По странному стечению обстоятельств я познакомился с ней после того, как убил. Обычно бывает наоборот.
Одно американское издательство составило для начинающих авторов список требований к произведению, претендующему на публикацию. Один из пунктов гласил: «Если Вы не можете разобраться со своими проблемами, то Вам нужен не издатель, а психоаналитик». Данная книга – одна из немногих в творчестве Амели Нотомб, которую то американское издательство согласилось бы взять.
Две экзистенциальные повести читаются влёт. Одна потяжелее, другая более поверхностная. Одна о женщинах, другая о мужчинах. Одна неправдоподобная (но и не фантастичная), и другая такая же. Связаны они между собой лишь описанием того, как любовь рождается через садизм.
«Серная кислота» напоминает помесь голливудского фильма с «Бегущим человеком» Кинга: страдание и надрыв, но какие-то игрушечные, поверхностные, с предвкушением хеппи-энда. Когда вдруг оказывается, что роман закончился, то отмечаешь про себя «так не бывает» и переходишь к «Дневнику ласточки». «Дневник» же - короткая медитация, в которой, если очень захотеть, можно найти мораль. Но, кажется, лучше не надо.
«…одно из главных заблуждений всех времен и народов есть глупая недооценка женщины, существа по природе своей коварного и злопамятного».
Когда бродишь по магазину, присматривая что-нибудь почитать, то обращаешь внимание на знакомые серии и фамилии авторов. На издательство – например, у АСТ поганые переводы, а у Флюида очаровательные сантименты. Бывает, хочется чего-нибудь новенького, тогда листаешь книги, которые привлекают обложкой или жанром.
Произведение, о котором пойдет речь, говорит само за себя уже на этом этапе. Много ли вы вспомните навскидку отечественных мистических романов? Гоголь не в счет, мы о современных. Это раз. На обложке изображены все основные российские ценности: город Питер, девушка-блондинка и поэт Пушкин. Это два. Понятно, что при таком раскладе книгу не купить невозможно.
Сам роман вызывает неоднозначное ощущение. С одной стороны, написан он плохо. Персонажи плосковаты и одинаковы, сюжет затянут и не особенно логичен, а уж заканчивать книгу восклицательным знаком – это редкостный моветон.Ко второй половине повествования автор вдруг вспоминает, что Пушкин – это хорошо, но после издания книги жить на что-то надо, и бросается описывать сексуальные сцены. Это вообще сомнительный шаг, который (как и прочие сильные средства, типа
мата) очень редко бывает оправдан, а уж в данном творении и вовсе вызывает недоумение.
С другой стороны, читается все это легко и непринужденно, не приходится спотыкаться о явные ляпы и ошибки. Сюжетная линия ХIХ века компенсирует многие недостатки и не дает книге скатиться до бульварного романчика. Авторский взгляд на конфликт Пушкина с женой и Дантесом дает понять, что Александр Сергеевич не всегда был классиком и светом в окошке, а потому сразу хочется перечитать если не его биографию, то хотя бы стихи. Если бы не смазанный финал,
то книга получилась бы приемлемого качества.
На просторах сети кто-то обмолвился, что это заготовка для киносценария. Пожалуй, в виде фильма все это выглядело бы куда лучше.