Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшие рецензии на лучшие книги


Сергей Лукьяненко «Пристань желтых кораблей»


М., АСТ, 2007

 

Вся книга – сплошной временной парадокс вполне в духе Эйнштейна. Год только что наступил,  а книжка уже издана – из старых повестей и рассказов. Правда, с честным авторским предупреждением и интереснейшими автокомментариями.

Итак – три повести и с десяток рассказов. Почти все публиковалось раньше, в 90-е гг.; но… В те годы лихие, стремные опубликовал автор рассказ (или повесть) – в каком-то альманахе, в журнальчике-однодневке… Это в те-то времена… Мало кто знает и помнит эти публикации.

Ладно. Теперь о том, что внутри.

«Тринадцатый год» - мощная антиутопия, где не всё  так просто… Изолированные города, где все равны настолько, что нет ни мужчин, ни женщин… Правящая элита, естественно, обманывает народ и этим живет. Повстанцы-«наружники» - обреченные герои. И землянин, который вломился во всё это, как слон в посудную лавку. Нет, это не Оруэлл и не Замятин… Это – взгляд на классику антиутопии из России 90-х гг. XX в. Лабиринт абсурда, смех сквозь слезы…

«Пристань желтых кораблей» сам автор аттестует как повесть в духе Крапивина. И вправду – написано и лихо, и глубоко. Временные парадоксы – боевые вертолеты в эпоху средневековья, биотехнологии и  дуэли на шпагах… Но дело не в этом, и даже не в том, как время защищает себя и противостоит попыткам людей пофокусничать с ним. Дело в этом образе – Желтых Кораблях. Принявший трудное, тяжелое решение, жертвующий собой – видит Желтые Корабли. «Если про человека говорят, что он никогда не увидит Желтых Кораблей, то это… это хуже, чем трус, хуже, чем предатель… если увидишь Корабли, то непременно умрешь. Просто жизнь уже прошла свой главный миг. А зачем после этого жить?»

Кто из нас готов увидеть Желтые Корабли? А кто – уже увидел?

Примерно эта же проблема рассматривается в «Восьмом цвете радуги», очень интересном прообразе Генома» (а может, и «Дозоров»). Вообще, эта овесть навела меня на мысль о том, что С. Лукьяненко всегда было тесно в рамках сайенс-фикшн. Фэнтэзи во всех его видах и разновидностях очень  расширяет повествовательные возможности; что ни говори…

Из рассказов (как считает сам автор, пробы пера, безделки, приколы) хочется отметить три: «Чужая боль» (вот откуда растут ноги у «Теледрайва» А. Павлухина!), «Офицер особых поручений» и «Три тощака».

«Чужая боль» - красиво и жестко сделанная вещь. Насилие, страдания, смерть – это не игра. А если играешь в такие игры, воображая себя эсэсовцем, камикадзе, «зеленым беретом», убивая без колебаний и дрожи – будь готов умереть. На полном серьезе. Нельзя играть по-другому в Перл-Харбор, Курскую дугу, Майданек… Потому что – аморально. И поэтому кто-то говорит: «Странно – не любил игру, а единственный сыграл по-настоящему»…

В «Офицере» (миниатюре на полторы странички) ощущается глубокий подтекст… Кто? Почему? Зачем? Ни начала, ни конца. В этом-то вся и соль – в том, что ЗА текстом… Интонация чуть-чуть напоминает «Семнадцать мгновений весны» Ю. Семенова…

«Три тощака» - вроде бы гротескная, сатирическая вещь, к фантастике имеющая весьма косвенное отношение… Но мне от нее было просто плохо – потому что ЭТО – правда. Абсурдная, отвратительная правда о России 90-х… А сборник – хороший, милый, интересный. Стоит прочесть!

 

Читайте рецензии на книжные новинки на сайте gogol.ru.


В избранное