Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Альтернативная Россия

  Все выпуски  

Альтернативная Россия


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ЗАЧЕМ ВОЛОДЬКА сбрил УСЫ?",
Или засланцы в прошлое как мнимая величина.

Живет себе человек, не тужит... или наоборот, мучается невносимой тяжестью бытия, но изменить ничего не может (или не хочет). И вдруг, в один прекрасный день, попадает в переделку - получает по башке, попадает в аварию, не переносит наркоз... А то и просто просыпается утром - вокруг незнакомая обстановка. Шкандыбает он до ближайшего населенного пункта, говорит: "Здорово, отцы! А где это я, собственно?" На что ему на чистейшем древнеславянском отвечают: "В России ...надцатого веку, сынок!" И щурятся так хитренько...

Что мы ждем от героев, волею автора засланных в прошлое?
В любом случае хотелось бы яркого характера, захватывающего сюжета и удобочитаемого стиля. Это еще независимо от жанра! Если речь идет о засланцах - наших современниках (преимущественно), или человеке как таковом, вырванном из контекста обыденной обстановки и засланном волею автора в мир неведомый - то элементарно интересного и непротиворечивого мира, который служит достойными подмостками для героя, помогает вскрыть глубины и отобразить невообразимую ширь его души. Дать возможность размахнуться руке, раззудиться плечу.
Если разговор зашел о засланцах в прошлое - ждем узнаваемости эпохи (быт, исторические деятели, события) и новых деталей (желательно - не высосанных из пальца). Раз уж произведение о прошлом России, соответственно - российский колорит и антураж, элементарное уважение к руской культуре и истории (не знаю как вас - а меня от чернухи уже тошнит!).
И наконец, главное: если уж герой попал в прошлое - зачем-то он там нужен?
Следовательно, мы вправе ожидать КОНТРАСТА. Контраста в образах аборигенов - наших предков, и привычного и знакомого соплеменника - нашего современника. Сопоставления людей и событий, выявления расхождений и несовпадений позиции автора и учебника истории (раз уж мы ведем речь об альтернативной истории!).
ДЕЙСТВИЙ героя, которые вскрывают и демострируют этот контраст. Да еще подчеркивают его знаниями и умениями героя, или наоборот, его беспомощностью перед обстоятельствами. В крайнем случае - хотя бы просто свежего взгляда на избитые истины и образы глазами современника, его оценки.

Зачем автор засылает героя в прошлое? "Большая загадка как для него, так и заславшего его Центра"(с).

"Красный терминатор. Дорога как судьба", Логачев Александр, Логинов Максим.
Наш современник, черный следопыт, докопался - и попал в бурные революционные годы. Поднабравшись опыта на фронтах первой мировой, этаким терминатором вступает в революционные баталии. Наводит шороху среди местных «р-революционеров» и кулацких подпевал, спасает «золото партии», вскрывает заговоры как консервные банки. В общем, отрывается на всю катушку. Энергичный боевичок, с легким налетом бульварщины, которая во второй части переходит в толстый-толстый слой. Читается легко и временами с удовольствием. Особенно сначала...
Только вот, если вырезать первую главу, где засланец переносится в прошлое, содержание абсолютно не пострадает!
Сделай автор главного героя местным, не засланцем - и книга только выиграет. Не придется ожидать мучительно, когда же и как проявится его «инородность»? Да так и не дождаться…
Очень уж органично вписался герой в жизнь революционной деревни. Личные разборки, под прикрытием классовой борьбы. Шкурные интересы под видом защиты родных осин (или берез?). Искренняя вера в высокие идеалы… И все в такой коктейль взрывоопасный смешано! Что только детонатора-терминатора а-ля Сухов и не хватало...
После этого московская часть эпопеи выглядит как халтурные декорации к пьесе для двух героев. Двух, потому что есть одно исключение - местный боец, ничем не уступающий нашему современнику ни в физических кондициях, ни в образе мышления. Даже превосходящий его, за счет своей органичности, соответствию времени и месту. (Что только усугубляет недоумение - нафига, все-таки, понадобился наш "терминатор", если есть местные проверенные кадры, да какие!).
Похоже, наш современник в прошлом решает узкую прикладную задачу - привязать произведение к перспективному жанру "исторической авантюры".

"Камни Юсуфа", "Наследники Борджиа", Дьякова Виктория.
Хороший приключенческо-мистический женский роман. Прекрасно выписанные, с любовью и знанием, благородные итальянско-испанские герои, классическая интрига в стиле Борджиа. Замечательный экскурс в историю ордена тамплиеров. Только непонятно, что тут делают два "засланца"? Чего они там мельтешат на заднем фоне?
Замени их на местных, каких-нибудь дворовых Прошку и Ерошку, и роман заиграет новыми красками. По той же причине - исчезнет мучительная двойственность: вроде и засланцев к делу пристроить надо, а вроде и без них сюжет вырисовывается!
А как выиграет роман, если вообще убрать из него эту посконно сермяжную Россию! .. Представляете, тут р-романтические разборки, роковые драгоценности с потрясающей историей, с нечистью жуткой схватки врукопашную практически... И вдруг – вонючая и рваная массовка - горбуны, припадочные, однорукие и одноногие на паперти у церкви. Или пьяная, ленивая и тупая дворня. Или бояре, сексуально-финансово озабоченные…
Насколько у Александра Прозорова, в его романах этой серии ("Боярская сотня"), в которой почему-то вышли книги Дьяковой, Россия выписана всесторонне, с любовью и уважением, подчеркнутыми взглядом наших современников, заброшенных в прошлое, настолько серою и убогою - по контрасту - вышла она в «Камнях Юсуфа». Подстать засланцам, доставшимся на долю автора – продажным ментам…
"— Скучно живут. Как ты считаешь?
— Да уж, невесело, — согласился Рыбкин. — Еда невкусная, не солят, чая не пьют, кофе не знают, табака и того нет, бабы толстые..."
Вот уж где взгляд на Россию глазами современников!

02.07.05 г.
komdir
komdir@mail.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.arus
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное