Книга Москвиной производит сразу приятное впечатление: видно, что это плод вдумчивой издательской работы, - обилие свободного пространства, стиль, со вкусом подобранные шрифты... Тем не менее, сам выбор издателей для создания этого дорогого проекта остается непонятным. Как и у любой книги в жанре non-fiction, у нее должен быть свой читательский адрес (в советских издательствах, кстати, была неплохая традиция писать в выходных данных: "для..."). Марина Москвина в интервью "Книжному обозрению" говорит о том,
что не думает о возрасте читателя. Значит, о том, кому книга предназначена, должен подумать за нее издатель, кровно заинтересованный в продажах.
"Учись видеть" построено как диалог ведущей мастер-класса по развитию творческих способностей со своими учениками. Безусловно, немало интересного в ней найдут и читатели-подростки, но для людей, уже занимающихся творчеством, пересказ на трех страницах давнишнего хита "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" ничего, кроме недоумения, не вызовет. С точки зрения взрослого читателя странным также выглядят настойчивые уговоры автора читать такие хрестоматийные вещи как Жюль Верн, Майн Рид или Р.Р. Толкин. Любой ребенок
с позывами к творчеству самостоятельно открывает для себя приключения, фантастику и сказки, а ребенок, которому неинтересны эти книги, вряд ли посвятит свою жизнь творчеству. Кстати, вызывает сомнение сам факт того, что абсолютно любой человек способен открыть в себе творческие способности, несмотря на весь оптимизм автора. То, что Москвина десять лет вела мастер-класс по развитию таких способностей, возможно, питает ее иллюзии: ведь на занятия к ней ходили люди, которые хотели стать творческими людьми и так
или иначе готовились к этому. Вполне естественно, что Москвиной удавалось вырастить из них талантливых людей.
Вызывает раздражение и излишняя экспрессия текста, очевидно, обусловленная все тем же оптимизмом автора. Количество восклицательных и вопросительных знаков редко бывает меньше двух-трех подряд. Даже если не брать в расчет законы русской пунктуации, неумение автора достичь желаемого эффекта иными языковыми средствами настораживает. Так обычно пишут подростки в своих личных дневниках или обитатели сетевого пространства, но никак не преподаватель искусства письма.
Тем не менее книга в некоторых местах привлекает. Например, там, где речь идет о людях, с которыми автор имела счастье общаться лично, и о которых может сообщить нам, читателям, то, чего не найдешь в официальных биографиях. На мой взгляд, если бы эта линия в книге была усилена, она могла бы стать гораздо информативнее для взрослого читателя. В таком виде, в котором она существует сейчас, книга может быть весьма интересной для обучающихся и преподающих любой творческий предмет. Индивидуальная методика преподавания,
которую использует Москвина, хоть и не раскрыта здесь полностью, но очерчена достаточно подробно, чтобы при желании можно было ее применить.