Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Путеводитель по Библии

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 01 (26)

В канун православного Рождества нам захотелось освежить в памяти отдельные эпизоды биографии Христа и некоторые ключевые понятия.

Сретение Господне

(Сретение — торжественная встреча, соединение).

У евреев был обычай: на сороковой день после рождения старшего сына приносили в храм для посвящения Богу. 

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон... Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса,.. он взял его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25–32). «Тут была также Анна пророчица, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2:37–38).

В память об этой встрече (сретении) на сороковой день после Рождества Христова — 2 (15) февраля — отмечают праздник Сретения Господня.

Фраз.: «Ныне отпущаеши» («Теперь отпускаешь») — слова Симеона Богоприимца, ставшие началом молитвы, которую читают в церкви во время вечернего богослужения. В обыденной речи звучит как восклицание, выражающее радость, облегчение в связи с благими переменами в жизни или завершением какого-либо трудного дела, до конца исполненным долгом.

В качестве литературного примера приводится прекрасное стихотворение Иосифа Бродского.

Сретение

Когда она в церковь впервые внесла

дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук

Марии, и три человека вокруг

младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке храма.

...И только на темя случайным лучом

свет падал младенцу; но он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,

Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,

затем что глаза мои видели это

дитя: он — Твое продолженье и света...

КРЕЩЕНИЕ

(от слов «крест», «крестить») — символическое действие, означающее, что человек принимает бескомпромиссное решение следовать заповедям Бога, дабы выявить всю полноту своей греховности, отказаться от нее и вследствие этого получить прощение грехов. Человек должен полностью изменить свой образ жизни. Он не может довольствоваться тем, что его действия одобряют его близкие, сограждане или религиозные авторитеты. Он должен знать, что поступает в соответствии с велением самого Бога, который говорит в нем самом и требует отказаться от всякого самодовольства.

Фраз.: «боевое крещение»; «крещение огнем» и др.

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА 

В решении Иисуса креститься от Иоанна нашла выражение Его двойственная сущность: божественная — Ему предстояло самому «крестить людей Святым Духом» — и человеческая: как сын земной женщины, Он должен был пройти крещение водой. После некоторых сомнений Иоанн окрестил Иисуса в водах реки Иордан. После чего «отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:13–17). 

ИСКУШЕНИЕ

(соблазн) — главное «оружие» дьявола, при помощи которого он склоняет на свою сторону нестойких людей и уводит их от Бога. Недаром в основной молитве христиан — «Отче наш» — содержится просьба: «Не введи нас во искушение».

Святой апостол Иаков призывает рассматривать искушение в качестве испытания и проявлять мужество и терпение. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак 1:2–3). И дальше: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1:13–14).

Библейский эпизод искушения Иисуса дьяволом в «Путеводителе» проиллюстрирован стихотворением Афанасия Фета:

                     * * *

Когда Божественный бежал людских речей

И празднословной их гордыни,

И голод забывал, и жажду многих дней,

Внимая голосу пустыни,

Его, взалкавшего, на темя серых скал

Князь мира вынес величавый.

«Вот здесь, у ног твоих, все царства,— он сказал,—

С их обаянием и славой.

Признай лишь явное, пади к моим ногам,

Сдержи на миг порыв духовный —

И эту всю красу, всю власть тебе отдам

И покорюсь в борьбе неровной».

Но Он ответствовал: «Писанию внемли,

Пред Богом-Господом лишь преклоняй колени!»

И сатана исчез, и ангелы пришли

В пустыне ждать Его велений.

Как мы видим, в произведениях классических русских поэтов на библейские темы преобладает эпическое, описательное начало. Эти превосходные стихи, по сути, являются переложениями известных эпизодов. Точно так же русские и зарубежные мастера слова в прошлые века любили «поупражняться» в сочинениях на темы античных мифов...

В современной поэзии (в том числе в творчестве наших авторов) утвердился иной, «мировоззренческий» подход. Многие наши современники ищут в Библии — в первую очередь в Новом Завете — ответы на жгучие вопросы: как жить? для чего? и — каким быть? Поиски Бога соединены с мучительными поисками себя.

Таков подход Анатолия Сендера. В его стихах кое-что может показаться нелогичным, странным, даже заумным — но отнесемся с уважением к Поиску.

Анатолий Сендер

* * *

Короткая ночь в дождевом переплете...

Когда вы, деревья, дожди перепьете,

На фоне небес шевелящие мощи...

Повадкою тихой и скорбью старушьей,

Высокую светлость рассвета нарушив”

Появится Бог. сам себе равномощен.

Отметит того, кто Создателю служит,

Его отразят зазеркальные лужи

И поступь утишит земля ноздревая...

Снующие ангелы весть возносили,

Шли новые волхвы, чей дух равносилен,

Звезду вифлеемскую обозревая....

Сиянье лучилось, светило от торса,

Невидимый грех, омовенный, отторгся,

Неведомый путь утомил, околичен...

Мгновение ночи... Откуда пришел ты?..

Таинственно эхо озвучит пришепты

И Бог содержанье вольет самолично...

Надеемся, Вас не покоробит и любовно-свойская, чисто женская интонация другого нашего поэта.

Елена Хлёсткина

       * * *

Я вот думаю, на небе в дыму и копоти,

Как тебе там живется, Господи?

Да за что ж одного тебя бросили!

И не верят, не верят, Господи!

Вот бы травкой зеленой рос себе,

От весны до осени. От весны до осени.

Чтобы детки ногами босыми

Да душою прильнули к Те, Господи!

Жаль, не любят босыми взрослые,

Кто из гордости, кто из робости...

А пока что в дыму и копоти —

Как тебе там живется, Господи?

Кстати, в сегодняшнем выпуске «ИнтерЛита» с разбором стихов Е. Хлесткиной выступает один из наших самых строгих критиков, Иван Клиновой.

Так почему все-таки Америка — впереди?

В этом пытается разобраться Лариса Гумерова, чей очерк «Покушение на чистоту, или Почему Америка впереди» мы продолжаем печатать с продолжением.

Мы уже приводили эти строки:

Америке удалось раскрепостить индивидуальные, творческие, игровые способности человека, не разлучая его с Богом. Америка на деле, в повседневной жизни, воплотила многие самые дерзкие и светлые мечты человечества. Что бы ни говорили о ней плохого или хорошего, не будем забывать, что прежде всего Америка — это христианский мир, тот самый, скрыть который от нас и пытался пресловутый «занавес».

А в новой главе с поразительным названием «Когда Россия была впереди, или Как мы потеряли Чудо» Гумерова пишет:

Сто лет назад Россия была впереди Америки. Русские целковые брали везде, как самую надежную валюту, не обменивая ни на какие синие или зеленые. Но главное, у России была великая национальная идея: превращение человечества в единое христианское братство. Идея всечеловечности, как подчеркивал Н. Бердяев, это русская идея. Ни в одной из других культур в мире она не была высказана так определенно, как в русской культуре. «Интернационализм есть лишь искажение русской идеи всечеловечности, христианской универсальности. Национализм всегда был немецким заимствованием на русской почве» (Н. Бердяев «Истоки и смысл Русского коммунизма», YMCA-PRESS 1955, стр. 73, 75).

И дальше:

Вся русская История творилась чудесами, начиная с разгрома Аскольда и Дира у Царьграда. Тогда в воды Босфора, после усердных молитв, была опущена погребальная Риза Богородицы; поднялась буря, разметала русские корабли, и русские в страхе отступили, приняв первый урок силы истинного Бога. Это произошло 18 июня 866года.

(По другим источникам в 860 г. «О жизни православных святых, иконах и праздниках» 1991 год, стр. 244.) Аскольд и многие из его дружины, потрясенные чудом, приняли крещение. Дальше чудеса буквально посыпались на нас, как из волшебного лукошка. Вспомним только, как после исцеления ослепленного князя Владимира, через его искреннее покаяние, творилась новая история Руси.

Знамения, явления небесных сил, откровения инокам, праведникам, отрокам; приход в Россию по водам и воздуху чудотворных икон Богородицы, Ее водительство и заступничество, указание путей избранникам, формирование границ государства Российского, указание мест строительства храмов и престольных градов; волшебные целительные ключи и источники, на местах явления чудотворных икон, они и сейчас плещут повсюду на Руси благодатью и чудесами.

Все наши великие победы — Куликовская битва, остановленное нашествие ордынских князей Ахмата, Махмет-Гирея, поляков, немцев, шведов, французов — все решалось чудом и непосредственным участием Божией Матери. Ее видели и враги, и русские воины. Она снисходила впереди полков блистающей грозной Девой, с развевающимися белыми покрывалами, в окружении великих мужей и неисчислимых воинств. Повергала ниц самых диких и воинственных, устрашила и самого Тамерлана. Ослепленные, парализованные неудержимым страхом и паникой, враги отступали.

Историческое христианство в России — это свиток чудес, явлений и откровений Бога нашей земле и нашему народу. Кто может поднять руку на свое кровное, кто отрицает русскую православную традицию, тот не может быть русским. Ему нет дела до наших национальных сокровищ, равных которым нет во всем мире. Русских никогда не надо было учить чуду. Вспомнить только Андрея Рублева и россыпь золотых куполов по всей земле. Взглянуть на эту наивную вычурность храма Василия Блаженного — настоящий сказочный теремок, родившийся в детском воображении русской души!..

 О других публикациях этого выпуска «ИнтерЛита Вы узнаете из «Хроники».

Приглашаем Вас посетить наш проект — Метакаталог почтовых
рассылок
http://www.lists.com.ua

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com и http://www.interlit.km.ru

Mailto:interlit@tut.by



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное