Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Путеводитель по Библии

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 12 (37)

Мы уже говорили о праотце Аврааме и его позднорожденном сыне Исааке, а сегодня вспомним историю его сыновей, Иакова и Исава, рассказанную в трех разных статьях «Путеводителя по Библии» — с разными акцентами и подробностями.

«Иаков — патриарх, родононачальник еврейского народа. Младший сын Исаака и Ревекки.

Исааку было сорок лет, когда он взял себе в жену Ревекку. «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

Ревекка родила близнецов. «Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились.

Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного этого, ибо я устал. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? И продал Исав первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы» (Быт 25).

Первородство одна из высших ценностей в израильском обществе. Первородные от стада и начатки плодов приносятся в жертву Богу, как Творцу жизни. Первородный сын (первенец) это «крепость и начаток силы» отца, «верх достоинства и верх могущества» (Быт 49–3). Недаром (забежим немного вперед) фараон, который девять раз обманывал Моисея, так болезненно воспринял поражение первенцев и только после этой, десятой «казни египетской», выполнил наконец свое обещание отпустил народ Израиля.

Первородный сын имел материальные и моральные преимущества перед братьями (двойная доля наследства, положение главы рода в будущем). Первородство рассматривалось как дар Божий и было неотъемлемо. Права первородного охранял закон (Втор 21). Единственным нарушением этого права стал случай с Рувимом, сыном Иакова, которого отец, умирая, лишил преимущества за то, что тот «осквернил ложе» отца, вступив в греховную связь с его наложницей Валлой.

Как известно, сам Иаков (Израиль), один из патриархов еврейского народа, добыл право первородства незаконным путем, убедив брата-близнеца Исава, который первым появился на свет, продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Некоторые исследователи (Джеймс Джордж Фрэзер, «Фольклор в Ветхом Завете») усмотрели в этом мифе зачатки будущей тенденции — перехода от майората (право старшего сына) к минорату (праву младшего).

После этого Иаков по наущению Ревекки обманом — выдав себя за брата — получил от полуослепшего отца благословение, дающее право на наследование всего имущества и власть над братьями и племенами, над которыми они будут стоять.

Однажды одряхлевший Исаак послал Исава в поле, чтобы тот наловил дичи и приготовил отцу кушанье: мол, за трапезой Исаак даст ему родительское благословение. «И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя... И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его» (Быт 27:15–23).

Спасаясь от мести обманутого брата, Иаков бежал в землю Харран, к востоку от Месопотамии. В пути ему пришлось заночевать в некоем месте, прямо на голой земле, подложив под голову камень. Во сне он увидел лестницу до небес и ангелов на ней. И услышал он голос, возвещавший, что эту землю Бог отдает ему и потомству его, которое будет многочисленно, как земной песок. Проснувшись, Иаков понял, что с ним — Бог, а место, на котором он находится, — дом Божий. Он поставил камень у своего изголовья как памятник, и назвал это место Вефиль. Здесь же он пообещал возвращать Богу десятую долю того, что Бог ему даст, — десятину.

Прибыв в Месопотамию, Иаков встретил у колодца, где поили скот, красавицу Рахиль, дочь его дяди Лавана, и полюбил ее. Чтобы получить Рахиль в жены, Иаков семь лет работал в хозяйстве Лавана. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт 29:20).

По истечении этого срока Лаван обманом вручил ему в жены свою старшую дочь, Лию. Пришлось Иакову еще семь лет служить за Рахиль. От двух жен и двух наложниц у Иакова было двенадцать сыновей...

А. Ахматова, «Рахиль».

И встретил Иаков в долине Рахиль,

Он ей поклонился, как странник бездомный.

Стада подымали горячую пыль,

Источник был камнем завален огромным.

Он камень своею рукой отвалил

И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить,

Болеть, как открытая рана,

И он согласился за деву служить

Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,

Семь лет словно семь ослепительных дней...

Цит.: Отзвук семилетнего служения Иакова за Рахиль слышится в финале романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», когда любовь и преданность Сони, ее неколебимая вера в Бога («Что ж бы я без Бога-то была?») сотворили чудо. Не сразу, но вошли в сердце Раскольникова и вера, и смирение, и любовь к Соне.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас, в тот же миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута... Они положили ждать и терпеть... Семь лет, ТОЛЬКО семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»

Прожив двадцать лет у Лавана, Иаков разбогател, и Лаван отпустил его, с женами и детьми, в родные места. Тайно от мужа Рахиль взяла с собой фигурки богов своего отца. Обнаружив пропажу, Лаван бросился догонять Иакова. Но Рахиль спрятала священные фигурки под седло верблюда, на котором сидела, и Лаван ничего не нашел. Однако, видя, что Иаков тут ни при чем, он заключил с ним мир; в честь этого был насыпан холм из камней, названный Галаад (свидетель).

Однажды ночью Иаков остался в шатре один. Явился некто, невидимый в темноте, и стал с ним бороться. Поединок закончился вничью; в память о нем у Иакова осталась хромота. Утром выяснилось, что Иаков боролся с Богом в образе ангела. Тот дал ему новое имя — Израиль (Богоборец) — и благословил, как когда-то Авраама, а затем Исаака.

По возвращении в Ханаан Иаков примирился с Исавом и поселился в Ханаане, близ города Сихем.

Но недолго проживал Иаков возле Сихема. Сын царя обесчестил Дину, его единственную дочь, а потом захотел жениться на девушке. Тем не менее, старшие братья Дины в отместку перебили в городе всех мужчин, разграбили город, а женщин и детей увели в плен. Опасаясь войны с хананеями, Иаков решил уходить. Зарыв в землю священные фигурки Лавана, он отправился в Вефиль, а оттуда — в Вифлеем. Там Рахиль родила ему последнего, двенадцатого сына Вениамина и скончалась.

Любимцем Иакова стал Иосиф, прозванный Прекрасным за красоту и многочисленные таланты. Из зависти братья хотели убить Иосифа, но двое из них, Рувим и Иуда, уговорили остальных продать Иосифа в рабство египтянам (подробно об этом см. «Иосиф Прекрасный»).

В Египте Иосифу удалось не только выжить, но и стать его фактическим правителем. Благодаря своим редким деловым качествам Иосиф спас египетский народ от вымирания во время великого голода. Более того, он простил братьев своих и призвал в Египет отца со всем семейством. Там Иаков и умер в возрасте 147 лет, в окружении сыновей, давших начало двенадцати коленам израилевым».

«Исав (Едом) — родоначальник идумеев, старший из двоих братьев-близнецов, родившихся у Исаака и Ревекки. Продал младшему брату Иакову право первородства за миску чечевичной похлебки.

...У Исава были две жены: Иегудифа и Васемафа. Видя, что они не пришлись по сердцу его родителям, Исав отправился в аравийские земли к Измаилу и взял в жены его дочь Махалафу.

Много лет спустя, вернувшись из Месопотамии с большим семейством и огромным богатством, Иаков смиренно просил у Исава прощения. Братья примирились, однако им было тесно вдвоем в Ханаане, и Исав двинулся на земли, лежавшие южнее Мертвого моря. Его сыновья и внуки положили начало воинственному племени идумеев, или идумитян, а страну, где они жили, назвали Едом (Эдом, Идумея).

Фраз.: «продать (выменять) право первородства за чечевичную похлебку» — по легкомыслию или ради сиюминутной выгоды променять что-либо, имеющее огромную ценность, на ничтожный пустяк; отречься от идеалов, возвышенных целей ради преходящих материальных благ.

Цит.: О’Генри, «Горящий светильник»: «Нэнси принадлежала к десяткам тысяч. Шелка и драгоценности, кружева и безделушки, духи и музыка — весь этот мир изысканного вкуса создан для женщины, это ее законный удел... И она не предает, как Исав, права, данные ей рождением. Похлебка же ее нередко скудна».

Ф. М. Достоевский, «Бесы».

Степан Трофимович — Варваре Петровне: «Боже, сколько чужих слов! Затверженные уроки! И на вас уже надели они свой мундир! Вы тоже в радости, вы тоже на солнце; chere, chere, за какое чечевичное варево продали вы им вашу свободу!»

Рахильдочь Лавана, любимая жена Иакова (Израиля).

Чтобы спасти Иакова от мести обманутого им Исава (см. «Иаков»), Ревекка отправила любимого сына во владения своего брата. Там у колодца Иаков встретил Рахиль и был поражен ее красотой. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт 29:20).

Однако по истечении этого срока Лаван обманом вручил ему в жены свою старшую дочь, незрячую Лию. Пришлось Иакову еще семь лет служить за Рахиль.

Видя, что Лия — нелюбимая жена, Господь сделал ее счастливой матерью, и она родила одного за другим нескольких сыновей. Рахиль же долго оставалась бесплодной, и только через многие годы Бог дал ей долгожданного сына Иосифа.

После этого Иаков решил вернуться на родину. Однако Рахиль умерла в пути во время родов. Новорожденного мальчика назвали Вениамин (сын десницы). На месте захоронения жены Иаков поставил памятник. Позднее близ этого места был основан город Вифлеем, в котором родился Иисус Христос.

Гробнице Рахили поклонялись и иудеи, и мусульмане. Имя Рахили упоминается и в других частях Ветхого и Нового Заветов, где она представляется праматерью израильтян, страдающей за свое потомство (эпизод «Избиение младенцев в Вифлееме»)».

Ниточка от Рахили тянется в Новый Завет — к царю Ироду...

Ирод Великий — иудейский царь (37 — 4 гг. до н. э.). Иудея была тогда римской провинцией, и Ирод подчинялся римскому императору. На 33-м году своего царствования, узнав от восточных волхвов о «родившемся Царе Иудейском» (Иисусе), Ирод испугался, что потеряет власть, и «велел искать Младенца, чтобы погубить Его». Когда же поиски не увенчались успехом, «разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже»; не пожалел даже собственного сына. Тогда сбылось предсказание пророка Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф 2:16–18). Через год Ирод сам погиб ужасной смертью в Иерихоне».

А в «ИнтерЛите» эти и другие библейские образы ожили в стихотворении нашего постоянного автора.

Анатолий Сендер

* * *

Ангел Господень Иосифа ищет,

Дабы во сне сообщить благовестье....

Только не спится ему и кровища —

Ироду мнится немыслимой местью.

Дева Мария от Святага Духа —

Плод понесла и смирился Иосиф...

В дни царя Ирода — страшно и глухо —

Первосвященников, книжников носит...

На Иудейской земле Израиля,

Во Вифлееме рекли чрез пророка:

Вождь да приидет и звезды томились,

Только одна — всебожественным оком.

Волхвы ушли на восток, умиленны.

Ангел Господень к Иосифу мчится

И над Египтом, как хамелеоны.

Вопли из Рима, Рахили и жрицы....

Новый Завет в сегодняшнем выпуске представлен еще одной статьей, получившей отражение в творчестве одного из наших ведущих авторов, участника первого номера альманаха «ИнтерЛит».

Алексей Олейников

Мариам танцует

Длинные, пахнущие смолой и сорокадневным верблюжьим переходом, тени неторопливыми змеями скользили по стенам, коврам, огромным пиршественным столам, по хозяйски распахивая бархатные объятья буйству самых знатных мужей Израиля.

И уютно сворачиваясь на дне шелковых зрачков кесаря Ирода, четвертовластника Иудеи.

Восседая на троне красного дерева, он отвечал на чествования уважительным кивком и улыбкой, пробивающейся сквозь бороду.

...Ироду было хорошо.

Музыка незаметно умерла и нога, не найдя более опоры, застыла в воздухе. Четвертовластник поднял веки.

Молчание, точно паводок, одной волной захлестнуло столы, накрыв с головой пиршественное буйство, и, свиваясь омутом вкруг трона, выплеснулось через узкие окна наружу.

Прямо в испуганную ночь.

Перед Иродом стояла тишина.

С закрытым лицом, она стояла пред троном, и единственное, что слышал кесарь, это свое дыхание.

Взмах как вздох, и две руки белыми чайками взмывают из-под темной накидки.

Ручные браслеты, впитывая отблески пламени, начинают долгий путь от тонких запястий к локтям, и легкий звон, отделившись от них, плывет в завороженной пустоте залы.

«Мариам...»

Ирод стукнул золотом ножен о пол, разрывая круг тишины, и, задумчиво оглаживая бороду, спросил:

— Чем вознаградить тебя? Говори, но помни — то, что мы хотим, что желаем, и что нам надо, порой сильно различается. Я — Ирод, четвертовластник Иудеи, могу многое, а чего желаешь ты, дочь Иродиады?

Мариам, скользнув босыми ступнями по янтарному мрамору пола, неслышно приблизилась на три шага, и, распростершись ниц перед троном, промолвила:

— Мне ничего не надо.

Помолчала и тихо добавила:

— Лишь голову Иоанна.

Ирод, опустив веки на вдох, выдохнул пылающий взгляд, и прошептал вдруг высохшими губами:

— Проси иного.

Великий Ирод...»

Если еще не читали, прочитайте эту трагическую историю, где дочь Саломеи оказывается жертвой — но и истинные виновники сурово наказаны!

Прочитайте самый последний, остро психологический рассказ Алексея Олейникова — «Линочка», замешанный на непростой смеси жалости и досады — именно эти чувства вызывает больная (про таких говорят «обиженные Богом») девочка у своего не слишком счастливого брата...

И все рассказы и очерки этого талантливого автора. Стоит того!

И, знаете что... У нас вообще на первом сайте много новых, интересных публикаций! Иногда — светлых, как эта притча...

Валерий Михайлов

Кружева

Давно это произошло, недавно... Люди разное говорят. Некоторые вообще утверждают, что ничего подобного никогда не случалось. Да мало ли чего люди сказать могут.

В общем, зашел как-то в корчму или бар или на постоялый двор один человек, нищий или бродяга, кто его знает.

— Не будет ли у вас для меня какой-либо работы за еду и ночлег? — спросил он у хозяина заведения, — мне бы чего-нибудь кинуть в живот, да переночевать в тепле, а утром я пойду дальше своей дорогой.

— Хорошо. Вымоешь посуду и уберешь здесь все, когда закрою.

— Как скажете, — улыбнулся бродяга.

— А имя у тебя есть?

— Тим.

— Тим? — переспросил хозяин, желая услышать и фамилию.

— Тим. Просто Тим.

— Садись, — хозяин указал на пустой столик.

Надо сказать, что людей в заведении было не густо.

— Солдат? — спросил Хозяин Тима.

Тогда только-только закончилась война, и многие солдаты возвращались домой.

— Я музыкант.

— Музыкант? — удивился хозяин, не видя у Тима никакого музыкального инструмента. Обычно музыканты не спрашивали работу, а играли на потеху публике, и если им удавалось достучаться до людских сердец, они уходили не только сытыми и пьяными, но и со звонкой монетой в кармане. — на чем же ты играешь?

— Ни на чем, — спокойно ответил Тим.

— Ты, наверно, поешь без аккомпанемента? — догадался хозяин.

— Нет.

— Нет?!

— Я плету кружева тишины.

— Что-что? — хозяин уже начал жалеть, что согласился приютить у себя Тима. Он явно не в себе, подумал хозяин, а от сумасшедших всякое можно ждать.

— Давай я лучше сыграю, и ты все поймешь сам, — с этими словами Тим закрыл глаза.

Он тихо сидел с закрытыми глазами, а на хозяина снежной лавиной обрушились чувства, воспоминания, переживания. Он вновь пережил свою первую любовь, вновь был мальчишкой, вновь радовался рождению детей и печалился смерти родителей. Он поднимался к самым звездам и погружался в пучину океана, и еще было нечто, чему никогда не придумается название.

Когда хозяин пришел в себя, по его щекам катились слезы. Никогда в жизни он не испытывал ничего похожего, а в жизни он повидал достаточно. Но музыка поразила не только его. Во всем заведении не было ни одного человека, который бы не вытирал слез.

— Ты... Ты... Ты... — только и мог повторять хозяин, — оставайся у меня! Не надо никуда ходить! Или... Что я говорю! Да тебе не здесь, тебе во дворце место! У императора! Будешь на золоте есть, в золоте спать!

Вместо ответа Тим начал рассказ:

— Когда-то давно в одном городе жил судья. Слепой от рождения, он жил, словно совсем не был увечным. Горожане обожали своего судью. За многие годы службы он не вынес ни одного несправедливого решения. Он судил так, что не только выигравшая, но и проигравшая сторона покидала суд с благодарностью. Казалось, что своим слепым, невидящим наш бренный мир взором он проникал в самую суть вопроса, легко распутывая самые запутанные дела. Многие спрашивали его с почтением, из каких глубин черпает он мудрость. «Я ее слышу», — отвечал он, — «истина похожа на кружева», — а кружева были его страстью. Он мог дни напролет сидеть с кружевами в руках, мысленно распутывая их орнамент. Надо сказать, что судья не был обычным слепым, нет. Людям свойственно жить глазами, поэтому мы с таким состраданием смотрим на слепых. Слепой — это почти что мертвый, так думают зрячие. Слепые, даже с рождения слепые в лучшем случае компенсируют отсутствие зрение другими чувствами, чаще всего слухом. Судья же не нуждался в зрении. Его слух, его прикосновения, его осязание были настолько тонкими, что он замечал даже то, что ускользало от всех остальных. Этим и объяснялся его успех. По дыханию, по шороху, по запаху пота, по запаху самих мыслей он определял меру вины и степень наказания. Слепой от рождения, он был более зрячим, чем все остальные. Одно только было ему не подвластно — тишина. Он никогда не слышал тишины. Его мир всегда наполняли звуки, и там, где для других была тишина, для него был стук сердца, звук движения крови и роста волос, шорох мыслей. В его мире было все, кроме тишины. Тишина для него была только словом, таким же словом, как цвет или пейзаж. Он же мечтал хоть на мгновение услышать тишину. И однажды он ее услышал. Тишина предстала перед ним в виде кружева, которое плелось у него в душе. ВСЕ ЕСТЬ ТИШИНА! — Словно молния сверкнула у него в сознании. С тех пор он больше ничего не слышал, кроме тишины. Он стал другим человеком. Его больше не заботили закон, порядок, справедливость. Только тишина, только кружево тишины, в которое вплеталось все, включая и его, только узор. Теперь само его присутствие превращалось в суд без суда. «Нас судил сам Господь Бог», — говорили люди, и были в чем-то правы, ибо если где-то и есть Бог, то имя ему ТИШИНА. Тем временем в городе исчезла преступность. Каждый чувствовал на себе взор Господа. Судья больше не вел процессы. Он тихо жил, практически не покидая свою комнату, но люди постоянно ощущали его присутствие. Однажды они не выдержали. Трудно жить под постоянным вниманием Господа. Так случилось, что люди пришли к нему, не сговариваясь. Весь город пришел, чтобы убить его. «Выходи!» — кричали они. Когда же он вышел из дома, наступила гробовая тишина. Еще минуту назад желавшая крови толпа превратилась в ручного зверушку. «Я вышел», — сказал он спокойно людям. Тогда они бросились перед ним на колени, умоляя его о прощении. «Глупые, это не вы... Это тишина... Так что делайте свое дело». Но люди только еще громче завопили о прощении. «Делайте!» — приказал он, и словно неведомая сила подняла людей с колен. Говорят, он умер с улыбкой на лице.

Так закончил Тим свой рассказ. Долго еще было тихо в заведении.

— На, возьми ключ от лучшего номера, — сказал Тиму, опомнившись, хозяин, — ты прав. Иди с миром.

А бывают и, так сказать, «неоднозначные» произведения. Тяжелые, колючие, саркастические — подстать отраженным в них явлениям жизни. Наши авторы и авторы сайта переживают, думают, мучаются, сомневаются, делают ошибки... И — всегда — рассчитывают на понимание.

Другие публикации, на которые мы хотим обратить Ваше внимание:

Поэзия.

— Литературные дебюты Елены Бариновой, Елены Гончаровой.

— Новые стихи Татьяны Некрасовой, Вика Стрельца, Марии Тарасовой, Олега Шатыбелко.

Проза.

Литературные дебюты Николая Тернавского. (рассказ «На Темрюкском шляху») и

17-летнего Григория Тисецкого (философские миниатюры).

Новые произведения:

Елена Руденко. «Монахиня». Детективный рассказ из нового цикла.

Игорь Гергенредер. «Рыбарь», повесть (печатается с продолжением).

Павел Марущак. «Мои мудрые мысли», рассказ.

Вадим Серединский. «Мишка», рассказ.

Ирина Шлионская. «Последняя хозяйка дома», мистический рассказ.

О других публикациях последнего времени Вы узнаете из «Хроники».

В. Ноздрина

24.06.02

Приглашаем Вас посетить наш проект — Метакаталог почтовых
рассылок
http://www.lists.com.ua

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com и http://www.interlit.km.ru

Mailto:interlit@tut.by



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное