличается от них в положительную сторону Борис Николаевич, который не дрогнул, не испугался, который во всех своих сражениях всегда выигрывал, ни перед чем не останавливаясь. Он должен был победить, и он побеждал. Борис Николаевич - это победитель по определению.
    Ш. -Ваши слова заставили меня вспомнить один вещий сон, который я видел в период начала возвышения Б.Н. к власти. Жестокая зима. Бревенчатая избушка в одну маленькую комнатку с единственным малюсеньким окном в  стене, через которое проливается заиндевевший  зимний день. Большую часть комнатки занимают огромные грубые бревенчатные полати, застеленные сеном, на которых, покрытый овечьим тулупом, спит огромный мужичина. Но вот он зашевелился, трудно просыпаясь, полусел, его заспанные маленькие глазки  начали медленно и как будто недоуменно и с трудом  открываться и,  когда они приоткрылись, в них  стояло бессмысленное выражение невменяемого животного. В это мгновение  из-под полушубка выскочил заяц,  бросился к  двери в сени и убежал.  Мужичина между тем, уже сидя, медленно продирал глаза и сонно и безмысленно потягивался. И во всем его облике была дикая, не знающая разумности сила. Такой вот сон. Утром посмотрел в сонник - убегающий заяц - к потере. Сон в руку -потеряли страну.
    Н.И. -Борис Николаевич никогда не лгал. Ему можно было верить. Это был честный человек. Вы говорите: "бессмысленные глаза". И это правда. В отличие о Горбачева, он никогда ни к чему не приспосабливался. Он окружающее приспосабливал к себе. В отличие от лжеца-Горбачева он не лгал самому себе. Он с детства был непокорным и не покоренным, и до конца остался им. У него не было страха. А страха у него не было потому, что он не рассуждал. Он не было изощренным, приспосабливающимся интеллигентом, каковым был и остается Горбачёв. Это была его отличительная черта, и она,  его неспособность к рассуждениям, была обусловлена его защитной реакцией. Он был достаточно дик для того, чтобы ничему не подчиняться, но его бессознательное было достаточно умно для того, чтобы вытеснить из его сознания историю преследований НКВД и его деда, и его отца. Его бессознательное оберегало его и не позволяло ему на этом фиксироваться. Наше бессознательное знает о нас всё, и оно является нашим ангелом-хранителем, оберегающим нас по жизни. Сильному человеку ум не нужен. Он самодостаточен сам по себе. Ум - это выражение слабости. А Борис Николаевич был сильным человеком. И поэтому он не задумывался. Ему не нужен был ум. Он  жил и действовал в соответствии со своим инстинктом. Не он управлял собой, а его инстинкт управлял им. Он был слит с внешней реальностью, чутко ощущал её. Но его внутренняя реальность была тот самый громадный мужичина с его кулацко-крестьянскими мыслями вашего сна. И когда его инстинкт указал ему на путь восстановления реальности его предков, той реальности, которая составляла его душу, ему не нужно было теорий, он просто шел в этом своем инстинктивном движении к самому себе. Он никогда себя не предавал. Он шел к своей истине и он реализовал свою истину. Вы и вам подобные можете говорить о Борисе Николаевиче как разрушителе страны. Но страна, о которой вы говорите, это ваша страна, это страна вашей совести. Но это не страна Бориса Николаевича, не страна его любви, это не его истина. Это чужая ему истина. И поэтому то, что для вас было разрушением, для Бориса Николаевича было созиданием. Борис Николаевич воссоздал страну своих предков.
    Ш. -Что же, выходит, что безмысленность победила мысль?
    Н.И. -Безмысленность не может победить мысль. Безмысленность может победить только отсутствие мысли. Вот все вы и вам подобные - ведь вы - люди из прошлого. И все вы никуда не годитесь именно потому, что вы - люди из прошлого. Вы даже не люди  настоящего. Что уж тут говорить о людях будущего. Вы можете сколько угодно нюнить и ныть, но ваше место - в земле. А Борис Николаевич жив, потому что живет дело, которое он начал, и живет страна, которую он создал. Вот когда родятся люди, мысли которых будут определяться будущим, а не прошлым, вот тогда и появится возможность победить сегодняшнее безмыслие и страну безмыслия, которую создал Борис Николаевич. Но не раньше.

    01.04.11г.


В избранное