Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская Классическая Поэзия

  Все выпуски  

Русская Классическая Поэзия 'Демон' Лермонтова, Майков, Пушкин


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Добро пожаловать в собрание Русской Классической Поэзии (РКП), одного из самых больших собраний русской поэзии в Интернете! Адреса Собрания: http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/; http://read.at/poezia/; http://www.read.at/poezia/



                        ВЫПУСК ╧3 (35), 2001

СОДЕРЖАНИЕ
1. Новые пополнения: Пушкин, Майков, "Демон" Лермонтова
2. Ожидается в скором времени
3. Аполлон Майков

                                         БАЛЛАДА

                                      (Из Байрона)

                          Берегись! берегись! над бургосским путем
                             Сидит один черный монах;
                          Он бормочет молитву во мраке ночном,
                             Панихиду о прошлых годах.
                          Когда <I>мавр</I> пришел в наш родимый дол,
                             Оскверняючи церкви порог,
                          Он без дальних слов выгнал всех чернецов;
                             Одного только выгнать не мог.

                          Для добра или зла (я слыхал не один,
                             И не мне бы о том говорить),
                          Когда возвратился тех мест господин,
                             Он никак не хотел уходить.
                          Хоть никто не видел, как по замку блуждал
                             Монах, но зачем возражать?
                          Ибо слышал не раз я старинный рассказ,
                             Который страшусь повторять.

                          Рождался ли сын - он рыдал в тишине,
                             Когда ж прекратился сей род,
                          Он по звучным полам при бледной луне
                             Бродил и взад и вперед.

                                                Лермонтов,
                                                     1830


1.     В последние недели пополнение Собрания замедлилось, посещаемость
также снизилась. На то есть понятные причины: летние месяцы - пора
отпусков, у Составителя также уменьшился запас свободного времени. Это
обычное явление, и с осени Собрание будет вновь пополняться быстрее,
тем более, что архив ожидающих размещения стихов вырос значительнейшим
образом.
       Тем не менее, и за прошедшее с предыдущего выпуска время в
Собрании появилось немало стихов. Завершён перенос стихов Пушкнина т.н.
петербургского периода (до 1820 г. включительно, в т.ч. коллективное и
dubia) из собрания, которое теперь называется "Россия-Он-Лайн" и
располагается по новому адресу
http://novosti.online.ru/art/books/pushkin/index.htm . Чтобы заключить
копирования 1-го тома (из 10-томного собрания сочинений), остаётся
переренести раздел "Из других редакций". Вскоре это будет сделано.
       Из собрания "Друзья и партнёры" (http://www.fplib.ru/literature)
перенесены ещё 58 стихотворений Майкова (180-летний юбилей которого
отмечался в июне; биография поэта - далее в этом выпуске). Среди
этих стихов - 7 переводов из Гейне и 2 - из Лонфелло. Таким образом,
раздел Гейне продолжает активно пополняться вариантами переводов,
сделанных в разное время разными переводчиками и поэтами.
       Важнейшим поступлением в Собрание стали ещё две редакции
знаменитой поэмы Лермонтова "Демон". Среди них окончательная, 8-я
редакция, сделанная в 1841 году (год гибели поэта) и 6-я редакция,
относящаяся к 1838 году. Ранее в Собрании уже появилась одна из
самых ранних, а именно 3-я редакция поэмы (1831). Об истории создания
поэмы, над которой Лермонтов работал всё время своей литературной
деятельности, будет рассказано в следующем выпуске. Здесь же отмечу,
что 6-я редакция (широко распространявшаяся в списках) часто признаётся
основной. Последующие две появились в результате попыток Лермонтова
приспособить произведение к требованиям цензуры: поэт активно добивался
публикации поэмы. В то же время работа над окончательной редакцией
не ограничивалась устранением "неудобных" мест - многие замечательные
стихи появились именно в окончательном варианте, произведение было
отшлифовано в целом. Однако "Демон" так и не был опубликован при жизни
Лермонтова, хотя в литературных кругах и был известен по спискам.
6-я редакция "Демона" перенесена с сайта "Друзья и партнёры", 6-я
редакция - с адреса http://demon2000.newmail.ru/library/demon.htm .

2.     В следующие недели в Собрании появятся, в первую очередь,
новые стихи Майкова из собрания "Друзья и партнёры", в том числе
и перевод "Слова о полку Игоревом". Составитель надеется завершить
вскоре копирование майковского раздела. Работа идёт не так быстро,
как хотелось бы, так как переносимые произведения довольно значительны
по объёму, и их вычитывание требует времени. Одновременно будут
появляться новые стихи Лермонтова, Полонского и Пушкина. Приближающееся
180-летие Некрасова заставляет Составителя вплотную заняться его
разделом в Собрании. Вероятно, станет возможным размещение полного
собрание стихов и поэм Некрасова. Конечно, эта работа также займёт
немало времени.

3.     АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ
       Аполлон Майков родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821
года; таким образом, в этом году одному из самых известных русских
поэтов исполнилось 180 лет. Этот юбилей, правда, остался публикой
незамеченным - как и юбилеи многих других замечательных поэтов
прошлого.
       Майков родился в Москве, в семье живописца Николая Аполлоновича
Майкова. Его младший брат Валериан также добился известности как видный
литературный критик и публицист. Детство Майкова прошло в Москве и
подмосковном имении, а в 1837 году он поступил на юридический факультет
Петербургского института.
       Интересуясь с ранних лет литературой, в 1840-41 годах Майков
публикует несколько стихов, а в 1842 выпускает первый сборник. Этот
сборник был сразу замечен в литературных кругах, особо благоприятных
отзывов (Белинского, Плетнёва и др.) удостоился открывавший его раздел
"В антологическом роде" - цикл стихов, близких по жанру к элегии. В
начале 40-х годов потенциал стихов, написанных в античной манере и
населённых фавнами, нимфами, наядами и другими мифологическими
существами, ещё не был исчерпан, а эстетическая интуиция Майкова
уберегла его от неосмысленных подражаний. В антологической лирике Майков
отказался от традиционной для "подражаний древним" любовной тематики,
предпочитая описательную, в первую очередь пейзажную лирику. В то же
время статические образы у Майкова перемежаются с рефлексией поэта, что
антологической лирике до него не было свойственно.
       Прочие стихи сборника были оценены гораздо критичнее, Майкова
упрекали в несовременности, в том, что он далёк от идей и чувств эпохи.
       В 1841 году Майков закончил университет и, получив стипендию от
Николая I, уехал за границу. Большую часть времени он провёл в Италии,
посетил также Париж, Дрезден, Прагу. Вернулся в Россию в 1844 году и
вскоре устроился на службу в комитет иностранной цензуры. Впечатления от
Италии отражены в сборнике "Очерки Рима" (1847). Здесь Майков показывает
себя уже не "антологическим", а "современным" поэтом, рисуя рядом с
развалинами "классического" Рима бытовые сцены. В то же время,
разнообразив круг тем и поэтических приёмов, Майков остаётся в своём
творчестве приверженцем "чистого искусства", опираясь на традиционный
элегический словарь, описательную лирику, статические зарисовки; поэт
дистанцируется от изображаемого мира, ставит себя вне его.
       В России Майков погружается в литературную жизнь Петербурга,
публикует критические статьи в периодических изданиях, пишет ряд
прозаических произведений. В 1846 году пишет поэму "Машенька", где
иронизирует над романтическими штампами, ориентируется на разговорную
лексику, рисует по преимуществу прозаическую действительность. Поэт
сближается с Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым. В то же
время проявляется его тяготение к славянофильским идеям, особенно в
связи с Крымской войной. Несколько верноподданических стихотворений
("Коляска") оттолкнули от поэта даже близких друзей поэта, которые в
своих эпиграммах едко высмеивали "льстивого раба" (Щербина), видели в
позиции поэта корыстный расчёт и низкопоклонство. Позже Майков изменил
свою позицию и раскаивался в ней ("это была моя глупость, но не
подлость" - из воспоминаний Полонского). Однако поэт сохранил свою
верность консервативным традициям. Он сближается с Аполлоном
Григорьевым, Страховым, Достоевским, разделяет идею избранности русского
народа, становится заметным участником панславистского движения, видит
историческую роль России в объединении славянских народов, их
освобождении из-под турецкого владычества (циклы "Из славянского мира",
"Дома", "Отзывы истории"). Майкову принадлежат первые переводы и
стилизации белорусских и сербских народных песен, поэтическое
переложение "Слова о полку Игоревом". В современной Европе поэт видит
лишь буржуазный упадок, разрушающий её господством денежного мешка и
коррупции. Лишь Россия, согласно Майкову, лишённая буржуазного
правопорядка, способна остановить распад и разрушение старых,
традиционных устоев.
       Майков возвращается к итальянской тематике в "Неаполитанском
альбоме" (1858-60), однако этот цикл имеет уже мало общего с "Очерками
Рима". Здесь гораздо шире представлена народная жизнь, иностранная
тема позволяет поэту изображать её без оглядки на цензуру. Наряду
с жизненными зарисовками, здесь показано и гарибальдийское движение,
где осознание народом национальных интересов одерживает верх над
инертностью толпы. В отдельных стихах появляется образ народного героя.
       В творчестве Майкова часто появляются и российские темы. Большей
частью это пейзажные зарисовки, благодаря которым поэт снискал
заслуженную славу; в то же время стихи, где на фоне природы появляются
народные фигуры, несут некоторый оттенок "лубочности". Майков пытается
изображать несуществующие благоденствие труженников, сельскую идиллию,
за что подвергается критике литературных кругов. Но если Фет, близкий
майковскому консерватизму, всячески избегал описаний народной жизни,
Майков испытывал потребность в обращении к народной тематике.
       Однако, несмотря на значительный художественный интерес к самым
различным событиям и аспектам истории и жизни разных стран и народов, на
активную, хотя и не всегда однозначную гражданскую позицию, которую он
всегда отстаивал в своём творчестве, до конца дней Майков остаётся
поэтом "чистого искусства". В конце 80-х - начале 90-х годов он входит,
вместе с Фетом и Полонским, в "поэтический триумвират" - тройку старых
заслуженных поэтов, прошедших долгий, более чем полувековой литературный
путь. Всю жизнь Майков осознаёт своё творчество как духовное восхождение
и самосовершенствование. Поэма "Два мира", за которую в 1882 году Майкову
была присвоена Пушкинская премия, позволяет говорить о большой цельности
поэтического творчества поэта.
       Умер Майков 20-го (по старому стилю 8-го) марта 1897 года в
Петербурге. Последний поэт триумвирата, Яков Полонский, покинул мир год
спустя.



Чтобы подписаться или отменить подписку, перейдите на указанный в заголовке этого письма адрес и в меню слева выберете пункт "Лист рассылки". Там можно найти всю необходимую информацию.

С наилучшими пожеланиями,
Влад (vladisp@physic.ut.ee)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное