Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия фэнтези

  Все выпуски  

Философия фэнтези


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуй, друг читатель.

 

Ты получил первый номер рассылки «Философия фэнтези». Рассылка эта будет посвящена рассказу о том, что несёт в себе это направление культуры, приобретающее всё большую популярность во всём мире. Ты сможешь увидеть фэнтези в разнообразных его проявлениях – литература, фильмы, песни, ролевые игры… По мере возможностей будет затрагиваться и научная фантастика.

 

В рассылке можно будет найти критические материалы по фэнтези и фантастике, рецензии на понравившиеся произведения, афоризмы из моего «Синего блокнота», а может быть, и что-то ещё. Мало ли…

 

Сегодня мы начинаем разбирать, что же есть в фэнтези такого, что притягивает людей к произведениям, что собирает сотни и тысячи читателей и почитателей жанра.

 

Критическое

ЗАЧЕМ НАМ ФЭНТЕЗИ?

 

Да кто я для тебя?

Рассвет в долине серой…

Этель

 

Любая художественная книга (если только это не исторический роман, автор которого является образцом дотошности) предполагает ту или иную долю художественного вымысла. Фантастика же отличается тем, что этот вымысел затрагивает основы нашего мира, будь то физические законы или обустройство общества.

Однако фантастика всё же основывается на науке, и то, что мы считаем фантастическим, зачастую оказывается лишь смелым научным предположением. Так, Айзек Азимов в предисловии к сборнику «Сны роботов» описал многие вещи, описанные в его рассказах за десять-пятнадцать лет до их изобретения; более того, он даже смог предсказать, к каким проблемам приведёт создание этих вещей.

Корни фэнтези лежат в другой плоскости. Фэнтези происходит с одной стороны из сказки, из мифа; с другой же её основа – романтика давно ушедших веков. В фэнтези воплощаются в реальность мощь волшебства, сила воинов, могущество богов…

Почему же эти сказки для взрослых стали так популярны?

Ответ кроется в самом предназначении художественной литературы, и не только литературы. Любое в общем-то художественное произведение, будь то книга, фильм или что-то ещё – это попытка уйти от обыденности в иллюзорный мир, мир, где всё не так, где с людьми происходит не привычное ползание из дома на надоевшую работу и обратно, не ежедневные ссоры и досадные мелочи, а Нечто Важное и Необычное. И разница в жанрах – это по сути разница в понимании того, что достойно занять место этого Нечто. Для детектива, например, в роли События выступает коварное преступление, честь распутать которое достаётся гениальному или удачливому сыщику. В love story, любовном романе Событием становятся Большие Чувства. И так далее, и так далее…

И именно поэтому неверно ставить фэнтези в один ряд с детективами, любовными и приключенческими романами. В фэнтези стать Событием может всё, что угодно. Может – и становится. Так что здесь имеет смысл говорить о трёх пластах произведений – реальном, фантастическом и фэнтезийном. Тогда становятся понятными и привычные нам выражения «фантастический боевик», «детектив фэнтези» - это проявление жанра в ином пласте реальности.

Итак, у нас есть три, не побоюсь этих слов, пласта реальности. Большинство людейне решается уходить из реальности, им привычной. Люди вообще страшатся всего нового. Однако привычные детективы Марининой или «мыльные оперы» не очень-то сильно отличаются от обыденности; немного лучше обстоит дело с историческими романами и приключениями, но они происходят не с нами, а когда-то, где-то и с кем-то ещё. Нам не попасть в джунгли Амазонии и уже не стать мушкетёрами Людовика XIV. А своя жизнь надоедает всё сильней. И вот тогда самые смелые уходят в параллельные миры – миры фантастики.

О да, здесь, безусловно, интересней! Всё ново и неожиданно, и кажется, вот оно, Нечто. Только вот с нами это Нечто произойти вряд ли сможет, потому что протомезонные двигатели и лазерные бластеры изобретут в далёком двадцать-чёрт-знает-каком веке, или в лучшем случае лет через пятнадцать. Мы к тому времени будем старыми и уже не сможем гонять враждебных негуманоидов по далёким планетам.

А вот тут на сцену выступает фэнтези. Выступает, притягивая взоры… Взоры не всех – только тех, кто ищет настоящих приключений и действительно готов уйти из этого слоя реальности. И хотя вся наша логика, наше сознание сопротивляется магии и прочим чудесам «как неверифицируемым ноуменам» (формулировка моего родного сознания), внутри нас всё же живёт вера в волшебные сказки, в то, что мир живой, что в нём возможно волшебство.

В придачу миры фэнтези лишены недоступности, присущего произведениям других слоёв реальности. В мир фэнтези может попасть каждый. Ведь неизвестно, кому откроется зелёная дверь в стене, кому попадётся на глаза Меч Без Имени, за кем приедет трамвай, следующий по маршруту № 432… Может быть, ваша очередь попасть в новый мир придёт уже завтра. А может быть, вы уже прошли мимо своего единственного счастливого билетика. И над всеми, кто читает эти книги, висит особо сильная власть Несбывшегося, заставляющая встрепенуться ту маленькую часть человека, которая стремится к невозможному.

И тогда становится понятным, почему почитатели фэнтези – люди всё больше неординарные, активные, интересные, молодые душой. Истинная фэнтези пишется для них, потому что они – носители самого духа тех миров, что мы называем fantasy.

 

 

Афоризмы выпуска:

 

Никому, даже мудрейшим из мудрых, не дано видеть все хитросплетения судьбы.

Дж. Р. Р. Толкиен. «Властелин Колец»

 

Чтобы слышать, надо молчать.

У. ле Гуин. «Волшебник Земноморья»


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.fantasy
Отписаться

В избранное