Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Читаем с нами. Книжное обозрение.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Юрий Марголин "Путешествие в страну зэка" |
Не так давно на одном из форумов я в очередной раз прочитал высказывание молодого нацпатриота, что советские лагеря - выдумка пропагандистов-демократов. Мол, не было этого. Наверное, точно так же молодые (и не очень) немецкие неонацисты заявляют то же самое про немецкие концлагеря. Но над фашистами все-таки устроили Нюрнбергский трибунал, так что есть на что сслаться в споре. Над коммунистами же такого трибунала не было - а зря, ох, зря... По части тюремно-лагерных воспоминаний сталинского периода корифеем в России считается Солженицын. Однако у его "Архипелага ГУЛАГа" есть много недостатоков. Так, например, Солженицын все больше рисовал апокалиптические картины гулаговского мира, скромно оставляя за рамками собственную персону. Видно, недаром - есть свидетельства того, что в лагере матерый человечище не только не бедствовал, но и не гнушался стукачеством. Да и картины его основаны больше на полете фантазии, так что ему самому иногда прихожилось конфузливо замечать, что да, дескать, перегнул палку. Наконец, Солженицын очень не любит евреев и, хотя во времена написания "Архипелага" быть антисемитом еще считалось позорным, в его описаниях евреи всегда оказываются на должностях сытых лагерных придурков, а то и большого гулаговского начальства. Он ни разу не упустил случая жирно подчеркнуть еврейство того или иного начальника. В общем, не хочется мне ссылаться на его тексты, особенно если учесть изрядно съехавшую в последнее (да в последнее ли?) время крышу живого классика. Остальные же популярные писатели хотя и писали на лагерную тему, но общей картины за их текстами не вырисовывается. И вот в этот момент легкого замешательства мне и подвернулись под руку воспоминания Марголина. "Путешествие в страну зэка" было написано задолго до "Архипелага" - в тысяча девятьсот сорок восьмом году. Автор - еврей, эмигрант из Польши в Палестину (в конце тридцатых государства Израиль официально еще не было, а были лишь поселения и кибуцы посреди полупустынной местности). В тридцать девятом году году он приехал к родственникам в Польшу незадолго до того, как немецкие и советские войска разорвали ее на две части. Казалось бы, ему повезло - он оказался в зоне советской оккупации. Но на деле в сороковом году он оказался арестованным НКВД вместе с тысячами других иностранных граждан (предлог - отсутствие советского паспорта) и на пять лет попал в советские лагеря. Лагеря того периода были страшны и для советского человека, к тому моменту более двадцати лет страдавшего от коммунистического террора и уже хоть как-то, но притерпевшегося к нему. Однако для интеллигентного западника попасть в такой лагерь означало почти гарантированную смерть - от непосильной работы и хронического недоедания. Марголину повезло - осенью сорок четвертого года, уже в стадии умирающего доходяги, он попал в больничный барак перевалочного лагеря и сумел пережить в нем зиму, а летом сорок пятого, по окончании срока, его неожиданно выпустили. Ему повезло - мало кто из попавших в лагеря вместе с ним евреев и поляков сумел выжить и выйти на свободу. Марголин не рисует глобальных картин, хотя иногда и делает какие-то простенькие арифметические подсчеты. Он просто описывает свою жизнь, свои впечатления: тяжелую работу на лесоповале, лагерные нравы, еду - еду, вокруг которой в лагере вертится все. Он описывает, как лагерная машина ломает людей, выдавливает из них все человеческое, превращает в тупую рабочую скотину, утрачивающую даже сексуальные инстинкты - идеального раба. Впрочем, эпизодические зарисовки окружающей жизни показывают, что "на воле" люди живут немногим лучше, а то и хуже, чем в лагере. Это именно та жизнь, которая подвигла Оруэлла на написание "1984" (да и год написания "1984" и "Путешествия" один и тот же). Есть и еще одна параллель между Оруэллом и Марголиным - "прогрессивная" просоветсвая общественность устроила обоим обструкцию. Советсткие пропагандисты за рубежом, состоящие на штатных энкавэдэшных должностях, свое дело знали. В то время официально считалось, что расстрел польских военнослужащих в Катыни - дело рук фашистов. Но Марголин рисует картину систематического истребления в лагерях иностранных граждан - поляков, прибалтов и прочих, так что, в общем, катынское захоронение вызывает удивление на самим фактом своего существования, а лишь тем, что его не сумели скрыть. Одно из многих преступлений советского режима против человечности, вполне рядовое по тогдашним меркам. Впрочем, если бы фашисты во время оккупации Белоруси не вскрыли могилы и не устроили из этого скандал на весь мир (за что и были сами объявлены палачами, на сей раз - несправедливо), глядишь, и про Катынь сегодня знали бы только редкие историки. Еще одна деталь: в романе упоминается, что немецкая часть Польши до начала Великой Отечественной официально называлась "территорией германских интересов". Это действительно так. Сходите по ссылке http://info.poehali.net/c00080/1/ (не всегда доступен). Там есть советские политические карты именно сорокового года, где на территории Польши ясно читаются эти слова. Довольно странно, замечу, видеть Варшаву на территории Белоруссии. Роман написан хорошим простым языком. Отсканированный с американского издания пятьдесят третьего года текст содержит, кстати, некоторые типичные для тех времен обороты и варианты написания слов, что сегодня считаются орфографическими ошибками. Это придает ему свой колорит. Несмотря на то, что автор описывает весьма неприятные вещи, текст читается удивительно легко и без напряга. Если бы речь шла просто о мемуарах, я бы написал что-то вроде "текст рекомендуется любителям истории". Но, учитывая личность нынешнего президента России, а также насаждаемые им и его администрацией нравы, с текстом желательно ознакомиться всем. Кто знает, не придется ли изучать современные лагеря изнутри...
Жанр: лагерные мемуары Цитаты: Молодежь 17-18 лет, попадая в лагерь, либо "доходила", т. е. физически чахла, либо быстро дичала, в короткий срок усваивая приемы и мировоззрение бандитов. Не все, как Салек, становились волками. Другие, под конец, как гиены и шакалы, жили падалью, ходили за лагерными богачами и силачами, подбирая объедки, сидели под кухней, ожидая, чтобы им выплеснули помои и картофельную шелуху -- сторожили, когда поедет в каптерку воз с капустой, и всей сворой бросались на него, чтобы под ударами кнута стащить качан и убежать с ним. Тема -- "молодежь в лагере" -- относится не только к заключенным. В конторе 48-го квадрата работал Ваня -- подросток лет 16-ти, вольный -- с круглой стриженой головой и смышлеными глазами. Ваня был сыном ссыльно-поселенцев, прикрепленных к району. Это был способный парнишка, он окончил счетоводные курсы и работал у нас в бухгалтерии. В возрасте, когда еще надо учиться, он был вполне самостоятелен и начал карьеру советского служащего. Лагерь его не удивлял и не смущал. Мира без лагерей он себе и представить не мог. Для своих лет он был необыкновенно солиден и сдержан. Ваня жил очень бедно: ел немного лучше нас, носил 110 серо-мышиный бушлат и рубашку, как заключенный; комнаты своей не имел и ютился в углу у кого-то из стрелков. Я к нему приглядывался с любопытством: что этот подросток знал о жизни, какие у него были перспективы в будущем? С европейской точки зрения Ваня был полудикарь: никогда в жизни не выезжал из онежских лесов, не имел понятия о городском комфорте, вид шляп и галстуков на фотографиях западников приводил его в веселое настроение, о яблоке или груше он знал только по наслышке, никогда не ездил трамваем, не питался по-европейски, не спал по-европейски (пододеяльник ему был неизвестен). Ваня имел очень смутное понятие о христианстве, никогда не видел ни Библии, ни Евангелия, и вся мудрость мира заключалась для него в политграмоте. В духовном смысле он как бы был кастрирован: не знал, что можно иметь разные мнения о разных вещах, что можно сомневаться в том, что стоит в изданной Госиздатом книге, или иметь о чем-нибудь {свое} мнение. Ваня, конечно, матерился как взрослый, но при этом не сознавал, что говорит что-нибудь циничное и грязное. Для него это был обычный способ выражения. Он охотно пил водку со взрослыми и грубо говорил о женщинах. Романтика, высокие мечтания, преувеличенный идеализм молодежи -- восторженный коммунизм, который на Западе оперирует такими понятиями, как "борьба за свободу", "восстание порабощенных", "человечество", -- просто не могли быть приложены к нему. Он был счетовод на лагпункте и видел жизнь как она есть. В школе научили его, что это есть самая лучшая жизнь, а за границей -- капитализм, эксплоатация, и все гораздо хуже. Раз он меня попросил, чтобы я ему рассказал, какие фрукты в Палестине. Я ему описал апельсины, бананы, грейп-фруты. "Да, -- сказал Ваня, -- фрукты интересные. А только эксплоатация у вас -- вот это плохо!". При всем том Ваня был мальчик: ему было трудно вставать рано, весь день до поздней ночи корпеть над цифрами и бумагами и он часто опаздывал на работу. Все вольные служащие у нас, проходя через вахту, отмечались у стрелка, а ровно в 9 часов я забирал у стрелка список и докладывал начальнику лагпункта об опозданиях. Ваню предупредили раз, два. Наконец, составили акт и послали, куда следует. Ваня получил повестку в Нарсуд. В то время такие вещи еще не имели серьезных последствий. Ване дали не то 4, не то 6 месяцев принудительного труда в той же должности, с вычетом 25% жалованья. Однако, Ваня помрачнел, и стал еще смирнее. Жизнь его не баловала, а приучала к железному порядку. Скоро забрали его от нас в соседний лагпункт. Ваня, как сын ссыльно-поселенца, вырос уже с сознанием социальной вины и клейма. Но кругом лагеря было много детворы из семей начальников и стрелков. В особенности много было ребятишек на том лагпункте, где я провел три года после 48-ого квадрата. Эти дети часто приходили в контору ремонтных мастерских лагеря (за воротами), и когда мы работали за вахтой вблизи поселка, они к нам прибегали и играли возле нас. Они росли на наших глазах, а мы на их глазах старели. Всеобщим любимцем лагеря был 5-летний Вова, сын начальника мастерских, всегда окруженный целой оравой ребятишек старше и моложе его. Когда бригады вечером и в полуденный перерыв выходили на дорогу и строились, чтобы пойти "домой", ребятишки облепляли их. Заключенные с ними шутили, сажали их к себе на плечи и так носили до самой вахты. Потом Вова с товарищами делал попытку проскочить в ворота лагеря, но это было запрещено, и ребятишек отгоняли в сторону. Стрелки смеялись: "Успеете сесть, когда вырастете!" -- Дети стояли гурьбой в стороне и смотрели с интересом, как стрелок выходит с ключами, растворяет ворота, а другой считает проходящих парами. А иногда еще интереснее: обыскивают тех, кто идет с поля или 112 овощехранилища, -- не украли ли чего. Обыскивают и тех, кто только что шутил с ними и нес на плече. Это в порядке. Вова знал, что люди делятся на 2 категории: одних считают, водят под конвоем, они должны слушаться и делать работу, на которую их выводят. Зэ-ка для этого и существуют. Они некрасиво одеты, и когда папа приходит, они встают и боятся его. Папа может на них кричать, а они на папу или Вову? -- смешно даже подумать такое. Папа, или он сам, Вова, или люди на поселке -- это совершенно другие люди, чем эти зэ-ка. Вова рос с лагерниками, как сын помещика с крепостными, не спрашивая, почему одни носят оружие и приказывают, живут в отдельных домах, а другие живут за колючей проволокой, куда никого не пропускают. Он с детства считал это естественным, как мы, городские дети, считали в своем детстве само собой понятным, что вокруг города находятся деревни, а в них чужие, грязные и бедные мужики, которые делают черную работу и живут совсем иначе, чем мы. Вся окрестность была усеяна лагерями, и это не были "преступники", а нормальная и основная часть населения. Не "преступники", а просто -- отверженные. При виде советских детей, растущих среди арестантов, в атмосфере бесправия и человеческого унижения, и привыкающих к невольникам, как к самому нормальному явлению, я думал, что взрослым следовало бы убрать отсюда ребят, как из публичного дома, и не допускать, чтобы детские глаза смотрели на то, что они делают. Что же могло в будущем вырасти из этих детей, кроме тюремщиков -- или рабов? Мне было жаль Вову, который с детства привыкал к виду упорядоченного государственного рабовладения. У него были прозрачные синие глаза, и он был отчаянный шалун. Но в 5 лет Вова уже ориентировался в том, что у этих сотен дядей нет и быть не могло семей, таких детей, как он сам, что они не имели права ходить, куда им хочется, и представляли собой нечто среднее между людьми и стадом коров, которых гонят по улице и запирают на ночь. Бояться их нечего: 113 если они посмеют обидеть его, Вову, то сейчас папа или дяденька с ружьем их отведет в карцер -- вон в тот таинственный домик за лагерем, обведенный двойной изгородью и всегда наглухо-запертый. Как часто, встречая детей с морковкой или куском хлеба в руке, голодные зэ-ка протягивали руку и просили "дать попробовать". Но дети не поддавались на эту удочку. Это были особенные дети. Никто их не учил подавать милостыню, и никогда я не видел, чтобы ребенок что-нибудь подал заключенному. Правда и то, что они не оставляли ничего недоеденного. Когда какой-нибудь лохматый оборванец, подняв голову от недопиленного бревна, смотрел на них тоскливыми глазами, нельзя было понять, к чему относится его тоска: к ребенку или морковке, которую тот держал в кулачишке. А семилетний бутуз, заметив этот упорный взгляд, кричал ему издалека: "Ну ты, работай! а то я стрелку скажу!". Мера нашего внутреннего сопротивления и отклонения лагерной жизни выражалась в том, каковы были наши сны. В течение всего первого года в заключении я неизменно каждую ночь видел себя свободным. Мое отвращение к лагерю было так велико, что подсознание как бы выталкивало всякий след лагеря. Ничто лагерное не проникало в мои сны, хотя бы в форме радости, что я уже не зэ-ка. Я просто ничего не помнил о лагере, как будто его никогда и не было ни в мире, ни в моей жизни. Я гордился тем, что остаюсь свободным в глубине подсознания, и ждал с нетерпением ночи, чтобы хоть во сне выйти из лагеря. Я вообразил себе, что так будет всегда, и видел в этом доказательство своей душевной стойкости. Но постепенно лагерь стал брать верх. Год прошел, и я так далеко отплыл от берега свободы, что даже в сонном видении не мог уже перелететь через все, что было между нами. Теперь лагерь стал примешиваться ко всему, что мне снилось, -- и сны мои стали продолжением лагерной дневной жизни. Я даже во сне носил арестантский бушлат, озирался во все стороны и был полон страха или других лагерных эмоций. Душа моя не могла выйти из лагеря. Иногда мне снилось, что я в далекой стране, среди моих близких и родных, но, говоря с ними, я был полон безотчетного горя, которое совсем не вытекало из содержания сна. Во сне у меня было странное ощущение, что меня что-то отделяет от них, и я как собака привязан невидимой цепью. Потом начались голодные сны. Типичные и массовые, у всех одинаковые сны зэ-ка. Еда снится во всех видах и вариантах, каждую ночь, в каждом сне, в совершенно неожиданных моментах сна. Снятся гастрономические дворцы и пышные приемы, снятся 284 оброненные кем-то кульки, хлеб лежит по дороге, на столе лежит что-то, и вдруг, в средине сна на совсем другую тему, холод проходит по сердцу: то, что лежит на столе от начала сна -- это шоколад, никем не замеченный, и можно так просто взять его... Один из снов я помню особенно отчетливо: я был на улице, и это была пестрая, оживленная торговая улица Лодзи, но магазины на ней были величавые, берлинские времен моего студенчества. Я выбежал на улицу, как бы спасаясь от погони, и знал, что у меня очень мало времени. Я должен был очень торопиться. Но я растерялся среди витрин и не знал, куда мне кинуться: в молочную, где масло и сыры? или в колбасную, где было столько ветчины, что я даже во сне услышал ее свежий запах? или в кондитерскую, где было печенье?.. Я обезумел во сне и метался по улице, и не знал, в какую дверь войти сперва. Все эти сны неизбежно кончались катастрофой. Сколько раз я ни набирал полные пригоршни всякой еды, -- ни разу мне не удалось ее отведать. Всегда что-то случалось, что мне мешало, и я просыпался разочарованный и раздраженный. Даже во сне я лишен был возможности испытать призрачную сытость. Неумолимый цензор в подсознании обрывал все голодные экстазы в последнюю минуту, не допуская их до осуществления. Почему? Здесь "нельзя" диктовалось очевидным отказом нервной системы, таким истощением нервной системы, которое даже в воображении не позволяло уже реализовать того, что так страшно превышало реальные возможности. Людям снится полет, и не умеющим играть снится, что они играют на рояли, как виртуозы. Во сне плавают неумеющие плавать, и ездят верхом те, кто никогда не пробовал сесть на лошадь. Но я в лагере никогда не мог положить себе в рот тех замечательных вещей, которые мне снились, и я все откладывал и откладывал, собирался и медлил -- пока не просыпался. Потом пришли бесстыдные воровские сны. Не было среди нас ни одного, кому бы не снилось, что он ворует, так как это был в лагере единственный 285 способ обмануть судьбу, и все задерживающие центры рухнули во сне еще раньше, чем в действительности. Мы воровали во сне с увлечением и торжеством. Это были яркие сны, и я выслушал о них сто отчетов от зэ-ка всех возрастов и положений, и сам видел такие же сны. Мы крали во сне, потому что нам случалось красть и днем. Эти голодные и эксцентричные сны миновали со временем, когда голод вошел в норму, до того, что мы уже не реагировали, а просто хирели и умирали от него. Голодный сон означает, что в нас что-то бунтует, томится, дергается, тянется за удовлетворением. Но люди, умирающие от алиментарной дистрофии, уже не имеют голодных снов. Они лежат тихо. Наше борение с судьбой приняло другую форму. Тогда стали возникать маниакальные чудачества в приеме пищи. Массовое нежелание есть пищу в таком виде, как ее давали. Непременно мы должны были манипулировать ею, поступать с нею каким-то особенным образом. Нельзя было просто съесть приготовленную чужими, равнодушными руками пищу. Мы не доверяли, что ее приготовили наилучшим для нас образом. Непременно надо было поправить, переделать. Эта "мания поправки" принимала разные чудаческие формы. Не ели ничего, не разогрев до кипения, доливали воды, пекли соленую рыбу на огне. Возились без конца и тратили драгоценные часы отдыха. Это были мученики своего невроза, о чем я имею представление, так как сам принадлежал к их числу. Теперь мне странно вспомнить, что я проделывал. Вместо того, чтобы быстро поужинать и лечь спать, я метался по лагпункту, в поисках печки, где бы позволили подогреть. Проходил час и два, пока я находил летом возможность приставить свой котелок на огонь где-нибудь в кипятилке, дезокамере или другом месте, где топилась печь. Мысль о том, чтобы съесть, как получено, приводила меня в ужас. Это было бы несчастием, катастрофой, позорным провалом. Меня и таких как я -- знали, и куда бы я ни 286 приходил ткнуть свой ржавый котелок, везде я имел врагов, которые гнали меня от огня. Как только "подогревальщик" показывается в чужом бараке, подымается крик: "не пускайте его!.." Зимой в каждом бараке есть огонь. Но тогда война идет с дневальным, который немилосердно выбрасывает котелки, потому что они гасят ему огонь и не дают разгореться дровам. А летом вообще запрещено разводить огонь в бараках. И сколько надо тогда изобретательности и сложных протекций, чтобы пробиться к чужому огню, или, в крайнем случае, найти приятеля, который от своего имени поставит твой котелок там, куда тебя не пускают. Ссылка дня: Беспредел в космосе. Если вы полагаете, что фантазия нигерийских мошенников ограничивается погибшими в автокатастрофе адвокатами и свергнутыми диктаторами, вы ошибаетесь. Они не чужды и научно-техничесокго пргресса в том числе. Прочитайте эту душераздирающую историю (на английском) про забытого русскими на орбите нигерийского космонавта и прослезитесь. "...но его место было занято спускаемым грузом..." - прямо Кафка какой-то. Архив рассылки доступен здесь или здесь. Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами"). |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||