Книга Анни Безант "Братство религий" мне понравилась тем, что в ней идёт попытка объединить религии. Анни Безант доказывает, что в основе всех учений о Боге лежат одни и те же идеи.
Оставляю для вашего личного ознакомления темы: "Единство Бога", "Проявление Бога во вселенной", "Два основных закона" (причины и жертвенности) и т.д.
Я выбрала для этого выпуска тему Братство человечества.
Каждая тема книги дополняется цитатами из индусских, буддийских, еврейских, христианских Священных писаний, а также Священных писаний парсов, сикхов, ислама.
Религия начинает с заявления Единства Бога, а кончает провозглашением братства людей. На самом деле, обе истины неразделимы, вторая заключается в первой. Если существует Единая Жизнь, в таком случае каждая одушевленная форма должна быть нераздельно связана с каждой другой формой, оживотворенной тою же Жизнью. Все формы составляют единое тело, одушевленное единой жизнью, и жизнь эта — Бог. Вот почему все религии употребляли сравнение с человеческим телом, когда говорили об общине верующих.
И совершенно так же, как повреждение того или другого органа вредит всему телу, так и вред, причиненный одному члену Человечества, наносит вред всей расе. Никто не может отлучить себя от этой тесной связи. Никто не должен стоять в стороне и желать жить в одиночестве; рожденные в человеческой семье, мы должны жить в этой семье. Братство есть факт природы, от которого нельзя уклониться.
О Вселенском Братстве говорится немного, тогда как большое значение придается ограниченному братству одинаково верующих. Но с течением времен такое ограниченное братство должно неизбежно расширяться, обнимая все более широкий круг жизни, ибо, признавая Бога за Единого, необходимо допустить, что и дети Его, все без исключения, должны войти в Его обитель.
Нельзя не признать, что до сих пор Братство провозглашалось не в своем всемирном значении, а лишь в частичном, и то небольшое количество точных текстов, которое указывает на Всемирное Братство, принимается в большинстве случаев лишь за благочестивое пожелание, а не за живые вдохновения, обязательные для руководства в текущей жизни.
Отсюда вытекает долг каждой религии выдвигать и подчеркивать эту истину и прилагать ее к жизненному творчеству, долг разрушать все преграды и уничтожать все разъединяющие стены.
До тех пор, пока человек сознает свое телесное бытие более, чем духовное, до тех пор и Братство не может быть осуществлено; ибо телесное растет постоянным присвоением всего, что находится в поле его достижения; материальные вещи временны и, использованные, уничтожаются под конец; а так как количество пригодных вещей ограничено, желающие же обладать — многочисленны, то и возникают и борьба, и ссоры из-за обладания ими.
Захват и удержание для себя есть условие материального успеха, но когда человек начинает сознавать себя более духом, чем телом, он начинает понимать, что давать и разделять с другими есть условие роста и силы.
Братство должно иметь свои корни в Духе и должно распространяться сперва в интеллектуальном и психическом царстве и затем уже утвердиться и в мире материальном. Никогда не может быть оно предписано законодательством извне: оно может быть лишь плодом победы Духа, изливающегося изнутри.
Достойно внимания, что в начале каждой возникающей религии всегда преобладает дух Братства, и только по мере того, как религия стареет, и дух начинает постепенно исчезать. Индусские Священные Писания говорят о счастливом веке, когда народ составлял правильно организованную семью, в которой все были воспитываемы, все выполняли полезные деятельности, все относились по-братски друг к другу.
Переходя к исторической эпохе, мы видим, что среди учеников, собравшихся вокруг Будды, царствовали дружба и взаимная любовь. Первые христиане "имели общее" и "разделяли всем, смотря по нужде каждого". Последователи Пророка Аравии жили как братья, и Пророк был как старший брат среди них. Таким образом, первым выражением религии является Братство; оно истекает из религиозного сознания естественно и свободно.
"Единением приведенное в гармонию "я" видит Единое Я пребывающим во всем сущем и все сущее пребывающим в Едином Я: всюду оно видит то же". Бхагавадгита, VI, 29
"Тот, кто видит высочайшего Господа, не погибающего среди погибающих, равно пребывающего среди всех существ, тот воистину видит". Бхагавадгита, XIII, 27
"Тот, кто видит все существа в Едином и Единого во всех существах, тот более не ненавидит". Уша упанишада, 6
"Тот, кто друг всем творениям, его имя Брахман". Ману-смрити, II, 87
"Тот, кто таким образом через свое Я видит Единого во всех существах, постигает равенство всех и достигает высшего состояния Брахмана". Ману-смрити, XII, 125
"Зная, что Всевышний есть все существа, мудрый простирает свою любовь на все творения без разбору". Вишну-пурана, I, XIX, 9
"Подобно тому, как мать с опасностью жизни охраняет своего ребенка, своего собственного, единственного ребенка, так да будет каждый питать бесконечное благоволение ко всем существам. И да будет он питать благоволение ко всему миру, бесконечное дружеское расположение, наверху, и внизу, и поперек, неудержимо, беспрепятственно, без ненависти, без вражды". Метта-сутта, 7, 8
"Я Господь, Бог ваш... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь, Бог ваш... Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш". Левит, 19:9-10,18,33-34
"Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?" Малахия, 2:10
"Бог, сотворивший мир и всё, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему. лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию". Деяния, 17:24,26,29
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились во одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. И вы — тело Христово, а порознь — члены". 1 Коринфянам, 12:12-14,27
"Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе... Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос". Галатам, 3:28; Колоссянам, 3:11
"Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга... Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил бы и брата своего". 1 Послание Иоанна, 4:7,11,20-21
"Будьте добры к отцам и матерям своим, к родственникам, к сиротам, к бедным, к тем, кто находится под покровительством вашим, будет ли он связан с вами родством, или будет для вас совершенно чужим, к товарищам своим, к странникам и к рабам". Коран, 4:40
Книгу Анни Безант "Братство религий" вы можете скачать из библиотеки моего сайта: Перейти в библиотеку
Будьте счастливы, удачливы и жизнерадостны!
Татьяна Валяева