С большим удовольствием я вернулась к чтению книг ОШО.
Книга "Интуиция. Знание за пределами логики", на мой взгляд, интересная.
(Ещё раз напомню, что сам ОШО книг не писал, лекции ОШО записывали его ученики).
Давайте рассмотрим какое определение даёт ОШО интуиции.
Интуицию нельзя научно объяснить, потому что само это явление ненаучно и нерационально.
Интуиция - это иная область происшествия, совершенно не связанная с интеллектом, хотя и способная проникать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Таким образом, интуиция может проникать в интеллект, так как она выше, но интеллект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.
Если ты чувствуешь, что того, что ты не можешь объяснить, не существует, ты "неверующий". Тогда ты будешь продолжать жить в этом низшем существовании интеллекта, прикованный к нему. Тогда ты не впустишь в себя тайну, тогда ты не позволишь интуиции говорить с собой.
Интуиция, это прыжок - не что-то такое, что ты делаешь шаг за шагом. Это нечто, происходящее с тобой, нечто, приходящее к тебе, - происходящее с тобой без всякой причинности, без всякого источника где бы то ни было. Это внезапное происшествие и есть интуиция. Если бы она не была внезапна и совершенно оторвана от происшедшего раньше, логическое мышление обнаружило бы её траекторию. Это заняло бы некоторое время, но было бы возможно. Логическое мышление могло бы её знать, понимать и контролировать. Тогда в любой
момент можно было бы разработать инструмент, подобный телевизору или радио, который воспринимал бы интуитивные сигналы.
Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано. Дело не во времени, которое потребуется на познание, - ему присуще качество непознаваемости. Не потому, что ваши инструменты недостаточно чувствительны, или ваша логика несовершенна, или ваша математика примитивна, - суть не в этом. Качество непознаваемости неотъемлемо свойственно непознаваемому; оно будет существовать как непознаваемое всегда.
ОШО приводит в пример слова Гурджиева, который сравнивает человека с трёхэтажным домом.
Первый этаж - это бессознательное, второй этаж - это сознательное и третий этаж - сверхсознательное.
Центр бессознательного - инстинкт. Центр сознательного - интеллект. Центр сверхсознательного - интуиция.
Инстинкт - то, что принадлежит к животному прошлому. Он очень стар, очень силен; это наследие миллионов лет. И когда я называю его "животным", я его не осуждаю. Со словом животный все священники всех религий ассоциировали какое-то осуждение - но я просто констатирую факт, без всякого осуждения.
Инстинкт почти непогрешим, потому что он так стар, так закалён, так зрел. Твои глаза моргают - делаешь ли это ты сам? Они продолжают моргать сами собой - это инстинкт.
Интеллект имеет большую погрешность, потому что он очень нов; это нововведение. Он только спотыкается в темноте, пытается сообразить, что где и что к чему. И поскольку у него нет корней в опыте, он заменяет опыт верованиями, философиями, идеологиями. Они становятся фокусом интеллекта. Но все они не безгрешны, потому что они созданы человеком, придуманы тем или другим умником. Они применимы не в любой ситуации. Они могут быть правильными в какой-то одной ситуации и неправильными в другой. Но интеллект слеп, он
не умеет обращаться ни с чем новым. Он всегда даёт старый ответ на новый вопрос.
Подобно инстинкту, но на другом полюсе твоего существа - за пределами ума, принадлежащего миру интеллекта, - находится мир интуиции.
Наука остановилась на интеллекте - именно поэтому она не может воспринять ничего от сознания. Интеллект без разбуженной интуиции - одна из самых опасных вещей в мире. И мы живём под угрозой интеллекта, потому что интеллект дал науке огромные силы. Но эти силы находятся в руках детей, не в руках мудрецов.
Интуиция делает человека мудрым - назовите это просветлением, назовите это пробуждением; всё это просто разные названия мудрости. Лишь в руках мудрости интеллект можно использовать, как прекрасного слугу.
Я за инстинкт. И это один из секретов, которые я хочу вам раскрыть: если ты всецело за инстинкт, тебе легко будет найти дорогу к интуиции. Потому что они - одно и то же, хотя и действуют на разных уровнях: один действует на материальном уровне, другая - на духовном. Если принять свою инстинктивную жизнь абсолютно радостно, без всякого чувства вины, это поможет раскрыть двери интуиции - потому что они сами ничем не отличаются, отличаются только их уровни. И точно так же, как инстинкт действует прекрасно, тихо
и без всякого шума, действует интуиция - и даже ещё тише, ещё прекраснее.
В книге "Интуиция. Знание за пределами логики" ОШО подчёркивает разницу между знанием и познаванием. А также говорит о том, что знание может стать препятствием к тому, чтобы быть интуитивным.
В чем разница между знанием и познаванием? В словаре разницы нет, но в существовании разница безмерна. Знание - это теория, познавание - это опыт. Познавание означает, что ты открываешь глаза и видишь, знание означает, что кто-то открыл глаза, увидел и говорит об этом, а ты просто собираешь сведения.
Именно благодаря знанию человек оказался отделённым от целого - знание создаёт дистанцию.
Чем больше ты знаешь, тем больше дистанция; чем меньше ты знаешь, тем меньше дистанция. И если ты в мгновении незнания, никакой дистанции нет; есть соединение.
Именно поэтому человек становится всё более знающим и всё менее религиозным. Чем более человек образован, тем меньше у него возможности приблизиться к целому.
В ребёнке есть качество незнания, невинности. Он смотрит с удивлением, его глаза абсолютно ясны. Он смотрит глубоко, но в нём нет предрассудков, нет суждений, нет идей a-priori. Он не проецирует, и поэтому узнаёт то, что есть. Ребёнок знает истину, ты знаешь только обыденную действительность. Эта действительность состоит в том, что ты окружил себя проецированием, желанием, мышлением. Эта действительность - твоя интерпретация истины.
Как тогда отвергнуть знание? Не путём вытеснения его другим знанием. Нужно просто увидеть тот факт, что знание создаёт дистанцию - просто увидеть этот факт интенсивно, тотально - и этого достаточно. Суть не в том, чтобы заменить одно знание каким-то другим.
И помни, человек никогда ещё не узнал ни единой вещи! Всё, что мы собрали, - мусор. Высочайшее остаётся за пределами нашей досягаемости. То, что мы собрали, - лишь факты, истины же наши усилия и не коснулись.
Все великие разумы мира - будь они мистики, поэты или ученые - абсолютно соглашаются в одном: чем больше мы знаем, тем более понимаем, что жизнь - абсолютная тайна. Наше знание не разрушает тайны.
Лишь очень глупые люди думают, что, чем больше они узнают, тем меньше в жизни тайны. Лишь только посредственный ум становится слишком привязанным к знанию; разумный ум остаётся выше знания. Он использует его, бесспорно использует - оно полезно, утилитарно, - но прекрасно знает, что всё истинное скрыто, остаётся скрытым. Мы можем продолжать узнавать и узнавать, но тайна останется неисчерпаемой.
И помните, никогда не путайте интеллект и разум. Интеллект - это только часть разума. Разум - это гораздо большее явление; оно содержит гораздо больше, чем интеллект, потому что жизнь не только интеллектуальна, жизнь также и интуитивна. И столько великих открытий совершалось не интеллектом, а интуицией. Фактически все великие открытия совершались интуицией. В тебе существует нечто гораздо более глубокое. Ты не должен этого забывать. Интеллект - это только периферия, это не центр твоего существа. Центр твоего
существа - интуиция.
Чтобы не перегружать вас информацией, продолжение темы "Интуиция" будет в следующем выпуске.
Желающие сейчас прочитать все цитаты из книги, могут перейти на страничку моего сайта: Перейти в раздел Цитаты
Книгу "Интуиция" вы можете скачать из моей библиотеки: Перейти в Библиотеку
Книгу интересно читать, в ней ОШО приводит различные ситуации из жизни, анекдоты, которые подчёркивают сказанное по теме.
Вот один из анекдотов:
Финкельштейн получил огромный выигрыш на скачках, и Московичу, естественно, стало завидно.
- Как тебе это удалось, Финкельштейн? - потребовал он.
- Просто, - сказал Финкельштейн. - Мне приснился сон.
- Сон?
- Да. Я решил сделать тройную ставку, но не был уверен насчет лошади. Вдруг ночью перед скачками мне приснился ангел. Он явился в головах моей кровати и сказал:
- Благослови тебя Бог, Финкельштейн, семь раз семь благословений.
Проснувшись, я осознал, что семью семь будет как раз сорок восемь, и что имя номера сорок восьмого - Небесный Сон. И я сделал третью ставку на Небесный Сон и выгреб все подчистую.
Москович сказал:
- Но, Финкельштейн! Семью семь будет сорок девять!
- Ну вот ты и будь математиком, - сказал Финкельштейн.