Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литература

  Все выпуски  

Литература


Подфарник

     Сегодня мы поговорим о том, что "кажется". Нет, о том, что отличается от "кажется" в том смысле, в каком этот термин обычно употребляется. В качестве примера для различения двух смыслов "кажется" приведу многократно осуществленный и осуществляемый мной эксперимент. Дело вот в чем. Компьютер у меня товарищ с характером: при включении он выдает сигнал об ошибке, связанной с клавиатурой. При этом ошибки в объективном смысле никакой нет, но то ли ему хочется показать свой характер, то ли ему так действительно кажется, то ли ему просто не хочется просыпаться к работе ("на заре ты меня не буди"), словом, ему, как и человеку, нужно окончательно придти в себя, чтобы начать работать. Приходит же он в себя через десяток секунд, или через минуту, словом, это уж как придется. И, конечно, для меня вопрос в том, когда нажимать на кнопку перезапуска. И вот тут я и обнаружил поразительную вещь: я испытываю определенное ощущение, типа незримого толчка под руку, или удар ветра, что-то такое. Это означает, что компьютер готов к работе и его можно перезапускать. Я нажимаю на кнопку перезапуска, и компьютер запускается. И не было случая, чтобы компьютер не запустился. Т.о., здесь - реальное ощущение, отражающее восприятие раздражителя. Очевидно, что мной воспринимаются соответствующие изменения в излучениях компьютера. Есть изменения в излучениях - мой организм воспринимает их и выдает в виде определенного ощущения. Поначалу, когда я это обнаружил, у меня возникло желание определиться с этим ощущением. И я создал у себя установку на восприятие этого ощущения. И мне казалось, что я его воспринял. Но не было случая, чтобы это "кажется" подтвердилось. Это означает, что сознательной установкой блокируется непосредственное отражение реальности. Что это - совершенно иной уровень. И в этом смысле то "кажется", которое я в этом рассказе буду иметь ввиду, вовсе не есть кажется как отражение некоторой установки, некоторого ожидания. Речь пойдет о действительном чувственном отражении.
    Это - один принцип, которым нам нужно вооружиться при чтении последующего.
    Кстати, в связи с этим различением между кажимостью и отражением непосредственной чувственной реальности не могу удержаться  замечания  относительно  метода Фрейда на примере его анализа фобии пятилетнего мальчика. То, что делает в этом анализе Фрейд, он подменяет правду правдоподобием. Правдоподобие отличается от правды тем, что подобно правде, но правдой не является. Фрейдом осуществляется подмена объекта другим объектом, чем-то похожим на объект. Интеллектуальный подход Фрейда и не может быть иным, и эффект достигается за счет того, что интеллектуальный объект "пробивает" на реальный, чувственный объект у субъекта. От непосредственно-чувственного объекта субъекта интеллектуальный объект отличается тем, что  содержит в себе интеллектуальные интерпретации, связи, которые связывают, или обуздывают необузданный чувственный объект.
    Второй принцип заключается вот в чем. У Фрейда есть несколько работ, посвященных непроизвольным ошибкам, которые выступают в качестве директивной силы, в качестве насилия над субъектом, которое посредством своего сознания субъект преодолеть не в состоянии. С логической точки зрения в этом случае выполняется принцип отношений между противоположностями, который заключается в том, что доминирующая сторона противоположности выступает в качестве критерия и не осознается. Человек в этом случае действует по сути своей бессознательно, исходя из каких-то установок, предпосылок, которых он не осознает. И создается ситуация, при которой человек, полагая, что делает одно, в действительности делает другое и, т.о., не осознает, что он делает на самом деле.
    Тогда, когда действия человека соответствуют установкам доминирующей стороны, имеет место соответствие между сторонами противоположностей, их единство. И положение вещей совершенно изменяется, когда человек противостоит данным, идущим от доминирующей стороны, выполняя какую-то свою программу.
    Поразительный случай единства сторон противоположностей, когда доминирует бессознательное, рассказал Слава. Позавчера в Ростове был кратковременный, но "ужасный" ураган, который налетел также внезапно, как и закончился: с диким ветром, грозой, дождем и градом. Слава строитель, с бригадой работает в церкви. Его товарищ перед самым наступлением урагана спустился с лесов под каким-то предлогом, а продавщица ближайшего ларька вышла куда-то. Налетевший ураган сломал столетнее дерево, и оно одной своей частью упало на место на лесах, где стоял товарищ, а другой  - на ларёк. Это - пример случая, когда человек подчинился импульсу, идущему от бессознательного. А ведь он мог этого и не сделать, мог  сопротивляться импульсу. Товарищи не задержали импульсов, они позволили им непосредственно перейти в действие, и их бессознательное избавило их от грозивших им в случае их сопротивления неприятностей. 
    Ну, а "я - не такая, я другая", как говорил Ландау. Я весь состою именно из сопротивлений. Де есть импульс - а что получится, если я ему не последую"
    У человека полушария поляризованы относительно друг друга. И, как доказано, каждое из них представляет личность. И хорошо, когда эти личности соответствуют друг другу. А если не соответствуют, если одна сторона противоположности - личности стремится подмять под себя другую, и если они по силе равны. то другая сторона ведь не может не сопротивляться. И т.о. возникает пожизненная война между двумя сторонами человека. Будучи вытесняемой в сферу бессознательного, другая сторона способна устраивать для доминирующей положенной стороны самые разнообразные  каки. И вот об этих каках и пойдет речь ниже. 
    И последнее замечание, на этот раз  относительно внутренней речи. Внутренняя речь может рассматриваться как проявление диалога между двумя противоположными частями человека, соответственно, между двумя полушариями. Но одно из полушарий безмолвно, непосредственно мы его не слышим, мы слышим лишь ответы положенного полушария. Однако положенное полушарие понимает то, что говорит ему снятое. Частным случаем внутреннего диалога полушарий является перевод положенным, первенствующим полушарием сказанного  полушарием снятым, и именно поэтому определяющим..

    Всё началось в одну из поездок: отказала схема сигнализации поворота автомобиля вправо. Так как нужно было продолжать поездку, а без поворотника ехать проблемно, то естественно, что я занервничал, следовательно,  вышел из нормального состояния сознания, и в моих действиях  актуализировалось бессознательное. Я довольно сильно удивился отсутствию сигнала поворота, поскольку был убежден, что всё дело здесь в контактах переключателя поворотов налево и направо, а контакты я недавно чистил. И что, снова неконтакт? Тем не менее, "думать некогда", я повторяю процедуру зачистки контактов. И сигнализация поворота вправо через какое-то время заработала. Сейчас я думаю, что положение вещей в действительности было иное, а именно, что контакт переключателя поворотов был и до, и после отказа. На самом деле сработало моё бессознательное,  на физическом уровне восстановив контакт в прогнившем подфарнике. И это подобно тому, как бессознательным усилием ложки могут притягиваться к телу или передвигаться. Разумеется, контакт не мог  надолго сохраниться. И действительно, он  удерживался ровно до тех пор, пока я не приехал в гараж.
    А тут мне предстояла поездка в другой город. Каков же был удар, когда я обнаружил, что поворот вправо опять не работает. И вследствие стресса я, конечно, вышел из себя. Нужно было срочно решать проблему. И я фиксировался на своём сознании, отключив бессознательное.
   Псих меня накрыл из-за злости, что мне нужно ехать, время не ждет, уже двадцатые числа июня. И, видимо, я как-то пренебрежительно  отнесся к другой половине моей личности, устранив её от решения проблемы, то есть вытеснив в бессознательное. А  что сделаешь с этим "горячим парнем", у которого кровью глаза наливаются, когда что-то не по нём, и он уже ничего не видит и не слышит, а летит с лестницы, не глядя ни на какие доводы. Словом, загорелись в попе гвозди. А, с другой стороны, что  с дурака можно взять, как только не посмеяться над ним. И вторая часть моей личности и начала издеваться  над первой. Дело в том, что действует - то только она. И информацию тоже  даёт она. А ты сам по себе только и умеешь, что рассуждать, но при этом самомнения-то сколько! А если у тебя кровью глаза налиты, то у тебя только то одно и есть рассуждение, что "желаю", а больше ничего нет. Так  и оказывается, что делаешь то, что тебе подсовывает ставшая определяющей бессознательная  часть личности, которую ты тоже ощущаешь, но ощущаешь как внешнюю, не зависящую от тебя реальность. Ведь ты её вытеснил.
    Я и раньше отмечал не мирные отношения между двумя частями моей личности, и всё из-за психа, из-за чувства собственной важности,  мол, я пан, а ты кто такая. Всё из-за этакого панского самомнения.
   И тут я, конечно, оказался полностью в руках другой моей, не рассуждающей, части, которой  моё состояние предоставило  карт-бланш в её руки. И начала она с того, с чего и всегда начинает в подобного рода случаях: она начала с подачи мне карты реальности, в которой начисто затерла, что подфарник является частью системы сигналов поворота, в качестве вящей убедительности заметив, что подфарником обознаются габариты машины, и что подфарники - белого цвета, тогда как фонари указателей поворотов - желтые. А так как я в моем отношении к противоположной стороне моей личности  всё воспринимаю буквально,  всё принимаю на веру, то и никаких условий для торможения этой буквальности не было,  так что  всё это и  вошло в меня, как нож в масло.
    Сделать же это мстительной части моей личности было необходимо потому, что именно с подфарником, как в конечном счете оказалось, была связана проблема работы сигнальной системы. Ведь бессознательное  "всё знает", и когда ему не мешают, оно просто делает то, что следует.
    Однако также  и этого ей показалось мало: она создала установку, что о работе системы сигнализации можно судить по сигнальной лампе на приборной доске.
    Но и это было не всё. Ко всему этому была в качестве необходимой добавлена установка на лень . Наконец, сцена для издевательств одной моей части над другой была подготовлена, и - зрители, занимайте места и устраивайтесь поудобнее: представление начинается.
     Вытеснив действующую часть моей личности  в бессознательное, Оставшись лицом к лицу с моей рассуждающей частью, я уже ничего не видел перед собой. Единственное, на что я был способен,  это рассуждать на основе того, что мне подсовывалось.
    И вот я начинаю рассуждать.
    Самое первое: по чему я могу судить  о том, работает механизм поворотов или нет? вытесненная сторона говорит: "по факту". Фактом является сигнальная лампочка поворотов. Ага, значит, по тому, загорается она или нет, я могу судить. Хорошо. Но если механизм влево работает, а вправо нет, то, так как различие заключается единственно в работе исполнительных механизмов, и так как из предыдущего опыта у меня сложилась фантастическая идея, что параметры работы контактного  прерывателя рассчитаны т.о., что система работает только при условии исправности всех фонарей поворотов,  то, очевидно, что скорее всего неисправна какая-то из лампочек.  И т.о. я открываю задний фонарь поворотов и  вытаскиваю  лампочку,; лампочка, как и планировалось бессознательным, благодаря созданному им судорожному движению, вылетела у меня из рук, упала, и волоски оторвались. И я поставил на место выкрученной другую лампочку.
    Теперь следовало проверить вторую лампочку, боковую. Но чтобы её проверить, нужно снимать колесо, снимать защиту, либо же пытаться добраться до неё через фару. Дело морочное. И мне лень настаивать.  "А ты лучше проверь контактный прерыватель, может, он неисправен". Я возражаю: но ведь поворот налево срабатывает. "Ну, так что же, что срабатывает. Параметры цепи разные, сопротивление цепей разное, потому и не срабатывает - получаю возражение. -Проверь сопротивление цепи слева и справа". Проверяю. Сопротивление цепи справа больше, "но не настолько". Я в тупике. "Вот видишь, сопротивление разное"-"Но не настолько, чтобы оказать влияние" - "А ты откуда знаешь?" От безысходности вынимаю приборную доску, достаю контактный прерыватель, ставлю на его место другой, разумеется, с тем же эффектом. И снова на меня наваливается тупость. "Знаешь что, чем нервничать, замени эту всю эту механику электроникой" - советует мне вытесненная часть, подкрепляя совет чувством лени, и про себя заранее злорадно ухмыляясь.

   Дома рисую схему, собираю на монтажной плате - всё работает. И от того, что всё получилось с лёту, а с лету  всё получилось потому, что работала бессознательная часть моей личности "ради собственной идеи",  а я, разумеется, её заслуги тут же приписываю себе и раздуваюсь от чувства собственной важности, которой, оказывается, всё нипочем, и это тем более  выводит из себя бессознательную  часть моей личности, которая думает: "Ну, я сейчас покажу тебе всю твою важность, всю твою цену - грошик в базарный день".
    Между тем, я на компьютере рисую разводку платы, многократно проверяю правильность разводки, и, разумеется, подсунутую мне вытесненной  частью личности неправильность рассматриваю как правильную.  Методом утюга переношу рисунок на плату, травлю, собираю  схему - и схема не работает.

    "Ошибка в разводке" - усмехается бессознательное. Ищу и не нахожу. Как же так, всё должно работать. Может, что-то с микросхемой? - посмеивается бессознательное. И хотя я про себя понимаю, что это не так, заменяю микросхему -  и схема не работает.
    Вокруг меня сгущается пелена тупости. Бессознательное издевательски толкает под руку: "Ошибка в разводке" - "Иди к черту, - говорю я, нет никакой ошибки"  Все это неудовольствие одной стороны и удовольствие другой длится и длится. "Ну, что, сдаешься?"-говорит бессознательное. "Я себя уважать не буду, если не докопаюсь" - зло горжусь  я. Но, наконец, "силы оставляют меня", потому что  очевидно, что  всё, что бы я ни сделал, это - "бесплодные усилия любви". "Сделаю то же самое на таймере"- думаю я и отодвигаю схему. Торжествующее бессознательное возвращает меня к схеме и указывает на ошибку в разводке. Исправляю разводку, схема заработала. Но при этом выходные ключи постоянно открыты, так как нижний уровень сигнала равен трем вольтам, а в идеале нужен ноль. "Как же так, ведь на монтажной плате все работало" - говорю я. "А, может, это тебе только так показалось"- издевается  бессознательное.

    Заниматься дальше разборками с бессознательным у меня сил больше нет, и я возвращаюсь к автомобилю.
    Пытаюсь рассуждать: если на переключателе сидит плюс, то при включении правого борта его лампы должны гореть. Проверяю теперь уже на самих лампах: да, действительно, горят. Значит, цепь есть, цепь исправна, так в чем же дело? Почему лампы не мигают, когда должны мигать? Ведь всё исправно! Всё есть, повороты влево есть. А вправо нет. Наконец, до меня доходит, что бесполезно повторять одни и те же действия - результат будет тот же самый. Искать больше нечего. Листаю книги.  И вдруг  рисунке с контактного прерывателя я обнаруживаю три лампочки. Видимо, моё бессознательное в достаточной степени насладилось моим унижением, и позволило мне увидеть на рисунке то, чего я до сих пор не видел. Этот рисунок я видел не один раз, но всякий раз три нарисованные лампочки я рассматривал как две рабочие и одну сигнальную. Стоило бессознательному убрать подсунутый им образ, как я увидел, что на рисунке сигнальная лампочка, которую "я не видел", нарисована отдельно. А нарисованные вместе три лампочки - это задний, боковой фонари и подфарник. Тут по русскому обычаю я хлопнул себя по лбу, включил поворот налево - мигает лампочка подфарника. Вправо - лампочка не светится. Так вот, оказывается, где собака зарыта. Открыл подфарник, вычистил всю грязь, которая накопилась в патроне за десятилетия эксплуатации, вставил лампочку, и правый борт заработал.
    Но если вы полагаете, что инсинуации бессознательного на этом закончились, то ошибаетесь: задний фонарь хотя и мигает, но тускло. И снова возникло непонимание: как это может быть? где-то дополнительное сопротивление в цепи? утечка? Снова бессмысленная ни к чему не ведущая возня. К этому времени утомление от самого себя и от чувства собственной важности настолько меня обессилели, что я стал безразличен к самому себе. И вместе с безразличием к себе возвращалась ясность мысли. Возвращаясь домой после очередного "вождения муму", я вспомнил, что я заменял лампу в заднем фонаре, и, очевидно, заменил не той лампой. Теперь оставался вопрос: как это проверить? Для этого достаточно либо переставить лампу в левый задний фонарь, и тогда она будет светиться тускло, либо  лампу из левого заднего фонаря переставить в правый задний. И тогда она будет нормально светиться. Что на следующий день и подтвердилось.

    И тогда я про себя отметил, что при доминировании рассуждающей стороны процесс заканчивается производством соответствующей мысли. Испытываются все возможные и невозможные варианты настолько, что дальше движения уже нет, дальше движение невозможно. И тогда в работу включается размышление, и  этот процесс заканчивается формированием мысли, которой и обеспечивается произвольность действий. Ведь пока действует бессознательное, все наши действия являются непроизвольными. Я хотел было сказать: безмысленными. Но это неправильно. За любыми осмысленными действиями бессознательного стоит мысль, но мысль, нами не осознаваемая, непроизвольная, вызываемая соответствующими раздражителями, которые обычно остаются неосознаваемыми. И мы в этом случае выступаем для самих себя в качестве своеобразных автоматов. Мы нечто делаем, но не знаем, как мы это делаем. Лишь поднятие мысли из бессознательного на уровень сознания делает нас произвольными, способными к сознательному воспроизводству одних и тех же действий. Но для того, чтобы бессознательная мысль была поднята на уровень сознания, проявлена в нем, необходимо исключение всех  отрицающих её вариантов. Осознающая мысль, или знание, возникают из пучины всех возможных её отрицаний. Пока мысль возникает как только лишь положительное, она есть вера. Но лишь знание всех отрицаний мысли делает мысль действительной, так как в этом случае отрицательным образом проявляется единственность условий её актуального существования, или, если хотите, её материализации.

    02.07.10 г.


В избранное