Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Творцы литературного интернета


Родина чая Китай

С тех пор, как чай был "открыт" императором Ченом Нангом в 2737 г до н.э. (говорили, что лист дикого чая упал в чашу с горячей водой, находящейся в руках императора), первые три тысячи лет в истории чая были связаны только с Китаем.

Джон Блофелд в своей книге "Китайское искусство чая" отметил, что каждый слой китайского общества сыграл свою роль в этой истории, включая "императоров и крестьян, отшельников, исповедующих Дао, и буддийских монахов, странствующих философов, мандаринов (высших правительственных чиновников древнего Китая), прекрасных дам, ремесленников, гончаров, поэтов, певцов, художников, архитекторов, садоводов, кочевников, которые обменивали лошадей на чай, государственных деятелей, использовавших чай, чтобы откупиться от врагов..." Хотя, в отличие от Японии, Китай никогда не превращал процедуру чаепития в священную церемонию, он, тем не менее, породил ритуал приветствия гостя чашкой чая. Считается, что эта традиция пошла от последователя Лао Дзы, которого звали Куаньин. Однажды он предложил "старому философу" чашу с золотым эликсиром. Таким образом, к 500 году до н.э. чай стал тем, чем он остается и сегодня во многих странах мира, особенно в Азии - знаком дружбы и гостеприимства. Некогда ассоциировавшийся с философией Дао и, следовательно, тесно связанный с подъемом Дзен Буддизма, чай, как считали, давал энергию, необходимую для медитаций.

В течение долгого времени чай ценили за его медицинские свойства. Но, начиная со времен правления пышной династии Тан (618-907гг н.э.), чай становится не только предметом почитания, но и товаром. Торговля чаем процветает. Высоко ценимый при дворе чай приобретает поклонников по всей империи, завоевывая сердца новообращенцев из Тибета и кочевников, живущих за пределами северных и восточных границ Китая, таких как монголы, турки и татары. Прожорливое правительство империи извлекает огромные барыши из этого пристрастия к чаю, введя налог на торговлю этим товаром. В это же время поэт Лу Йу сочинил пеан (т.е. победная песня), посвященный чаю, в форме "Чакинг", первой истории о чае. Целые поколения торговцев чаем боготворили Лу Йу и относились к нему, как к своего рода святому и покровителю. У него появилось огромное количество последователей, включая и Лу Тана, которого прозвали "чайный маньяк". Лу Тан был даосистским поэтом. Он родился в конце 8 века и вел уединенную жизнь в Хунане, где он стал одним из первых "чайных мастеров". Почитаемый своими современниками, Лу Тан посветил свою жизнь поэзии и приготовлению чая - занятиям, описанным им в его знаменитой стихотворной строке: "Не интересно мне бессмертье, ценю я только чая вкус..."

Во время правления династии Танг чай был воспет поэтами и унифицирован чайными мастерами. Чай становится основным напитком возвышенных натур. Гончарное искусство также получило свое развитие в этот период, развиваясь в направлении более изощренных форм и технологий. Начинают входить в употребление заварочные чайники и чашки из золота и серебра, но чайные мастера категорически запрещают использование чайных сервизов из металла. Обычно чай пили из больших деревянных чаш, воду кипятили в глиняных сосудах, а сам чай употребляли в форме листьев, порошка или брикета. Знатоки предпочитают именно брикеты, так как их можно разломать на большие или меньшие кусочки, которые перед использованием легко превращаются в порошок, как того требует технология приготовления.

В 10 веке во время правления династии Сонг искусство чая, так же как и гончарное искусство, достигло своего расцвета. Чтобы чай получился превосходным по вкусу, все старались довести до совершенства каждую стадию его приготовления. Качество воды, качество чайного листа и, особенно, принадлежности для приготовления чая (такие как маленькая мельница, палочка, которой размешивали воду) были очень важны, по мнению любителей чая. Деревянные чаши, используемые во времена династии Танг, были заменены более крупными по размеру, но не такими глубокими сосудами, получившими название шиен. Вскоре в моду вошли конкурсы, посвященные приготовлению чая, проводящиеся в основном среди высокопоставленных правительственных чиновников. Фанатики ревностно хранили секреты приготовления чая, а их рецепты заставляли их совершать дальние походы в поисках особо чистой воды из горных источников.

Император Хью Тсан (1100 -1126) поощрял эту погоню за совершенством и даже сетовал на перевод чая при неправильном приготовлении. Как художника, поэта и прожигателя жизни, развлекающегося в компании куртизанок, императора иногда критиковали за то, что он предпочитал работе удовольствия. Но каждый признавал его умение в приготовлении чая, а трактат императора, посвященный чаю, "Та Куан Ша Лин", стал настольной книгой любителей чая. Трактат воспевал достоинства напитка, который помогает снять напряжение, как умственное, так и физическое, таким образом, делая возможным на мгновенье отрешиться от мира и достичь состояния полной просветленности.

 

 

 


В избранное