Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости книжного рынка

  Все выпуски  

Новости книжного рынка Книгам показали фигу


Российские школьники стали читать в четыре раза меньше О том, что в последнее время книга перестает быть лучшим подарком, а Россия — самой читающей страной, твердят все кому не лень. За последние 15 лет число книг, прочитываемых школьником за месяц, упало с четырех до одной (по данным Центра социологии образования РАО). Интернет-кафе заменили молодежи библиотеки, а компьютер стал главным врагом литературы... 2007-й в нашей стране объявили Годом чтения. “МК” попытался ответить на вопрос: что же читают сегодня российские школяры? Для создания портрета современного юного читателя мы опросили школьников, преподавателей, работников библиотек и экспертов РАО. МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (1—4-е классы) “В основном дети этого возраста читают исключительно по учебной программе, — рассказывает заведующая сектором московской библиотеки №95 Людмила Андержанова. — Правда, читают с удовольствием. В основном это наши русские народные сказки, а также классики советской детской литературы: Бианки, Гайдар, Драгунский, Паустовский, Носов”. Разумеется, в огромном почете у малышей Гарри Поттер. Уважением пользуются и “Хроники Нарнии”. Многие любят “зверское” фэнтези (цикл “Рэдволл”). Это сказочные истории, в которых действуют мыши, барсуки, коты и другие животные. Все большую популярность сейчас приобретают комиксы. Интерес к всевозможным людям-паукам, Бэтменам, Суперменам и другим “доблестным защитникам” подогревается большим количеством экранизаций. СРЕДНЯЯ ШКОЛА (5—9-е классы) К этому возрасту литературная учебная программа начинает школьникам надоедать. Разумеется, дети продолжают читать, но куда менее увлеченно. Популярностью среди подростков пользуется фантастика, фэнтези и приключения. А вот приключенческая и детективная классика авторов, которыми зачитывались отцы и деды нынешних школьников, стремительно теряет позиции, а нового Жюля Верна, Дюма или Конан Дойла сейчас нет. “Современные школьники все чаще называют произведения из списка обязательной литературы своими любимыми, — говорит директор Центра социологии образования РАН Владимир Собкин. — Это свидетельствует о том, что школьники читают все меньше внеклассной литературы”. Из “внеклассных” авторов у учеников средних классов по-прежнему в почете, например, фантаст Кир Булычев. Правда, он в последнее время уступает пальму первенства Дмитрию Емецу. Большой популярностью у подростков пользуются юный преступник Артемис Фаул, ключевой персонаж одноименной серии Йона Колфера, и 12-летняя девочка Лира Белаква, главная героиня трилогии “Темных начал” англичанина Филиппа Пулмана. По данным исследований Центра социологии образования РАО, в качестве мотивов чтения любимых книг большинство (до 60%) учеников средней школы называет симпатию к персонажам произведения. “Они мне нравятся”, “в их поведении я узнаю свои черты”, говорят юные читатели. СТАРШАЯ ШКОЛА (10—11-е классы) Примерно 5% — именно столько подростков, по словам преподавателей и библиотекарей, сейчас читают литературу, не входящую в школьную программу. В частности, российскую и зарубежную прозу. “По моим наблюдениям, старшеклассники помимо школьной программы в основном читают фэнтези: Толкиена, Ника Перумова, Роберта Асприна, Марию Семенову, Сергея Лукьяненко (особенно после выхода экранизаций), — говорит библиотекарь Галина Лонская, — а также “желтые” любовные и детективные романы”. “Гарри Поттеру” сейчас все возрасты покорны. Среди опрошенных “МК” старшеклассников многие упомянули книгу “Гарри Поттер и роковые мощи”, седьмую часть саги о юном волшебнике, как самую ожидаемую. В этом возрасте изменяется мотивация чтения — помимо симпатии к персонажам появляются другие факторы. Большинство старшеклассников читают те или иные книги, потому как их “волнует тема произведений”. По словам Владимира Собкина, в старшей школе сфера литературных интересов обоих полов постепенно перемещается из вымышленных миров в наш. Хотя фэнтези сохраняет высокие позиции, повышается интерес к философским, психологическим и историческим романам. “Улучшить ситуацию с падением интереса к книге возможно, — считает Собкин. — В первую очередь это должно начинаться с семьи. Но важны совместные усилия и целого ряда организаций: СМИ, издателей, библиотек, школ. Важно, чтобы никто не перекладывал ответственность на другого. Тогда процесс не будет необратимым”.

В избранное