Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
1
Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до тех пор, пока буду предполагать, что моё отношение к нему установлено учёным человеком. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно чуждому.
Торо.
2
Непрерывный приток чужих мыслей должен задерживать и заглушать собственные, а за долгий период времени - даже совершенно ослаблять силу мысли, если она не обладает в высокой мере упругостью, чтобы сопротивляться этому неестественному притоку. Вот чем постоянное чтение и изучение расстраивает голову; а также ещё тем, что система наших собственных мыслей и познаний утрачивает свою цельность и непрерывную связь, если мы так часто произвольно прерывает её, чтобы уделить место совершенно чуждому ходу мысли. Разгонять свои мысли, чтобы дать место книжным, - по-моему, всё равно что продавать свою землю, чтобы повидать чужие, - в чём Шекспир упрекал туристов своего времени.
Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нём. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли уж идут обычной дорожкой, подобно ручейкам, отведенным в канавы: найти собственную, новую мысль тогда уже вдвойне трудно. От этого-то и встречается так редко самостоятельность мысли у учёных.
Шопенгауэр.
3
Знание подобно ходячей монете. Человек имеет отчасти право гордиться обладанием ею, если он сам поработал над её золотом и пробовал её чеканить, или по крайней мере честно приобрёл её уже испробованною. Но когда он ничего этого не делал, а получил от какого-то прохожего, который бросил её ему в лицо, то какое же основание имеет он гордиться ею?
Джон Рёскин.
4
Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много.
5
Заслуга величайших мыслителей состоит именно в том, что они, независимо от существовавших до них книг и преданий, выражали то, что сами думали, а не то, что думали или прежде жившие, или окружающие их люди.
Так же точно и каждый из нас должен подстерегать и улавливать те светлые мысли, которые, подобно искрам, от времени до времени вспыхивают и разгораются в нашем сознании. Для каждого из нас подобные внутренние просветления имеют гораздо больше значения, нежели созерцание и изучение целого созвездия поэтов и мудрецов.
Эмерсон.
6
Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом, или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками.
-----------------
Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учитесь и у учителей и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать.
Круг Чтения: избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении