Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стихотерапия

  Все выпуски  

Стихотерапия: Крестьянские дети


 

Пришлось мне однажды писать сочинение. Тема: "Идейная направленность в стихотворении Н.А. Некрасова  "Крестьянские дети". Взял я книжку, нашел известный всем отрывок - "Мужичок-с-ноготок", прочитал первые две строчки, и что же я обнаружил?

Комментирую построчно.

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел...

Оказывается, великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов жил в лесу (никаких упоминаний о том, что он входил в лес, ни выше, ни ниже по тексту не обнаружено), и однажды, когда от жуткого холода ему стало совсем уж невмоготу, он решился-таки выйти из лесу к людям. Что ж, из познавательной телепередачи "В мире животных" мы знаем, что некоторые звери, лоси, например, в лютые холода в поисках пропитания выходят к людям. Видно, у Николая Алексеевича тоже провизия закончилась. А может быть, наш знаменитый поэт подрабатывал лесником и скрывал этот факт, дабы не быть обнаружену царскими налоговиками? Хотя лесник, вроде, тоже на государственной службе состоит... Вот так, исподволь, открываются новые детали биографии классиков. Вывод: тщательнее проверяйте рукописи! Н.В. Гоголь в таких случаях просто сжигал целые тома.

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Николай Алексеевич явно озадачен: мало того, что в лесу холодно, так еще и за лесом никаких тебе подснежников.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка. везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под узцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Тут воображению представляются сразу две ситуации, одну из которых лучше и не представлять (чуть позже объясню, почему), а другая - следующая. Выходит Некрасов на опушку леса, видит лошадку с хворостом и, то ли для сугрева, то ли из журналистского любопытства (редактор все-таки), то ли по служебной необходимости (если он - лесник) пускается в горочку за лошадкой.

(Допускать, что классики, подобно лосям питаются хворостом, я все же не берусь). Дистанция, видимо, немалая (поясним ниже).

"Здорово, парнище!"

Это странное обращение к малюсенькому мужичку не покажется столь неуместным в дальнейшем.

"Ступай себе мимо!"

Вполне логичный ответ на приветствие прискакавшего неизвестно откуда идиота.

"Уж больно ты грозен, как я погляжу!"

Погляди - погляди.

"Откуда дровишки?"

Вспомнили мужичка-с-ноготок, который оказался здоровенным парнищем? То же самое и с хворостом, который оказался дровишками. Теперь понятно, почему Николай Алексеевич довольно далеко бежал? То, что издали казалось маленьким, вблизи оказалось большим. А вы что думали, у него дефект зрения? Дефект - да, но не зрения (см. ниже).

"Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу."

Действительно, я, мол - не лось, живу в деревне, и в зимнюю стужу не спринтом занимаюсь по пересеченной местности, а дрова домой вожу. И вообще, будешь идиотские вопросы задавать и к маленьким приставать (хотя, если парнище, то какой же он маленький?), позову папаню; он тоже не хило бегает да еще и топор метает.

Тут самое время вспомнить другую ситуацию, которую я так  не хотел представлять. Представим, что Николай Алексеевич, выйдя из лесу в зимнюю стужу, никуда не бежал, а стоял себе на опушке, в то время как лошадка с хворостом медленно поднималась ему навстречу. Итак, мы - Николай Алексеич стоим за елочкой и ждем-с. Ага! Вот и лошадка! -Ну, здравствуй, парнище! - Ступай себе мимо! - Куда ж это мимо? Я полчаса стою тут в зимнюю стужу, понимаешь, тебя дожидаюсь. Уж больно ты грозен, не к месту совсем. Сказывай, откуда дровишки! А не то сейчас живо оформим: опись, протокол, отпечатки пальцев. - Из лесу, конечно. Папаня, вон, рубит, а я отвожу. -Ты ври да не заговаривайся! Дрова из леса в лес возишь? - Ну да! Я маленький, дома одного не оставишь; вот папаня и взял меня с собой. Он там себе рубит, а я катаюсь с горки, а потом потихоньку на горочку: так и отвожу... Душу...

Вот такой диалог. Чтой-то в нем не то. Вернемся-ка к нашим дровишкам.

(В лесу раздавался топор дровосека.)

Вот он, дефект! Причем научного объяснения ему до сих пор нет. В иконописи есть принцип перевернутой перспективы, когда близлежащие предметы выглядят меньше чем дальние. У Некрасова то же самое происходит со слухом: в лесу сидел - ничего не слышал, из лесу вышел - кроме сильного мороза ничего не заметил, пока в гору за лошадкой бежал - аналогично. Минут пять с парнищем говорил и потом только услышал - топор дровосека. Чем дальше источник звука, тем лучше он слышен. Феномен, если не сказать мудозвон (mudo - немой по-испански). Где был лечащий врач Николая Алексеевича? Пьесы, наверно писал, как Чехов. И остался неизвестен потомкам. А мог бы одним только этим дефектом прославить свое имя в веках! (О Дауне, между прочим, сейчас все знают.) Вывод: не распыляйся! Опять же налоговикам меньше работы.

Дальнейшее повествование не вносит ничего нового в настоящую картину.

"А что, у отца-то большая семья?"

- "Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я..."

- "Так вон оно что! А как звать тебя?" - "Власом"

- "А кой тебе годик?" - "Шестой миновал...

Ну, мертвая!" - крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Все же непонятно, оформил ли лесник Некрасов парнищу за незаконный вывоз дров или амнистировал по малолетству. И хочется сказать вслед за одним из наших современников: Парнище меня загрузил и смотался, а я же, как лоcь, все стоял и считал.

Так и стоит на горе Николай Алексеевич Некрасов, поэт и гражданин, лесник и чемпион (по спринту в гору в зимнюю стужу).

В ушах раздается топор дровосека (не зря парнище стращал своим папаней: дровосек действительно знатный - один раз ударил, а как долго звенит!). Куда идти? Назад в лес или вперед в люди? Вот она - величайшая идея произведения Н.А. Некрасова.


В избранное