- Что бы вы посоветовали неверной жене другого мужчины.
- Изменить снова, г-н Клементин. Засчитывается только первый раз.
«Что хотел сказать автор своим произведением»? Да он, в принципе, уже сказал все, что хотел. Но это слишком просто. А нам нравится непонятное. Вот сказку про золотую рыбку прочтешь – и как-то скучно даже: домысливать ничего не приходится, все на блюдечке, никакого полета. А возьми какую-нибудь штуку с переподвывертом да попробуй ее разгадать – сразу почувствуешь, какой ты способный умник. Неважно, что смысла в этой штуке вовсе и нет, найти его можно во всем без исключения.
Вот такая игра в сюрреализм: кто глубже всех нашарил авторскую идею, тот и искусствовед.
«Лукоеды» написаны то от первого лица, то от третьего. В них нет ни одного вопросительного знака, их заменяют точки. Весь этот безумный угар, сдобренный щедрой дозой пошлого черного юмора, выглядит абсурдно, как и было задумано автором. Но, несмотря на всю фантазию, художественность и сатиру, впечатление остается довольно грязноватое. Пожалуй, главная эмоция от чтения этой книги –
легкое омерзение от происходящего. Вряд ли ради такого стоит осилить четыре сотни страниц: достаточно просто выйти на улицу.
Следы на мне
Автор: Евгений Гришковец
Очередной прозаической книжкой Евгения Гришковца стал сборник беллетризованных воспоминаний. Они объединены названием-концепцией "Следы на мне" - это люди и случаи, которые автору запомнились и повлияли на него. Именно из таких вроде бы малознакомых людей и случайных событий, как впоследствии оказывается, и состоит наша жизнь. Гришковец рассказывает о друзьях и соседях, алкашах и сослуживцах, университетских преподавателях и уголовниках с одним и тем же искренним удивлением от того,
какие разные бывают люди: трогательные, мудрые, непонятные. В каждом из них можно найти что-то любопытное и неординарное, стоит только присмотреться. И Гришковец, всегда умевший разглядеть в повседневности метафизические глубины, находит. Доброжелательное внимание к человеку, принятие его таким, какой он есть, отказ от оценок - редкость в нашей литературе. Кроме того, воспоминания позволяют автору проявить свои лучшие качества: наблюдательность и талант рассказчика. Еще в «Планке» (первом сборнике рассказов Гришковца) самыми интересными вещами были случаи из жизни. «Следы на мне» подтверждают очевидную, в общем-то, истину – лучше всего Гришковцу удаются невыдуманные истории.