Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Путеводитель по Библии

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 03 (51)

Поздравляем всех с Пасхой, главным церковным праздником, символизирующим нравственное возрождение человека!

Специально к празднику Лариса Гумерова, которая после некоторого перерыва активно занялась реконструкцией своего сайта http://www.luchmir.com , предложила нам статью Лилит Козловой со своим комментарием.

 

Лилит Козлова

ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПУШКИНА

.................................................

Последние 3 дня Пушкина после дуэли. После смертельного ранения и ответного выстрела в Дантеса появляется новый Пушкин — совсем на себя прежнего не похожий, Пушкин всепрощающий. Это духовное преображение поэта описывают все, кто окружал его в предсмертные дни. Что же на самом деле произошло, явилось причиной глубочайшего личностного переворота? Страшные ли физические страдания, раскаяние в преднамеренном зле, предыдущие ли раздумья и настроения, или глубинные свойства характера и души, подспудно дремавшие до этого мгновения?

................................

Каким Пушкин был в жизни, знают все, кто хоть раз заглянул в его письма. Но чувства-то добрые он лирой пробуждал, не это ли самое главное. Остальное читатель или не знает, или забывает в данную минуту, отдаваясь высокой поэзии, или прощает. Поэту был дарован от рождения великий спаситель, его собственное сердце — все те искренние, высокие чувства, на которые он до конца своих дней не просто был способен, но шёл за них на смерть.

................................

Не хочется сильно углубляться в причины преобладания в повседневности поэта иной, земной личности. Видимо, здесь комплекс толчков-истоков: раннее детство в случайных руках кормилицы и няни, без материнской любви и ласки, а потому неудержимое желание обратить на себя внимание, выделиться чем угодно, но обязательно стать замеченным, первым.

Позже это толкало сказать удачнее, острее, пошлее и циничнее всех своих товарищей. Возможно, играл роль и его очень малый рост, чуть более полутора метров. Подспудное стремление самоутверждаться. На поверхности — ёрничанье, цинизм и бравада: мир гадок и прост, а душа просит высоты и Бога...

................................

В конце жизни стихотворение «Памятник» венчает приближение ко всё более крепнущей новой личности в себе. Это момент полного самопринятия. В нем предельная внутренняя распрямленность автора. Верное ощущение себя и своей значимости. Смелость высказать всё так, как есть, по большому счету. Высокая самооценка. Естественность гармоничного величавого звучания.

Последние три дня жизни делают новую личность единственной. 45 часов смертельно раненого Пушкина после дуэли. После ответного выстрела в Дантеса, когда, казалось бы, всё правильно с обычной, житейской точки зрения: «око за око, зуб за зуб». Но вот в какой-то неведомый момент домашний врач признаётся в своем бессилии помочь и предлагает совершить последний христианский долг. Исповедь Пушкина настолько потрясла священника, что он со слезами рассказывал: «Для самого себя желаю такого конца, какой он имел».

Самое явное во внутреннем преображении умирающего поэта, не скрытое тайной исповеди, это прощение своего убийцы. Данзасу было сказано: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христианином». В ответ на записку Государя, Николая Первого: «...прими мое прощение... О жене и детях не беспокойся. Я их беру на свое попечение», — поэт шепчет: «Скажите Государю, жаль, что умираю, весь был бы его...»

....................................................

Лариса Гумерова

МУЧЕНИК ЛЮБВИ, или «ХОЧУ УМЕРЕТЬ ХРИСТИАНИНОМ»
Комментарий к статье Лилит Козловой

Не следует забывать простой истины: Пушкин родился в христианской семье, воспитан христианкой и был не только европейски, но и библейски образован. Библия и Евангелие являлись настольными книгами в кабинете поэта. «Я не хочу печалить вас ничем» — поэт хранил в душе идеалы высочайшего самоотречения. К известному выражению «Пушкин наше всё», так хотелось бы до-сказать: «лучшее, что привнесла вера: жар серафимской любви к человеку, к Слову, к России»...

Вы прочли небольшое эссе, написанное Л.Н. Козловой в 2002-м году. Автор касается важной, во многом нераскрытой темы: духовного перерождения А.С. Пушкина накануне трагической кончины. Несмотря на бесспорные литературно-художественные достоинства статьи, оригинальный взгляд на события жизни и прекрасные стихи, всё же позволим себе не согласиться с Лилит Николаевной: не был никогда Пушкин, «умнейший муж России», как сказал о нём царь Николай I, ни «шалопаем», ни «шутом», ни ничтожеством с жаждой самоутверждения.

Ни к чему ставить этот заслон обывательского целомудрия на «шалости» и «безобразия» юности, как бы не придавая им такого уж значения. Брезгливо-снисходительный взгляд на жизнь одного из отцов-основателей русской нации кажется весьма поверхностным, если не оскорбительным. Весь ли человек в своих письмах? А у как же его — поступок? Его выбор, его открытие? И как судить по письмам, главная задача которых смешить, развлекать и доставлять другу удовольствие (порой, в ущерб собственной репутации), о самом главном и серьёзном? К великому сожалею, Александр Сергеевич не был щепетилен в друзьях, а вот доверчив, и порой без меры, наивен и неосмотрителен — был всегда. Как все поэты, он до смерти оставался ребёнком.

Помимо уникальной одарённости, Александр Сергеевич был искренним, чистым и цельным человеком. Бывал вспыльчив, нетерпим, слишком пристрастен, обидчив, порой скрытен. Абсолютно не умел притворствовать, рассчитывать, следуя корыстным целям, или быть двуличным. Он прожил прекрасную жизнь! Всего себя отдавая людям, Пушкин был способен на самоотверженную дружбу и великую любовь. Он мало заботился о себе, не подличая и не притворяясь, всегда обличая зло и несправедливость. В конце концов, это типично русский характер и душа...

.....................................

 

А теперь — о последних новостях Международного литературного клуба и о других публикациях, ставящих вопросы веры, отмеченных напряженными духовными поисками.

Завершился внутри-интерлитовский конкурс «Зимний дебют», познакомивший нас со многими по-настоящему талантливыми авторами, в большинстве своем молодыми и даже юными. Выпущен итоговый сборник «Зимний дебют 2004-05».

Представляем некоторых участников.

Иннокентий Светланов

* * *

Благослови, Господь, мой слабый жест,

Слепое слово — поиск вечной сути,

И на рассвете снова нарисуй мне

Картонный двор, фонарь и неба жесть.

Благослови холодный смутный мир,

Что на холсте пока едва намечен.

Дай мне сыграть еще раз в чет и нечет

И разделить свой выигрыш с людьми.

Не торопись на наше рандеву,

Мы все равно с Тобой успеем к сроку.

Прошу, оставь сегодня на востоке

Намеченную кистью синеву...

* * *

Века проходят не спеша,

На свете ничего не ново.

Чтоб на плацу был четким шаг,

Не надо мужества большого.

Всегда понятнее приказ,

Чем Божье Слово на скрижалях.

В моих протянутых руках —

Вселенский дождь водою ржавой.

Какая странная вина:

Смотреть на небо над собою,

Когда объявлена война,

Но нет еще сигнала к бою,

И есть минута, чтоб любить

Рассвет, не тронутый картечью,

И говоривший «не убий»

По облакам идет навстречу.

В моей душе, как на дворе,

Мир не меняется веками;

Все те же судьбы, та же речь,

И тот же неподъемный камень.

Проходят годы не спеша,

Неколебим небесный панцирь.

...И тот же марш, и тот же шаг,

И кровь Спасителя на пальцах.

 

Среди победителей — семнадцатилетний Антон Клюшев, человек с чрезвычайно сложной и тяжелой биографией. Обилие жизненного материала в сочетании с эрудицией (в том числе великолепным знанием Библии, цитаты из которой щедро рассыпаны по его рассказам) и легкостью письма, на наш взгляд, служит залогом серьезных творческих успехов в будущем.

Да уже и сейчас Антон — лауреат нескольких сетевых литературных конкурсов.

Антон Клюшев
Крестик

.................................................................................

Размышляя о своём, я не очень внимательно слушаю его рассуждения о пользе религии. Он излагает очевидные истины, а они мне не интересны. Наконец, я выбираю удобный момент и задаю вопрос:

— Батя, а ты никогда не думал над тем, что силы зла в какие-то моменты могут быть гораздо гуманнее, чем сам Господь?

Я вижу, как он морщится от моих слов, после чего говорит:

— Может, не стоит, Антон? Внизу уже и стол к ужину накрыт...

Но меня трудно остановить:

— Я не понимаю Святого Писания, отец! Оно побуждает нас видеть совершенство Богочеловека, удивляться его правильности, безграничной мудрости, чистоте любви и при этом сознавать своё ничтожество, потому что ни один человек на Земле своими душевными качествами и близко не приблизился к Христу. Другое дело — человекобог! Своим примером он показывает, как просто и легко быть жестоким и злым: достаточно всего лишь захотеть. И никаких тебе мучений, никакой зависти по поводу недостижимой идиотской любви к ближнему.

Батя протягивает руку, стараясь остановить мою речь, и я слышу:

— Погоди, Антон. Я понимаю, что ты имеешь в виду. Скорее всего сейчас ты не сможешь понять эту истину, но пройдет время, и ты вспомнишь мои слова. Дай-ка, я отыщу тебе эту фразу в Евангелии...

Некоторое время он листает книгу, наконец, подчёркивает карандашом несколько строчек, и я читаю два отрывка:

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1-е Кор.1:27). «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2-е Кор.12:9).

Понятно, что он хотел этим сказать, но ведь своей собственной жизнью отец противоречит этим истинам! Я отодвигаю Книгу в сторону:

— Батя, это всего лишь слова. Если бы сюда явился Христос и произнёс их сам, я бы, конечно, задумался. Но их произнес ты и тем самым уничтожил их внутреннюю силу. Прости, но ведь ты сам сделал себя человекобогом, а меня воспитываешь на примере Богочеловека! Как же так?

От отводит глаза в сторону, и я понимаю, что попал в точку. Значит, я прав! И, не останавливаясь, продолжаю:

— Ты же не святой, ведь так? И в отношении других людей, и в отношении меня — я уж молчу про Кольку... В то же самое время ты спрашиваешь меня о крещении и предлагаешь читать евангельские тексты. Как это понять?

Отец поворачивает ко мне лицо, и я вижу, что в его глазах блестят слезы. Он отвечает мне чужим, неестественно тихим и печальным голосом:

— Сынок, всю жизнь я лепил из себя сверхчеловека. Пять лет назад я, наконец, понял, что достиг в этом направлении практически всего, чего хотел. Дальнейший мой путь мог быть только одним . встать на путь бесконечного соревнования с самим собой. Ты не поверишь, сверхчеловек умер во мне в тот момент, когда я впервые заглянул в твои глаза. Помнишь, ты лежал на асфальте в луже крови, а я стоял на коленях рядом, разглядывая тебя в свете фар моего джипа, и на чём свет ругал последними словами? Тогда я проклинал тебя языком умирающего человекобога, но в глубине души молился о том, чтобы ты выжил и помог мне искупить грехи. В тот момент я ещё ничего о тебе не знал, Антон. Но я понял, что ты поможешь спасти мою душу от окончательного распада. Знаешь, до определённого возраста все дети святы, а несчастные дети . укоризненно святы. Я прочёл в твоих глазах эту укоризну, и человекобог оказался обречённым на ад ещё при жизни. Да-да! Не удивляйся! Нет ничего страшнее, чем по инерции, от бессилия продолжать грешить и одновременно мучиться совестью, глядя в твои глаза... Потом ты подрос, и святости в тебе поубавилось. А я так и не сумел истребить в себе проклятые пороки. С тех пор мы с тобой так и живём: ты — почти свят, я — не то чтобы безнадёжно грешен...

Мне становится неловко от этих признаний, и я начинаю оправдываться:

— Нашёл святого, батя. Даже и не припомню, какие из Божьих заповедей и когда я впервые нарушил. Не исповедовался, редко каялся... О какой святости ты говоришь?

— Об относительной, Антон. Мне не нужно знать о твоих невольных детских грехах. Достаточно того, что ты перевернул мою совесть, поставив её с головы на ноги. Никто не мог этого добиться, а ты смог. И я, грешник, с тех пор так и не знаю, радоваться мне этому или печалиться? Казалось бы, надо радоваться и надеяться на прощение Господа, но ведь я живу не в ладах с собой! Я, воспитанный на философии Ницше, достигший в этом плане многого и уже не умеющий жить по-другому, каждый день вынужден проклинать себя и свои поступки, соизмеряя их с твоими представлениями и совестью. Это же кошмар, Антон! Ты только вдумайся! Я живу не по своей, а по твоей совести! Но ведь установки твоей совести абсолютно не соответствуют заложенной внутри меня программе! И это ужасно, сынок... Но это мой прижизненный крест и нести его мне. Не мучайся этим... А надпись на крестике, найденном тобой на дне морском, она — о нас с тобой...

.......................................................................

Николай Буторин

Молитва

Любовь. И Свет. И Хлеб.

Начало и Конец.

Зиждитель Всех Судеб,

Владыка и Творец:

везде Твои черты,

имён Твоих — не счесть!

Не знаю Что есть Ты —

но знаю, что Ты есть...

Ноктюрн

День угасал. Прозрачной чернью

Господь фиксировал сие.

Печальным светом Невечерним

переполнялось бытие.

Природа грезила о Боге,

и мелкий дождик лил рысцой —

и атеист, зверёк двуногий,

бежал по гравию трусцой...

 

Еще одна участница конкурса выпустила книгу — большую, богато иллюстрированную сказку о борьбе Добра со Злом: Светлана Капинос. «Маленький леший» (мы предлагаем ее вам в виде Е-книги в формате PDF в виде zip-архива. Объем 1990 Кб. Обложка и все подробности здесь). Желающие приобрести это красочное издание могут обратиться к автору.

 

А недавно писательница из Владивостока представила на ваш суд продолжение.

 Светлана Капинос
Колдун пятого поколения

...............................................................

В тронном зале великой Змеи собрались демоны. Они мрачно наблюдали в серебряном зеркале, как быстро и сосредоточенно Ромка перелистывает страницы Библии. Тят-Пюй хмуро комментировал:

— Аггей... Захария... Малахия. Всё. Добрался-таки до Нового Завета!.. Спасибо Вию! Напихал в него столько Умения Думать, что хватило бы на пол-ада!.. Где этот старикашка?

Из-под земли вырос Вий с двумя гномами на плечах.

— Вию — здравствовать! — обратился к нему Тят-Пюй и кивнул на изображение в зеркале. — Полюбуйся на свой шедевр! Что прикажешь с ним делать? В чём его слабое место?

— Он учился лучше всех и знает законы миров смерти в совершенстве. Он настолько умён и осторожен, что даже я не смог разглядеть в нём сомнения в адской власти.

— Тоже мне диссидент! — усмехнулся Тят-Пюй.

— Его слабое место только одно — девчонка!

— А какие слабые места у неё?

— В отличие от Маленького Лешего, у девчонки греховная натура. Она любопытна, упряма, тщеславна, сострадательна и часто совершает необдуманные поступки. Но чтобы её погубить, их надо разлучить, Маленький Леший быстро разгадает планы ада: он им учился.

— Спасибо тебе, Вий, за это огромное! Ведь это именно ты не уследил за Маленьким Лешим, и теперь мы нажили из-за него проблему! Ты отправишься к нему и отговоришь следовать за Тем, Кто попрал ад. Таков приказ сатаны. Мы все потеряли свои должности, и нам необходимо реабилитироваться. Это возможно только если мы не позволим этой парочке, — Тят-Пюй снова кивнул на зеркало, — соединиться в браке!.. Асмодей! Ты в этом деле специалист, что посоветуешь?

Демон Асмодей плотнее закутался в ядовито-жёлтый плащ.

— Бывшего лешего мне не осилить: его любовь к девчонке крепка, как сама смерть.

— А блуд? До совершеннолетия им более семи лет!

— Блуд — орудие ада, а леший знает весь адский арсенал.

Тят-Пюй снова гневно посмотрел на Вия.

— Но неужели никак нельзя обольстить девчонку?

— Я поработаю над этим, — скромно сказал Асмодей. — Нужна только подходящая человеческая кандидатура.

— С этим проблем не будет, — уверенно заявил Тят-Пюй. — У нас много людей в городе. Мы крепко держим его в своей власти, и твердыни ада здесь непоколебимы! Я лично подберу кандидатуру из наших рабов, а ты приготовь подходящее зелье!.. И ещё нам поможет Гюбар!.. Выйди-ка сюда, красавчик!

На средину залы вышел весь чёрный, словно обугленный, демон Гюбар. Глаза его горели злобой.

— Бездна тебя приукрасила!.. Ты единственный, кто знает девчонку, и тебе она доверяет, поэтому ты войдёшь в кандидатуру Асмодея, и будешь управлять им изнутри, а при необходимости уничтожишь девчонку физически, понял?

Гюбар кивнул и хотел отступить обратно в толпу демонов, но Тят-Пюй его удержал.

— И последнее, — глаза его сузились. — Ты так трогательно смотрел на девчонку в лжераю, что я едва не расплакался! Будь у неё больше ума и меньше доверчивости, она бы непременно тебя раскусила. А потом ты был так благороден, когда предупредил, что мы летим уничтожить её дружка!.. Она непременно поверит тебе, ведь ты её лучший друг. После Ромки!

Лицо Гюбара скривилось в отвратительной гримасе.

— Когда она согрешит, ты уничтожишь её, только не надо больше так на неё смотреть, а то придется тебе снова отправиться в бездну!

..........................................................................

 

А Сергей Сапоненко приглашает на свой обновленный христианский сайт «Когда я немощен, тогда силен»: http://www.saponenko.gomel.by. «В разделе Неизданное (новое) размещены новые стихотворения. В раздел Музыка (подраздел Песни на слова Сергея Сапоненко) добавлено 5 песен: Маяк, Поздравляю с весной, Гимн, Река жизни, Христос, дай мужества, а также ноты и мелодии песен Александра Фефёлова на слова Сергея Сапоненко».

Валерия Ноздрина

09.04.05

Ждем Вас на сайтах Клуба:

http://www.interlit2001.com

http://www.interlit.km.ru

http://www.interlit.tut.by

на форуме: http://forum.userline.ru/myforum.php?board=26101574

на страницах Гостевой книги: http://www.interlit2001.com/cgi-bin/gb/gb.cgi

Mailto:interlit@tut.by


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.bible
Отписаться

В избранное