Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


[ Главная ] [ Путеводитель по Библии ] [ Поэзия ] [ Проза ] [ Вернисаж ] [ e-Books ] [ Контакт ]

ВЫПУСК № 04 (60)

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РОЖДЕСТВОМ И НОВЫМ ГОДОМ!

 

Из «Путеводителя по Библии»:

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Как раз в то время, когда Марии, жене Иосифа, пришло время родить, «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи. Вдруг предстал им ангел Господень и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И пастухи, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали другим о Младенце Сем» (Лк 2:1–17). Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января).

На восьмой день после рождения Младенца принесли в Иерусалимский храм, где Он был обрезан и наречен Иисусом, что значит «Бог спасает», или «Божья помощь», а на сороковой день — для посвящения Богу («Сретение Господне»). Поклониться Ему пришли с дарами восточные волхвы, ведомые «Вифлеемской звездой» . Царь Ирод, узнав о рождении будущего «царя иудейского», хотел погубить Иисуса, но Бог через ангела предупредил Иосифа, и тот вместе с Богородицей и Младенцем бежал в Египет.

Фраз.: «путеводная звезда»; «дары волхвов».

Изобр.: Сандро Боттичелли, «Рождество», 1500 — 1501. Г. Доре, «Рождество Иисуса Христа», 1864 — 1866. Гуго ван дер Гус, «Рождество Христово», 1473 — 1475. А. Дюрер, «Рождество Христово», 1503. Роберт Кампен, «Рождество Христово», XV в. Корреджо, «Рождество Христово (Святая ночь)», 1530. Петрус Кристус, «Рождество», 1445. Ю. Карольсфельд, «Рождество Христово», «Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи — первые благовестники», 1850-е.

Муз.: Бах, «Рождественская оратория». А. Д. Кастальский, «Тропарь Рождеству».

Стихи авторов-классиков: В.Набокова, Г.Гейне, А.Фета.

 

СТИХИ И ПРОЗА НАШИХ АВТОРОВ

 

АЛЕЖНА

 

Рождественское

 

Когда сквозь снежное дыханье

рисунка призрачных витрин,

приближусь к пику созерцанья

земных неписаных картин...

 

Когда последний лист кленовый,

скользнув по снежной мостовой,

вплетет полет в венок терновый,

вернусь я на земной постой.

 

Вернусь я тихим сновиденьем

одушевленной пустоты...

по-детски чистым откровеньем

огня рождественской звезды.

 

 

Борис КОЧЕРГА

(Страница на Первом сайте)

 

Перед Рождеством

 

Река вбирала холод океана,

несла ветра, горбатила волну.

И провода дурным меццо-сопрано

взвывали ноту длинную, одну.

 

Декабрь стоял с бандитскою прической

смотрящим за разборкой непогод

и сыпал соль на рану перекрёстка,

опасный разъедая гололёд.

 

И я не верил, что через неделю

взойдёт Звезда, повиснет снегопад

и Новый Год закружит каруселью

моих часов застывший циферблат.

 

Игорь ЦАРЕВ

 

С высоты своего этажа

 

Не греми рукомойником, Понтий, не надо понтов,

Все и так догадались, что ты ничего не решаешь.

Ты и светлое имя жуешь, как морского ежа ешь,

потому что всецело поверить в него не готов.

 

Не сердись, прокуратор, но что есть земные силки?

Неужели ты веришь в их силу? Эх ты, сочинитель...

Не тобой были в небе увязаны тысячи нитей —

не во власти твоей, игемон, и рубить узелки.

 

Ни светила с тобой не сверяют свой ход, ни часы.

Что короны земные? Ничто, если всякое просо

тянет к свету ладони свои без монаршего спроса,

и царем над царями возносится плотничий сын...

 

Но, к чему это я? С высоты своего этажа,

сквозь окно, что забито гвоздями и неотворимо,

я смотрю на осенние профили Третьего Рима,

на зонты и авоськи сутулых его горожан.

 

Слева рынок, а справа Вараввы табачный лоток

(несмотря на века, хорошо сохранился разбойник!)

У меня за стеной — или в небе? — гремит рукомойник,

и вода убегает, как время, в заиленный сток...

 

 

Покров-2007

 

Народные приметы говорят, что снег, выпавший на Покров означает долгую и холодную зиму.

В октябре 2007 года на Покров по Москве прошла метель, повалившая 498 деревьев.

 

...А у дворника вся осень невпопад,

Что ни день — то маята и канитель.

Не успеешь урезонить листопад,

Налетает беспардонная метель.

И, мети за этой стервой, не мети,

Тротуары, уходящие под лед,

Превращаются в неверные пути

Со слепыми фонарями на отлет...

 

Увязался за трамваем старый пес,

Раздувая лаем тощие бока —

То ли бес его по городу понес,

То ли хочет ощутить, что жив пока.

И прохожие, задрав воротники,

Занесенные «по самое нельзя»,

Как шутихи запускают матерки,

В темноту заиндевелую скользя.

 

Но, микстурою от хворой кутерьмы,

Знай надежду подливай себе, да пей.

Если глупо зарекаться от сумы —

Зарекаться от зимы еще глупей!

Хрипота от незалеченных ангин,

Пустота ветрами вылущенных фраз —

Все пройдет. А не пройдет, перемоги.

Пресвятая Дева молится за нас.

 

 

Елена ВИНОКУР

 

Дороги

(отрывок)

 

...Дизельный поезд — двухэтажный. Я думаю: «Вот он придет, и я заберусь наверх и буду спать. Сколько можно смотреть в окно? Я все это тысячу раз уже видела».

Но поднявшись на второй этаж, растеряв на вокзале последние остатки сна, я прилипаю к окну и не могу оторваться от бегущих картинок. Мне кажется, что поезд отрывается от земли и летит над ней. Пусть невысоко, так даже лучше. И я разглядываю мир сверху: море, усыпанное золотыми солнечными бликами; шумные эвкалиптовые рощи; поля, на которых, как в танце, раскачиваются подсолнухи, белеет хлопок, зеленеют арбузные шары; просыпающиеся города и дороги, постепенно заполняющиеся машинами. Я лечу в аэропорт, а с другой стороны, туда же, летит самолет с моей туристической группой. Скоро мы встретимся, и бело-голубой автобус увезет нас в горы. В город, который нужно увидеть хотя бы раз в жизни, в него не приходят и не приезжают, а совершают восхождение — в Иерусалим.

Ещё издали засияет он, украшая собой невысокие холмы Иудеи, и позовет нас, и поведет своими дорогами...

Мы окажемся в Гефсиманском саду, очарованные силой и вечностью оливковых деревьев, которые плодоносят уже две тысячи лет. А потом по крутой узкой лестнице мы поднимемся на Голгофу — лобное место. И взберемся на вершину Маслиничной горы, и увидим сверху древний Иерусалим: купола храмов, минареты мечетей, крыши синагог — всё, как на ладони...

Ещё мы будем идти по узеньким тенистым улочкам арабского рынка, наполненного тягучим ароматом кофе и свежих хлебных лепешек. Всего один поворот и, миновав тесный извилистый переулок, мы окажемся на лестнице, и ее ступени приведут нас к Стене Плача. Туда, где находились Первый и Второй Иерусалимские храмы. А сегодня осталась лишь эта стена, между горячими от солнца камнями которой, обитает Божий Дух.

А потом автобус помчит нас по серпантиновой ленте к Мертвому морю, опускаясь все ниже и ниже... Почему бы и не ступить на самую низкую точку земного шара? Минус четыреста метров ниже уровня мирового океана, где на дне огромного котлована неподвижно застыло самое соленое море...

Вот какая сложилась у нас дорога. В такие дни мне почти не нужна еда. Ну разве что кисло-сладкое яблоко с того самого дерева познания добра и зла и много-много воды. Вода — источник жизни. И все дороги, образуя таинственный узел, постоянно напоминают об этом. Человека, пьющего живительную воду, дороги не изматывают и не утомляют. Наоборот, заряжают такими силами, которым ещё не придумано название.

Вечером, возвращаясь в аэропорт, глядя из легко скользящего по пустому широкому шоссе автобуса на сияющие огнями города, я вдруг поймала себя на мысли, что благодарю Творца за то, что создано. Нет, это была не молитва. Просто чувства, сконцентрированные до предела, перешли в какое-то новое качество. Благодарная энергетика? Может быть, именно этого Он и ждет от нас?

 

 

Юрий САПОЖКОВ

 

Стихи из книги

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

 

Экскурсия

 

Ты помнишь, в Иерусалиме

Мы потом майки просолили.

Стояла грозная жара.

Лишь Елеонская гора

Садами слабо защищалась.

К полудню марево сгущалось

Над старым городом,

Сто врат

Дорогу отворяли в ад.

Соборов строгие порталы

Пугали карой грешный люд,

В гастрономический уют

Влекли арабские кварталы.

Наш гид с глазами очевидца

Цитаты на святых страницах

Завета Нового искал, —

Цветы с лугов библейских рвал.

На Виа Долороса* кофе

Пригубили. В себя ушли

И страшной улицей к Голгофе

Своих грехов крест понесли.

 

* Виа Долороса, или «Путь страдания», ведет от монастыря «Ессе Номо» кресту распятия Христа. (Прим. автора).

 

 

* * *

Здесь был подвиг исполнен

Краткой жизни земной.

В храме Гроба Господня

Лик Христа надо мной.

 

Я стоял перед Богом,

Крест несмело творил.

Снять с души моей камень

Покаянно просил.

 

Неужели вовеки

Мне свой грех не избыть

И до смертного часа

Тяжесть в сердце носить?

Я не вор и не Каин,

 

Не служил Сатане.

«Не из легких твой камень, —

Вдруг почудилось мне, —

Тот, пред кем ты виновен,

Он и снимет твой гнет,

Если собственный камень

Мне, как ты, принесет».

 

 

Анатолий СЕНДЕР

 

Стихи из книги «Осенний возраст»

 

* * *

Грянь, высокий суд небесный,

Временной уймись падеж,

Глянь, овес съедают бесы,

Не проедешь, не пройдешь...

Мор и голод, и тем паче,

Непрощение обид...

Прочь же, тень, к чертям собачьим,

Небо дремлет, правда спит...

 

* * *

Хотя бы малые плоды

От малолетних попечений

Узреть от чадушек младых

За долгий толк нравоучений.

Хотя бы листик щавеля,

Превозмогая отвращенье,

Жевать, усами шевеля,

Любя такое обращенье.

Хотя б дотопать до мечты,

Терпя болезней нахлобучку...

Хотя бы в здравии, учти,

Увидеть чаемую внучку...

Но жизнь колышет, молода,

Но чадо резво, непослушно

Отогревает в холода,

И ничего душе не нужно.

 

 

Михаил ПОРЯДИН

 

Ицхаку Скородинскому

 

В нашей стране — ум от горя.

   Ицхак Скородинский

 

в нашей земле ожиданье дождя

дабы из зерен горя

выросла мудрость

древо-дитя

возле мертвого моря

 

в нашей земле ожиданье воды

дабы и пыль осела

белыми лужами

бога следы

сына еще неумелого

 

в нашей земле ожиданье любви

дабы из веры буден

вышел нежданный

благословил

может быть — будем — люди?

 

 

Дом где молятся о тебе

 

1

 

...как я боюсь летать в самолётах!

Поезд — земная стальная нить

Здесь же — как будто обрезал кто-то

Всё, что хочется сохранить

 

Рёву трубы веретённой вторя

Переливается боль в ушах

Но облака над воздушным морем —

Белые лошади в миражах!

 

Но высота темнеющей сини

Грани меж космосом и тоской!

Ну — отчего ж не уйти красиво

Ангела левым крылом — рукой?

 

2

 

Так и летел бы над белым морем

Хоть тяжела на подошвах ног

Пыль вековая людского горя

Слабостей мелких...

                      — Помилуй Бог!

 

Разве стряхнёшь незабытый трепет

Первой любви перелом в судьбе?

Разве уснёшь, слыша детский лепет:

«ДОМ ГДЕ МОЛЯТСЯ О ТЕБЕ»

 

3

 

...всем ты поделишься с первым встречным

С каждым обнимешься в жизни-борьбе

Но не откроешь, шутник беспечный

ДОМ ГДЕ МОЛЯТСЯ О ТЕБЕ

 

 

МИХАИЛ ПОРЯДИН ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

Г. Н. СКЛЯРЕВСКАЯ

Сердце в Священном Писании

Филологический факультет СПбГУ

Санкт-Петербург

2005

 

(Отрывок)

 

«Понятие сердца занимает центральное место в мистике, в религии и в поэзии всех народов»...

К этим словам Б. П. Вышеславцева можно лишь добавить, что понятие сердца занимает также одно из центральных мест и в так называемой народной мудрости, что находит свое выражение в идиомах, пословицах и поговорках (ум с сердцем не в ладу, нашел любимую по сердцу, сердце сердцу весть подает, положа руку на сердце, сердце кровью обливается, сердце оборвалось, предложить руку и сердце, как ножом по сердцу, на сердце кошки скребут и т. д.).

Понятие сердца как центра было исследовано о. Павлом Флоренским на материале индоевропейских языков:

«В индоевропейских языках слова, выражающие понятие «сердце», указуют самым корнем своим на понятие центральности, серединности».

В русском языке такая семантика слова сердце закреплена в его производных: сердечко 'срединная, внутренняя часть каких-либо предметов, устройств; внутренняя часть яблока и некоторых других плодов'; сердечник 'стержень, болт внутри чего-либо; внутренняя часть электромагнита'; сердцевина 'внутренняя, центральная часть ствола или ветви дерева; внутренняя, прикрытая оболочкой часть плода, семени'.

Слово сердцевина, употребляемое в современном русском языке в значении 'самая середина, центр; центральная и наиболее важная часть чего-либо' (сердцевина города, сердцевина лесного массива; сердцевина пламени и т. п.), развивает значение, которое нашими современниками воспринимается как переносное, метафорическое: «внутренняя сущность, основа чего-либо» (сердцевина жизни, сердцевина любви, сердцевина идеи и т. п.). В действительности это значение оказывается вовсе не вторичным, переносным, как мы привыкли думать, а первичным, исходным, о чем убедительно свидетельствуют тексты Священного Писания.

Это слово предстает перед исследователем как невероятно сложный семантический комплекс, диффузный и почти не поддающийся дифференциации. На первый взгляд кажется, что вычленить в нем отдельные значения не представляется возможным. Это отметил еще Вышеславцев:

«В этом бесконечном разнообразии значений символ 'сердце' грозит совершенно расплыться, сделаться совершенно неуловимым, превратиться в простую поэтическую метафору... Библия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести».

Вместе с тем этой диффузности и размытости препятствует связь значения этого слова с понятием центра, середины, ядра: «сердце является центром жизни вообще — физической, духовной, душевной. Оно есть центр, прежде всего, центр во всех смыслах».

Б. П. Вышеславцев наделяет сердце свойствами некоей геометрической фигуры — настолько точно, по его представлениям, можно определить место сердца в личности и жизни человека: «Сердце на религиозном языке есть нечто очень точное, можно сказать, математически точное, как центр круга, из которого могут исходить бесконечно различные радиусы, или световой центр, из которого могут исходить бесконечно разнообразные лучи».

Слово сердце упоминается в Священном Писании около 750 раз.

В справочнике «Ключевые понятия Библии» оно стоит в одном ряду с такими библейскими понятиями, как Бог, ангел, апостол, пророк, покаяние, жертва, святой, Церковь и т. п.

Понятие сердца, как глубинного центра, отражено в наиболее распространенном библейском значении: сокровенная глубина человеческой личности, определяющая все психическое и психологическое устройство человека целиком: его эмоциональный склад, все чувства, намерения, желания, волю, совесть, а также все процессы сознания, его ум, разум, мудрость и, главное, — его способность воспринять Бога, вступить в диалог с Ним, силу любви к Богу и к ближнему.

................................................

 

 

«КОГДА БОГ ПРИХОДИТ — ГОВОРЯТ ДЕТИ»

Проект Михаила Порядина на форуме. Арх. файл, htm, 35 Кб.

(Выдержки)

 

«Для Бога самое большое счастье, чтобы мы все были людьми».

   Николай Кокудович, 13 лет

 

«На мой взгляд, не настолько важно кто сошел на Землю, когда и какие чудеса творил, главное, что вера укрепляет надежду людей. Зачастую надежда — это все, что заставляет человека жить, а наука просто делает жизнь проще и интереснее».

Артем Еремеев, 16 лет

 

«Верить надо во всех людей на Земле и в Бога».

Станислав Смертин, 14 лет

 

«Хочу попросить у Бога, чтобы был Мир на Земле, и люди умирали только своей смертью. ... Может, Бог хочет, чтобы мы сами додумались и сделали себя и все вокруг лучше?»

Андрей Логинов, 15 лет.

 

«...Мне было бы интересно узнать, по какому подобию Он создал женщину, ведь мужчину Он создал по Своему подобию...»

Леонид Костригин, 13 лет.

 

Валерия Ноздрина,

24.12.07.

Ждем Вас в клубе:
http://www.interlit2001.com/ — Международный литературный клуб
http://www.interlit2001.com/ebooks.htm — электронные книги ИнтерЛита
http://www.interlit2001.com/bible/ — Филиал (Путеводитель по Библии).
http://www.interlit2001.com/forum/ — Форум
http://www.interlit2001.com/forum/forumdisplay.php?f=63 — Гостевая.

http://www.interlit2001.com/bridge.html — Аудиомост


В избранное