Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Золотая строфа. Новости современной поэзии и конкурсы стихов Новости и стихи


Добрый день, уважаемый подписчик!

С Вами снова Ксения Корчагина и рассылка «Золотая строфа».

Как обычно начнём с новостей.

Вышел из печати третий выпуск альманаха «Золотая строфа» и началась его рассылка авторам. Посмотреть как он выглядит можно тут -- http://zolotayastrofa.ru/news/5476/

Закончился первый этап поэтического конкурса «Золотая строфа-2010». Работы участников сейчас читает жюри и в конце мая мы определим победителей первого этапа и утвердим список автором, чьи произведения войдут в четвертый выпуск альманаха «Золотая строфа».

1 мая стартовал второй этап конкурса «Золотая строфа-2010» и я призываю Вас принять в нем участие, так как это возможность опубликоваться и в пятом выпуске альманаха и побороться за призовой фонд второго этапа, который тоже немал.

Альманах «Золотая строфа: стихи о любви» выйдет из типографии 7 мая и сразу пойдет в рассылку авторам, чьи стихи в нём опубликованы.

А у меня в блоге проходит новый конкурс стихов о любви, участие в котором вы можете принять совершенно бесплатно. Правила участия можно прочитать тут -- http://kskorchagina.livejournal.com/73014.html. Здесь же можно ознакомиться со стихотворениями других участников конкурса. Напоминаю, что конкурс проходит именно в блоге и присылать конкурсные стихи мне в почту не нужно – они не будут участвовать.

На этом с новостями все. Перейдем к стихам.

В прошлом выпуске рассылки я предложила Вам ознакомиться с некоторыми стихами победителей конкурса «Золотая строфа-2009» -- поэтами, вошедшими в первую тройку призеров. И как обычно предложила поделиться откликами. А сегодня предлагаю почитать часть откликов, которые я получила:

Из представленной тройки лидеров наиболее сильное впечатление на меня произвёл Сергей Пичугин. О нём я и скажу несколько слов. Его стихи отличаются не только безупречным сочетанием размера и рифмы (чего нельзя сказать о многих участниках конкурса, если не о большинстве), но и, я бы сказал, речевой изысканностью повествования и свободой подачи образов и идей. По словам Юрия Орлицкого, его стихи отличают "и смелость образной системы, и раскованность поэтического высказывания, в случае Пичугина удачно дополненные общей ориентацией на духовный поиск,  что, к счастью, не ведёт к нередкому в нашей современной религиозной лирике сужению взгляда на мир".

Показательно высказывание Евгении Шраги об этом поэте: "Примечательно на общем фоне то, что смена темы, в частности смена исторической эпохи, не нуждается в подпорках имён и названий   в нагромождении культурологии и этнографии, подменяющей собой собственно поэзию (очевидный путь, которым идут многие)". И действительно, в стихах этого замечательного поэта (по крайней мере, в представленных) нет типичных упоминаний и перечислений каких-то имён, географических и исторических названий - его поэзия самододостаточна и без этого, что свидетельствует о её несомненой силе.

Хотел бы обратить внимание на то, что Сергей Пичугин - не профессионально обученный литератор, а выпускник Рижского института инженеров гражданской авиации. (У нас с ним в этом отношении есть что-то родственное). Вот так высоко может подняться в поэзии авиационный инженер!

Дмитрий Тинин,

Обладатель первой премии, Сергей Пичугин. Я получила истинное наслаждение, читая и перечитывая два представленных стихотворения (очень, если не самых! сильных из его стихов). В результате прочтения их и всей подборки на сайте возникло умозаключение: какое счастье, что в наше время родился такой поэт, каких не было уже 100 лет! По-моему, это тот уровень, горизонты которого выходят за рамки современности. Очень рада за себя и всех нас, что Золотая строфа открыла для нас этого поэта. Низкий поклон организаторам и труженикам Конкурса!

Обратило на себя своей музыкальностью и вкусовым ощущением звуков представленные нам два стиха обладателя 2-й премии – Владимира Лаврова. А для всего творчества в целом, подобрались следующие эпитеты: динамичный, смелый, ищущий, разный: веселый, озорной и задумчивый, романтичный, …художник настроения...озвученные картины… Насчет "современности", я бы сказала – чуть более современный, чем вневременной С. Пичугин, и все же – живопись бессмертна.

Александр Строганов. Сначала два стихотворения. Первое мне показалось не выдающимся... Второе... Если бы поняла, о чем речь, порадовалась бы за высоко-художественное исполнение... И прочие стихи из его подбоки… Наверное, Александр больше драматург и писатель (или доктор (см. 2-й Альманах)), чем поэт... Потому что его стихи лично мне трудно назвать поэзией. Скорее это зарифмовывание каких-то наблюдений и философских мыслей. Не понимаю - за что? ..............

С уважением, Светлана Белая.

 

Конечно стихотворения победителя Сергея Пичугина я прочел уже давно. Несомненно, для меня это открытие нового поэтического имени. Я также поклонник поэзии О.Мандельштамма и мне достаточно хорошо понятны и "...Воронеж... и ассирийское лето". Это стихотворение (может быть правильнее сказать перепев)большая удача автора.

С уважением Ю. Колбенев

Стихи Сергея Пичугина нужно читать. Не поверхностно! А внимательно, спокойно, не торопясь... Читая вскользь, вы не почувствуете вкуса слова, не поймёте глубинности образов, представленных в стихах. Прочитайте и раз, и два! И придёт к вам понимание. И прикоснётесь вы к заиндевелому рельсу и душа ваша взлетит из оврагов и, замирая, вслушается в тающие слова...

   Владимир Лавров. Его "Стрелочник", отбросив предвзятости "стучит" никак не монотонно даже, а постукивая в такт на стыках рельс! И "заковыцами" остаются в твоём сердце эти ритмы приходящих и отлетающих поездов... Закрыв глаза, не обращая внимания на то, что вопреки всем правилам русского языка написаны строки безо всяких знаков препинания, о которые, в данном случае, ты бы "препинался", речитативом бегут по рельсам твоих нервов строки Поэта...

Владимир Евсеев

 

Не ожидала ( рада, что ошиблась) таких хороших и профессиональных стихов

Молодцы, ребята! Радуюсь за Вас и поздравляю! Будьте счастливы!

Лидия Алексеева

Получив Вашу предыдущую рассылку, я прочёл подборки победителей и выделил для себя у Сергея Пичугина стихотворение "Лагерная скрипка" (здесь наши с Вами мнения полностью совпали). В этом стихотворении есть, на мой взгляд, одна строфа наивысшего поэтического качесва:

И в растущем жару, на клеймёной простынке дрожа,
в жаркой шубе тайги, на лиловой подушке рассвета
головой запрокинут в зарю, вспоминаешь, кружа,
Петербург и Воронеж, Москвы ассирийское лето.

Такое дорогого стоит!

С уважением, Лев Городинский.

 

Мне более всего понравились  стихи Александра Строганова . Особенно про буфет - я как-будто там побывала. Осы, пыль, тишина прошловековая, портвейн и буфетчица - спит в своём пышном теле, с тапкой, слетевшей с дебелой ноги, и видит радужные сны про свою счастливую, прошловековую любовь. А что может меняться на вокзалах, тем паче, на наших? Они всегда где-то между, вне времени, в точке перепутья, всё там замирает...Неет, это стихо так и просится на холст, на холст его сейчас же!!!

Лина Захарова

Первая премия,бесспорно,заслужена.Стихи поются,а не читаются.

Наталия Деревяга

Познакомившись с произведениями победителей, лишний раз убедилась, что "Золотая строфа" - конкурс высшей пробы и при этом очень демократичный. Горда участием в нём!

Стихи победителей, конечно же, доставили большое истинное эстетическое удовольствие. Но мне наиболее импонирует творчество А.Строганова, несмотря на то, что он - лишь третий. Зато его стихи мне показались более доступными, если это можно отнести к плюсам. Но я думаю, что можно, даже нужно. Это на уровне интуиции. От массивных (в формальном и духовном плане) стихотворений читатель, даже подготовленный, устает. Опять же я высказываю своё личное мнение. Важно другое: доступность не есть простота, эдакий литературный фастфуд. И это даже не веление времени, когда чем быстрее, тем лучше. На мой взгляд (поскольку сама занимаюсь в меру сил поэтическими экзерсисами), современная поэзия ищет путь "нанослова". То есть такого многомерного и в то же время лёгкого (читай доступного любому в восприятии) сочетания фонетики, ритмики, лексики, философии, религиозности, патетики - в общем некоего универсального сочетания, которое способно возбудить в человеке некую духовную вибрацию. Этого искали всегда. Но чем больше накоплено в литературе, тем труднее и важнее.

Простите за сумбурность высказывания. Тема обширная, не мне ее раскрывать. Но всё-таки...

С уважением, Татьяна Войтюк (Проценко)

Сергей Пичугин (первая премия). Внешне "несамодеятельное", "нелюбительское" стих-е "Лагерная скрипка" в странном контрасте с выбранной темой производит впечатление дорогих красивых бусин, нанизанных на эту тему. Нарастание сладости строк приводит к тому, что уже первая строфа предвещает появление рафинада. И точно - вторая строфа пересахарена. И вдруг в третьей строфе совершенно другие бусины "как брат в темноте из толпы подбородком колюч, поднимается пеньем с колен изнурённое слово". Изнурённое чем ? Мёдом-сахаром?

"И в растущем жару, на клеймёной простынке дрожа" никак не может в одной строфе сойтись с "лиловой подшкой рассвета", а здесь сходится, потому что задача автора нанизывать отдельные бусины, добавляя к "стигийской воде", "пенью аонид" ещё и "ассироийское лето". Это соседство бусин не может не вызывать ощущение пусть и дорогой, но бижутерии там, где ждёшь драгоценностей поэтических находок. Казалось бы неудачен выбор размера стиха для содержания "расстрельных" строчек вроде "в кабинетах бездонных ночных, под светильником строгим", после которых в голове, вальсируя, продолжается: раз, два, три; раз, два, три; раз, два, три. А это опять в логике уместной на балу бижутерии. Но тогда причём здесь "сухие расстрелы", "лагерная скрипка"? Итог: получилось эффектное, гладкое на ощупь ожерелье для культурного туриста-дикаря.

В стихотворении Владимира Лаврова (вторая премия) "Стрелочник" воплощается модная форма поэтического паштета, ползущего со случайного момента и обрывающегося случайно. Для него чужды любые отдельные ингредиенты, даже знаки препинания. Ну что тут добавишь, если уважаемые члены жюри считают это языком современной поэзии, что это "плотно, остро, живо". (очевидно, как сбегающая струя телятины).

Стихотворение Алекс.Строганова "И плакали , и плакали, и плакали" музыкальным языком (игра звуков!) искусно выводит на свет что-то такое скрытое, знакомое и иррациональное. Поэзия.

Впрочем, у меня нет монополии на дух времени. Возможно красивость, формальность важнее сегодня сути, правды, пронзительной запоминающейся строчки, вдруг выскочившей.

С уважением и пожеланием успехов в новом конкурсе,

Виктор Трофимов , Новосибирск , Академгородок

Когда я, узнала имена победителей, интереса ради, сразу же набрала имя Сергей Пичугин, и конечно была заворожена и очарована поэтикой и глубиной его стихов, они лились как река, и открывали передо мной именно то, что я в данный момент буду рада и счастлива, услышать , почувствовать. Я продолжала читать и не могла остановиться, а в горле наростал огромный и колючий ком, который вышел из меня, неистовыми рыданиями и слезами. Я плакала и душа моя становилась чище, это правда и без пафоса, просто так и есть. Если ты читаешь стихи, и видишь душу человека, чувствуешь её , осязаешь, прикасаешься к ней, то эти стихи написал поэт, кем и является Сергей Пичугин, и становится совершенно неважно, кто он, как выглядит и сколько ему лет, его душа тонка, изящна и стремится к Богу. Спасибо за стихи. Первого места абсолютно достоин, от всего сердца поздравляю! И желаю творческого плодородия!

Ирена Римарова.

 

Все достойно! Все точно! Все справедливо! Рад за современную русскую словесность!

Согласен с оценками членов жюри, даже по небольшой Вашей подборке, дорогая Ксюша!

Михаил Тузов

С первых же строк "Лагерной скрипки" так ударило в сердце, долго не отходило. Тема, ритм,и все, чем так проницательно поведал Сергей Пичугин о горькой и возвышенной жизни поэта в краю ссылок, вызвали во мне большое желание выразить поэту личную благодарность и сделать ему подарок. Также хочу выразить проекту "Золотая строфа" благодарность, за то, что вы, совершая такую работу, находите талантливых поэтов их необыкновенные стихи и делаете все нашим достоянием. С удовольствием прочла все комментарии членов жюри конкурса- замечательная поддержка в творчестве.

Галина Бельская

Сегодня я бы хотела продолжить знакомить Вас с работами призёров международного поэтического конкурса «Золотая строфа-2009» и предлагаю работы еще трех авторов. Как обычно предлагаю обсудить.

Саша Алый (г. Харьков, Украина)

ГОРОДА ЛЮБВИ

Летящий над землей
как серны тень изящен
Неуловимых Ваших
блеск белых башен
И в Ваших лишь садах
под незакрытым небом
Я был самим собой
разъятым не был
Любовь опальна на земле
бездомна
Она живет на небесах
бескрайня и бездонна...
О, Города Любви
ветров средоточенье
Манящие огни
мелькнувшего мгновенья...
Пусть нет путей земных
тропинок и дорог
Но все сюда пришли
кто Ваш огонь сберег
О, Города Любви
в рассветном небе мчащие
Мне горечь Ваших вин-
отрада и причастие
Они омоют душу
согреют кровь
И каждый, раз испивший
их жаждет вновь
О, Города Любви
неопалимое горенье
Где лица жителей сияют
Прекрасно-удивленным выраженьем
Мне скоро уходить
я подарю друзьям
Тебя, рассветный Лисс
небесный Зурбаган
Меня уже зовут
огня даруйте мне и хлеба
Иные города
в которых не был
Прощайте не скажу
ведь знаю, что не раз
Сюда еще вернусь...

Я не могу без Вас.

ФЕЛИЧИТА

встряхивать свет встречами
побегами пальцев боли
глянцево улыбаясь брали
кинжалами брайля
каплями алой браги
заполярное регги
вьюгою выскулит
бугристыми буквами
льдин желваками
стонами влажными
верь ему
врежь ему
выдумай прежнего
тропы прослеживай
голою мерою
орехом железным
сглатывай
попоной укрой латанной
много ли
залитой ливнями
mon ami

Андрей Голов (г. Москва)

МИНОЙЦЫ

    А ноша вечности еще легка
          Без клади Карфагенов и Италий...
    Но - как танцует на хребте быка
          Цивилизация осиных талий!
    Над вертелом клубится сытный чад,
          Аэды перелаживают лиры
    И над зачатьем Аттики торчат
          Святые двоеострые секиры.
    И достают оливы с облаков
          Цари, до умиления простые -
    Из тех, что через дюжину веков
          Пойдут встречать рождение Мессии.
    И бык рога вонзает в горизонт,
          Как в чашу, обращенную к потопу,
    И похищает, вспенивая понт,
          Историю, как юную Европу.
    Но скоро лук поклонится стрелку,
          И Зевс, на сонмах туч взломав печати,
    За все, что не дозволено быку,
          Сполна и окончательно заплатит.
    И Крит руном стеснится пред дворцом,
          Сквозь стон творя обряды отторженья,
    И станет минотавром и тельцом,
          Что заклан ради жертвы всесожженья.
    И явь, свои пути скатав в клубок,
          Танцуя, как девчушка озорная,
    Сорвется, выпьет грудью бычий рог
          И - улыбнется звездам, умирая.

БЕССОННИЦА

Снотворное, стирающее сны
С мистической кассеты подсознанья,
Дух уязвляет, как стрела с войны
Эпохи Троецарствия. Мерцанье
Бесцветной пелены небытия,
Вдруг упраздняя образы и краски,
Течёт, как неизбывная струя,
По валунам забвенья. Строить глазки,
Косить под имена и времена,
По Фрейду или Юнгу вожделея,
Бессмысленно-мучительно. Стена
Неодолима даже для Морфея.
И тщетно воскуряют лунный прах
Доханьские питомцы суесловья,
И явь часы считает впопыхах,
И топчется, как слон, у изголовья.
Покуда голова твоя всё так
Же возлежит, как римская трирема,
На дне Босфора. И клубится мрак,
И бдит звезда у яслей Вифлеема,
И в Силоаме по-на камыши
Тень голубиных крыл летит незримо.
И Гость стоит у врат твоей души,
И ждёт лампады, и проходит мимо.

Илья Рубинштейн (г. Москва)

МОЕМУ ДЕДУ ИСАЮ – ПРОПАВШЕМУ БЕЗ ВЕСТИ НА ВОЙНЕ.


  Я убит подо Ржевом…
                      А. Твардовский


Я в Россию гусеницей вдавлен
На краю дымящейся воронки…
Мне не будет памятник поставлен,
И не будет сыну похоронки…

Я в Россию вкромсан, впластан, вкрошен
Под высоткой той безномерною…
Я не буду снегом припорошен
И дождем шальным обмыт весною…

Я в Россию - с хрипом и со всхлипом,
Онемев прокуренною глоткой,
Чтобы соснам, вербам или липам
Век спустя напиться мной как водкой…

Я в Россию – рёбрами и хрустом –
Позапрошлогодней хворостиной,
Не успев – о грустном и негрустном,
Не поняв – за рупь иль рупь с полтиной…

Я в Россию гусеницей вдавлен –
Не живой, однако и не павший,
Не представлен, но и не приставлен –
Неизвестный. Без вести пропавший.

ПАМЯТИ ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ

Уходят девочки Победы
Из восьмикоечной палаты
Не под баллады, где воспеты,
А под эпикризов баллады...

Уходят девочки Победы
Из восьмикоечного ада
Без орденов. В пределах сметы
Райздрава и военкомата...

Уходят девочки Победы.
Отбой. Шаги все глуше, глуше...
Их слезы, немощь, боль и беды
Теперь на марше в наши души

И пусть крепка броня на коже,            
И тверд шинели нашей лацкан,              
Но знаю точно – мы не сможем  
Уйти в безмолвии солдатском

как эти девочки Победы
Из восьмикоечного рая
Уходят в майские рассветы.
Совсем не насмерть умирая.

Вот такие стихи.

Удачи Вам в творчестве и всего доброго.

Ксения Корчагина

www.zolotayastrofa.ru


В избранное