Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшие рецензии на лучшие книги


 

 В.Пелевин. Числа

Эксмо, 2006

 

 Странная, тяжелая книга. Кто-нибудь наверняка опять обвинит автора в конъюнктурности…

Банкиры, наркотики, сексуальные излишества, финансовые махинации, «крыша» из госбезопасности. Одним словом, «их проклятые нравы».

Но с этого-то и начинаются странности. Основная сюжетная линия (якобы в духе новорусского криминального романа) постоянно двоится, сама себе мерещится, сама себя ломает…
 Итак, жил-был мальчик Стёпа, который верил в число «7». Ничего необычного – таким суевериям подвержены очень многие. Мальчик был умный, поэтому тривиальная «счастливая семерка» очень быстро превратилась у него в «34» - число, определяющее, по мысли самого героя, всю его жизнь. Умный мальчик ладил с числами, рос, мужал и стал тихим, солидным и нескандальным банкиром.

Жизнь удалась?

Она, жизнь, штука странная. В какой-то момент стягивается узлом. И банкир Степан понимает, что - либо он этот узел распутает, либо узел его задушит.
 Его деловые интересы входят в противоречие с интересами другого… гм… бизнесмена. С чудовищной фамилией Сракандаев, с кошмарным погонялом «Ослик семь центов»; наркоманом, извращенцем, модным тусовщиком, полным антиподом тихого и неброского Стёпы. Самое плохое в Сракандаеве – не его интимные пристрастия и махровая пошлость, а то, что его число - «43». Стёпа понимает, что или он – Сракандаева, или Сракандаев - его.

Примерно в этот же момент Степан осознает, что влюблен в свою экзотическую помощницу, англичанку, изучающую русский фольклор. Очень нетривиальная дама и очень непростая связь. В каждом романе своя магия; здесь – постмодернистская магия покемонов. Итак, Стёпа – Пикачу. А почему бы и нет?

Степан полностью раскрывается перед странной женщиной с псевдо-именем «Мяу»; доверяется ей. Она знает не только его финансовые схемы, она знает его душу, его тайные мысли, его глубоко личные «числовые» пристрастия…
А ещё она - не то, чем Стёпе кажется, он ее не знает; не знает, что она на самом деле думает, что чувствует, на что она способна. Не она обманывает его. Он сам обманывается в ней. Далее – вполне гришэмовский сюжетный поворот. Когда-то сам В. Пелевин сказал, что вся современная литература написана на один сюжет: как крупная сумма денег переходит из одних рук в другие. Что ж, пусть так и будет…
 Теперь вернемся к Сракандаеву. Он должен умереть. Но и живой, и мертвый, Сракандаев разрушает и Стёпину жизнь, и его личность. Далее следует ряд гротескных, смешных и отвратительных эпизодов…

Кто же выигрывает? Полный дзэн. Банкротство и бегство главного героя – это его самореализация, его шаг вперед. Теперь, даже если ему не дадут убежать далеко, он знает гораздо больше, чем раньше – о бизнесе и о числах, о себе и о людях, о любви и предательстве, о жизни и смерти… О мире – иллюзорном и настоящем.
 Что ещё важно – книга хороша по стилю (пусть не везде ровному) и языку, многообразному и непростому. И ещё она хороша фирменным, чисто пелевинским юмором – немножко за гранью, немножко чересчур…
 Может, не шедевр, но прочесть «Числа» стоит.

А.Г.

НОВОСТИ сайта "ГОГОЛЬ.РУ"

* Новые стихи Игоря Царева и  А.С.

* Продолжается Конкурс слоганов! До 1 октября времени остается все меньше!

* Скоро! Дневник XX Московской международной книжной выставки-ярмарки!

 


В избранное