Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Злобный Ых

Роджер Аллен "Калибан"

Первое, что он осознал, это его собственная рука, поднятая в угрожающем жесте. Затем - тело женщины, лежащей в луже собственной крови. Женщина? Кровь? Что это такое? Судя по информации, заложенной в его блоках памяти, кровь должна быть вязкая и липкая. Да, так оно и есть... Его не беспокоило, что женщина, возможно, еще жива, что ей требуется немедленная помощь. Он не знал, что людям вообще может требоваться помощь. Он не знал, кто он, откуда, что он должен делать в этом мире. Он знал только свое имя - Калибан.

Он прошел прямо через лужу крови и вышел из лаборатории, не обратив внимания на цепочку оставленных им кровавых следов. Впереди - странный незнакомый мир, который ему лишь предстояло познать на своем опыте.

Шериф Крэш был не в духе. Началось все с того, что его вытащили из теплой постели посреди ночи. Это само по себе неприятно, но дальше дела лишь ухудшились. Кто-то напал на известного ученого-робототехника Фреду Ливинг в ее лабораторном комплексе. Женщина несколько часов в полном одиночестве пролежала в луже крови, пока ее случайно не обнаружили. В полном одиночестве? Нонсенс! На Инферно на каждого жителя-колониста приходится около ста роботов! А уж выйти куда-нибудь без личного робота для колониста - еще более неприлично, чем показаться на людях голым. Где был личный робот Ливинг в момент преступления? Где, черт побери, были все остальные роботы? Кто приказал им покинуть это крыло здания и почему, будь все проклято, лучшие полицейские робопсихологи не могут заставить их раскрыть личность отдавшего такой приказ? Что это такое - гравитонный мозг. И, самое главное, почему от лужи крови Ливингстон тянутся две цепочки следов робота? Немыслимо, чтобы робот мог оставить человека в таком положении без помощи, и не менее невозможна сама мысль о том, что робот мог покуситься на человека. Три Закона Робототехники, являющиеся основой позитронного мозга, просто не допустят такого поведения.

Мадам Ливинг выживет, но почти наверняка - с частичной амнезией. Когда она очнется, она не вспомнит, кто и почему ее ударил. Значит, придется действовать старыми испытанными полицейскоми методами: сбором улик и дедукцией. Нужно искать человека, способного дистанционно перехватить управление роботом и совершить убийство с его помощью. Или человека, напялившего башмаки с подошвами, имитирующими протекторы робота, и способного нанести смертельный удар рукой робота. Но вот только эти поселенцы - как же они мешаются под ногами! И Калибан - этот проклятый Калибан, способный в нарушение всех Законов отшвырнуть человека со своего пути и не подчиниться его непосредственному приказу...

С того момента, как Азимов придумал свои Три Закона Робототехники, прошло уже полвека. "Робот не может причинить вред человеку или допусть этот вред своим бездействием", "Робот обязан выполнять приказы человека, если это не противоречит Первому Закону", "Робот обязан заботиться о собственной безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам". Классика жанра. До сих пор эти Три Закона в научной фантастике остаются краеугольным камнем. К несчастью, страшно далекий от вычислительной техники астроном Азимов создал систему, которая лишь выглядит надежной. Сложно винить его в этом. Для него компьютер был прежде всего огромным залом, забитым железными шкафами с горячими электронными лампами. Программирование этих шкафов было не наукой, но искусством, а физически это осуществлялось зачастую просто с помощью перетыкания проводков из клеммы в клемму. Понятно, что ни о каком собственном опыте программирования для Азимова и речи не шло.

Законы Робототехники Мастера, несмотря на всю свою невнятность, послужили опорной вехой жанра science fiction. Однако сам же Азимов и показал, каким образом эти законы могут быть обойдены. Достаточно всего лишь изменить определение человека, которое как раз и не является чем-то фундаментальным, и робот сможет действовать так, как ему заблагорассудится. От себя могу добавить, что и остальные термины, включая "вред", "причинять", "допускать" и т.д., тоже являются весьма абстрактными и могут быть определены как угодно. Более того, сам же Азимов неоднократно демонстрировал, каким образом эти Три Закона могли загнать несчастного робота в безвыходный логический тупик.

Роджер Аллен, судя по его текстам, технарь. И его роман (точнее, трилогия) "Калибан" и посвящена как раз творческому осмыслению Трех Законов и попытке построить новую, менее противоречивую систему правил поведения роботов. Методично, по полочкам, он разбирает возможные в человеческой жизни ситуации и показывает, как Трехзаконные роботы могут представлять смертельную опасность для человека самим своим существованием. Романы, как и прочие тексты писателя, почти безукоризненен с точки зрения как логики, так и технических робото-компьютерных подробностей. Тот факт, что я, Злобный Ых, не смог придраться практически ни к чему в компьютерном плане, говорит о многом. Разумеется, текст не лишен и некоторых недостатков, главным из которых является некоторая занудливость, характерная для творчества Азимова в целом (это и понятно - текст создавался под надзором лично Азимова). Внушает недоумение экономическая модель описанного общества (но тут ничего не поделаешь - такой она сложилась в первоисточнике), а также - в некоторой степени - экология данного мира. Но это все мелочи на заднем плане. Главное - текст является прекрасным научно-фантастическим философским детективом и настоятельно рекомендуется всем ценителям настоящей научной фантастики.

Жанр: научно-фантастический детектив
Оценка (0-10): 8
Ссылка: Мошков




Цитаты:

Робот КБН-001, которого еще называли Калибан, впервые осознал себя. Включилось зрение. Его глаза засияли пронзительным голубым светом, воспринимая окружающую действительность. В памяти Калибана не было никакой информации, которая могла бы подсказать, где он находится и что с ним происходит. Он не знал и не помнил ничего.

Робот оглядел себя с ног до головы. Его тело было высоким и стройным, красноватого металлического цвета. Левая рука была вытянута вперед и чуть поднята, ладонь сжата в кулак. Калибан расслабил локоть, разжал кулак и некоторое время разглядывал свою ладонь. Потом опустил руку, повертел головой из стороны в сторону - смотрел, слушал, размышлял. Но в памяти его было пусто.

"Я в какой-то лаборатории. Я - Калибан. Я - робот". Ответы пришли откуда-то изнутри, но не из мозга. "Из резервного блока памяти, - понял Калибан. И эти знания тоже поступили из резервного блока. - Значит, там я и найду ответы на свои вопросы", - решил робот.

Он заметил, что на полу лежит тело, почти касаясь головой его ног. Безвольно обмякшее тело молодой женщины, голова и плечи - в луже крови. Калибан сразу осознал понятия "женщина", "молодая", "кровь". Ответы вспыхнули в его сознании едва ли не прежде, чем он успел сформулировать вопросы. И вправду замечательная штука этот резервный блок памяти!

"Кто эта женщина? Почему она здесь лежит? Что с ней случилось?" Калибан напрасно ждал ответа, никаких объяснений он так и не получил. Его резервный блок не мог - или не хотел - поделиться информацией на этот счет. Похоже, кое-какие вопросы пока так и останутся без ответа... Калибан опустился на колени, повнимательнее присмотрелся к лежащей женщине. Потрогал пальцем растекшуюся кровь. Его чувствительные температурные датчики мгновенно определили, что кровь быстро остывает и уже начала сворачиваться. В сознании робота всплыла схема свертывания крови. "Она должна быть липкой, - подумал он и тут же проверил это, растерев каплю крови между пальцами. - Действительно, довольно вязкая".

Но кровь и раненый человек! Калибаном овладело странное чувство, как будто это должно вызвать какое-то желание, какую-то заложенную в самую основу робота ответную реакцию... Реакцию, которой у него почему-то не возникало.

Кровь затекла Калибану под ноги. Он встал, выпрямившись во весь двухметровый рост. Стоять посреди лужи крови ему не нравилось. Он решил пройти в какое-нибудь более приятное место. Калибан отступил от лужи и заметил в дальнем конце комнаты открытую дверь. У него не было никакой определенной цели, он не осознавал, что происходит вокруг, он ничего не помнил. Ему было безразлично, куда идти. И раз уж он пошел куда-то, не было никакой причины останавливаться.


Фреда стала за кафедрой и оглядела зал. Лицо выдавало ее волнение.

Она кашлянула, прочищая горло, перелистнула свои заметки и начала:

- Благодарю вас, леди и джентльмены! Я хотела бы начать сегодняшнюю лекцию с вопроса, ответ на который на первый взгляд для всех вас вполне очевиден. И все же, смею вас уверить, уже тысячи лет удовлетворительного ответа на этот вопрос никто не нашел. Я даже не надеюсь, что сегодня мне удастся найти этот ускользающий ответ. Но я уверена, что давно пришло время хотя бы сформулировать этот вопрос.

Вот этот вопрос: "Что для нас роботы?"

Камера повернулась, скользнула по залу, показывая реакцию слушателей. Люди зашевелились, заерзали в креслах, начали перешептываться, удивленно переглядываться. Кое-где раздались смешки.

- Как я и предполагала, многие из нас даже не задумывались над этим вопросом. Это все равно что спрашивать, для чего нужно небо или планета, на которой мы живем, или какая польза из того, что мы дышим воздухом, не так ли? Как и все это, роботы стали для нас настолько неотъемлемой и естественной частью жизни, что мы не можем даже представить себе мира, в котором их нет. И мы привыкли считать - не совсем правомочно, на мой взгляд, - что мир просто так устроен. В нем есть небо, воздух, все остальное - и роботы, созданные для наших нужд. Но это не природа дала нам роботов. Мы сами себе их создали.

Не "для себя", а "себе" - отметил Крэш. Что еще за чертовщину говорила Ливинг на этой лекции? Шериф пожалел, что его там не было.

Тем временем Фреда на экране продолжала:

- Подсознательно мы считаем роботов не механизмами, не машинами, которые мы сами сделали, не даже мыслящими существами, с которыми мы делим этот мир, а чем-то вроде непременной части мира, частью нас самих, данной нам от природы такой, как она есть. Мы не в состоянии представить мир, в котором можно жить без роботов, точно так же, как наши друзья поселенцы уверены, что мир, в котором есть роботы, непригоден для людей.

Но не стану уклоняться от главного вопроса: что для нас роботы? Пытаясь найти на него ответ, нельзя забывать, что роботы вовсе не естественная часть мира вокруг нас! Они искусственные творения, точно такие же, как космический корабль, или кофеварка, или, скажем, геодезическая станция. Их создали мы - или наши предки - и приспособили самих роботов для создания новых. Таким образом, роботы - это инструменты, приспособления, которые люди создали для своих нужд. Это, скажем так, начало ответа. Но это еще далеко не все!

Потому что роботы - это мыслящие, разумные инструменты. И поэтому они - больше чем наши инструменты. Они - наши родственники, наши потомки!

Снова в зале поднялся шум, раздались возгласы - на этот раз полные удивления и возмущения.

- Простите, пожалуйста. Я, наверное, подобрала не самую лучшую формулировку, - сказала Фреда Ливинг. - Но, как бы то ни было, это правда. Роботы таковы, какими мы, люди, их создали. Они не могут без нас существовать. Но большинство из вас верят, что люди тоже не могут без них существовать! Однако это весьма опасное заблуждение.

В задних рядах, где расположилась группа Железноголовых, поднялся настоящий рев.

- Не правда ли, это здорово бьет по нервам?! - спросила Фреда, отбросив ненужную обходительность. - Мы не можем без них жить - но это не реальное положение вещей, это лишь наше убеждение! Мы утверждаем, что не можем жить без роботов - путая при этом саму жизнь с нашим образом жизни. Более того, пора взглянуть правде в глаза - на примере поселенцев мы видим, что люди действительно могут жить без роботов, и хорошо жить!

Зал зашумел, заволновался, поднялась целая буря возмущенных выкриков. Фреда подняла руку, призывая к тишине. Лицо ее было строгим и непреклонным. Наконец слушатели немного угомонились.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное