Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Мир поэзии". Омар Хайям.


Информационный Канал Subscribe.Ru


8

Здравствуйте, уважаемые читатели.


Сегодня, как и обещал, предисловие к книге "Омар Хайям. Рубаи. (Лучшие
переводы)", изданной ЦК Компартии Узбекистана, в 1982 году.

Публикую только половину - с основными вехами жизни философа.
На этом, полагаю, знакомство с его жизнью можно завершить - если Вам
интересно более подробно - можете поискать самостоятельно.
========================

                      ОМАР ХАЙЯМ

                         (1048-1123)

     Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям  Нишапури  родился  в  1048
году в Нишапуре, учился в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того
времени, в том числе в Балхе и Самарканде.
     По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены
некоторые детали биографии. Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал
трактат "О доказательствах задач алгебры и  алмукабалы".  А  до  этого  были
написаны  два  математических  трактата.  В  1074  г.  возглавил  крупнейшую
астрономическую обсерваторию в Исфахане,  в  1077  г.  завершил  работу  над
книгой "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида", в 1079 г. вместе со
своими сотрудниками ввел в действие календарь.
     В середине 90-х годов XI в., после  закрытия  обсерватории,  вызванного
сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку.  Об  этом  сообщает
один из его недружелюбных биографов Ибн Ал-Кифти следующими словами: что  он
совершил паломничество "...  придержав  поводья  своего  языка  и  пера,  из
страха, а не из благочестия".
     Около 1097 г. Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно в
это  время  он  написал  свой  философский  трактат  на  языке  фарси  -  "О
всеобщности бытия".
     Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он  мало
общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: "Был  скуп  в  сочинении
книг и преподавании..."
     По-видимому, последние годы жизни Хайяма проходили тяжело. Он пишет:

    Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
    Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?
    Тесна мне бытия печальная темница, -
    О, если б дверь найти, что к вечности ведет

     Он дружил в эти годы только с книгой. Как сообщает Вейхаки, в последние
часы своей жизни Хайям читал "Книгу исцеления" Ибн Сины. Он дошел до раздела
"О единстве и всеобщности, философского  сочинения,  положил  на  это  место
зубочистку, встал, помолился и умер.
     Таким образом, его биография  мало  отличается  от  типичной  биографии
ученого, стремительно поднятого на  вершину  служебной  лестницы  при  одних
правителях,  интересы  которых  совпадают  с  его  научными  познаниями,   и
терпящего тяготы, опалу, когда на смену приходят другие правители.
     Биографы, достаточно близкие к нему по времени, говорят  в  основном  о
его учености и научных трактатах.
     Только Ибн Ал-Кифти пишет о стихах, "жалящих как змея".

[skipped]

Шаислам Шамухамедов.
========================
Aslof aslof@mail.ru




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное