Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка-1

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 1

На протяжении более трех тысяч лет (первые книги Библии появились в XIII в. до н. э.) Библия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на духовное, нравственное и культурное развитие человечества, заставляет людей задуматься над своей жизнью, дает образцы для совершенствования их души, разума и побуждений. Для одних она — Священное Писание, для других — уникальный исторический памятник, фундамент, на котором зиждется здание мировой культуры и общественной мысли. Библия — основа иудейской, христианской и мусульманской религий и культуры народов доброй половины Земли.

Библейские сюжеты, идеи, образы и выраженные в емкой, афористичной форме нравственные постулаты насквозь пронизывают ткань произведений мировой литературы, существуя в виде отдельных метафор, цитат или названий книг. С Библией время от времени «сверяют часы» многие наши авторы, в том числе нерелигиозные. Поэтому одним из «китов», на которых держится «ИнтерЛит», стал составленный  В. А. Ноздриной «Путеводитель по Библии. Словарь имен собственных, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий».

Первой словарной статьей, с которой мы познакомили наших читателей, стала статья о святом апостоле Петре. Толчком к ее публикации послужило стихотворение Анатолия Сендера «Главное — вытравить семя Иуды...» — об отречении Петра.

Статья содержит важнейшие эпизоды, связанные с именем Петра, в частности эпизод хождения Иисуса по воде, когда «усомнившийся» Петр начал тонуть. В ней приводятся фразеологизмы («по морю аки по суху»), емкие, афористичные изречения и литературные примеры.

«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

«Помни, юный, неустанно, — так прямо и безо всякого предисловия начал отец Паисий, — что мирская наука, соединившись в великую силу, разобрала, в последний век особенно, все, что завещано в книгах святых нам небесного, и после жестокого анализа у ученых мира сего не осталось изо всей прежней святыни решительно ничего. Но разбирали они по частям, а целое просмотрели, и даже удивления достойно, до какой слепоты. Тогда как целое стоит пред их же глазами незыблемо, как и прежде, и врата адовы не одолеют его». Ф. М. Достоевский: «Братья Карамазовы».

«Маловерный! Зачем ты усомнился?»

«Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды».

«Паси агнцев Моих».

Американская писательница Тэйлор Колдуэлл использовала это высказывание в качестве эпиграфа к «Душе седьмой» религиозного романа «Тот, кто слышит».

 

Еще два стихотворения А. Сендера позволили нам включить в этот выпуск «ИнтерЛита» статью «Распятие Иисуса Христа»:

 

* * *

Предвечного покой

Пока пребудет сном,

Извилистой рекой,

Раздумьем об ином —

Мгновеньем из страстей

Благочестивым, но

Единым на кресте —

Не каждому дано.

 

* * *

(отрывок)

...Вольноотпущена богами,

Моя ль душа среди неволь

Жива, с кровавыми боками,

Опять примеривает боль...

 

«После вынесения Иисусу Христу смертного приговора над Ним начали издеваться: «Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф 27:28–31)». 

Эта часть статьи проиллюстрирована стихотворением известного русского поэта начала XX века, чье имя пока засекречено: в рубрике «КОНКУРСЫ» мы предлагаем читателям назвать его самостоятельно.

 

                * * *

«Там... я знаю... ждут с верой денницу.

Жизнь мрачна и печальна, как гроб.

Облеките меня в багряницу!

Пусть вонзаются тернии в лоб.

Острым тернием лоб увенчайте!

Обманул я вас песнью своей.

Распинайте меня, распинайте.

Знаю – жаждете крови моей.

На кресте пригвожден. Умираю.

На щеках застывает слеза.

Кто-то милый мне шепчет: «Я знаю»,

Поцелуем смыкает глаза...»

 

И, конечно, мы не могли пройти мимо потрясающего отрывка из стихотворения Анны Ахматовой:

 

Анна Ахматова 

«Распятие»

...Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Приглашаем Вас также посетить страницы «Адам и Ева» и «Братство во Христе». А в скором времени Вас ждут встречи с «Каином», «Вавилонской башней», «Иовом».

Сейчас же речь пойдет о «Нагорной проповеди Иисуса Христа».

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — первое публичное выступление Иисуса с изложением основ христианского вероучения.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:1–11).

Итак, в Своем первом публичном выступлении, получившем название Нагорной проповеди, Иисус Христос  приводит девять «заповедей блаженства», соблюдая которые можно обрести вечную жизнь в Царстве Небесном:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

Вероятно, Иисус не случайно поставил «нищих духом» на первое место. Тем не менее, среди толкователей нет единства в вопросе о том, кого следует иметь в виду.

Согласно одной трактовке, «нищие духом» — это люди, избравшие путь покаяния, смирения, «стремившиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных» (такова, например, точка зрения М. И. Михельсона, приведенная в книге Н. Николаюка «Библейское слово в нашей речи», изд-во «Светлячок», Санкт-Петербург, 1998).

Согласно другой, «нищие духом» — люди, не отличающиеся большим умом и поэтому слабые, зависимые. Здесь возможны градации: от просто недалеких, не способных к абстрактному мышлению, до слабоумных, дурачков, убогих (под защитой «у Бога»), юродивых. Недаром в русском народе «дурачки», юродивые получили название «блаженных», «блаженненьких». Их «грешно» было обижать (один из гнуснейших поступков Федора Карамазова — надругательство над слабоумной Лизаветой Смердящей; и Достоевский «наказывает» развратника смертью от руки его сына от «юродивой»). Отношение к «блаженным» было двойственным: и благоговейно-жалостливым, и насмешливым — это нашло отражение в искажении слова «юродивые» — «уродливые» (А. С. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты»). О той же двойственности говорит наличие в языке слов с тем же корнем, но отрицательной коннотацией: «блажь» (дурацкая прихоть), «блажить» (валять дурака).

Лит.: Г. Гуннарсон, роман «Блаженны нищие духом». Ф. М. Достоевский, роман «Идиот». Д. Г. Лоуренс, очерк «Блаженны сильные» (в ближайшее время будет опубликован в «ИнтерЛите»).

Олег Борисов*

Дурак в кабаке

Холодно вороне каркать на суку,

тёпло петь на снеге Ваньке-дураку,

ох и весел Ванька, ох, идут дела,

распалились ноги Ваньки добела!

 

Пляшет, пляшет Ванька, песенки поет,

да в дурацкий бубен колотушкой бьет.

Ну-ка, больше жару, выше ноги, Вань!

Стукни в бубен задом, ну-ка, пошамань!

 

Сладкое гнилое горьким растворю,

крестное знаменье острым сотворю,

то-то воспарит над нами светлый Божий дух,

то-то уж поскачет красный наш петух!

 

То злато крылечко да и подарю

злому атаману, доброму царю.

Дьяволу за вымя лаптем зацеплюсь

да бедою барской утром похмелюсь!

 

Бледную каурку с черною звездой

пьяный Божий ангел, рыжий домовой

подарят когтями, подкуют огнем…

Сирые, владейте дорогим конем!

 

Кони грозовые, кони гой-еси!

Пронесите Бога по всея Руси,

чтобы нас, юродивых, приласкать дотла,

чтобы застонали все колокола!

 

Холодно вороне каркать на суку,

тёпло петь по снегу Ваньке-дураку.

Ну чего ты сдуру разошелся, Вань?

На, дурак, копейку, только перестань…

Не берет убогий, мордой в бубен бьет,

пот тремя ручьями, песенки поет… 

(Продолжение статьи «Нагорная проповедь» — в следующем выпуске)

 

* Подборка стихов Олега Борисова вскоре будет опубликована в «ИнтерЛите».

 

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное