Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар. СТРОФИКА


Рассылка посвящается памяти Семена Антонова (Антона Семакина), трагически погибшего в ночь с 11 на 12 апреля 2007 года. Создателю клуба «Золотое Перо».

 

***

 

Здравствуйте, дорогие мои! И вот опять с вами я -- Имма Грак... В самых ранних рассылках я немного написал о Рифмах, потом мы поговорили с вами о Размерах (Метрике); к этим темам мы еще вернемся и неоднократно – однако, теперь я хотел бы коснуться еще одного раздела теории стиха: Строфики.

 

Но прежде давайте посмотрим, что, собственно говоря, означает само слово «стих»? Понятно, что это не танец и не картина – это речь. Но какая?

 

В переводе с греческого языка – «ряд, строка».

 

На письме такая речь выражается системой параллельных рядов, строчек. Эта речь упорядоченная, в ней существует система повторов конструктивных элементов.

 

Такую речь мы называем речью ПОЭТИЧЕСКОЙ.

 

***

 

Хотя, для любителей точности во всем (улыбаюсь) я сейчас перечислю конструктивные элементы (только начинающим изучать теории стиха читать не рекомендую, мы к этому еще придем):

 

1)      звуковые повторы в начале и середине стиха;

2)      паузное членение фразы по признакам интонационно-лексической выразительности, с рифмой или без рифмы;

3)      равное количество ударных слов в стихе;

4)      метрическая мера, повторяемая в стихах периодически или непериодически;

5)      анакруза в начале стиховых строк;

6)      равносложные клаузулы в конце строк.

 

***

 

Но это -- сухая теория. А давайте посмотрим, чем же на практике отличается поэтическая речь от прозаической?

 

Из моих личных наблюдений. Улыбаюсь. Если человеку удалось СРИФМОВАТЬ две строчки – он чувствует гордость за себя! и утверждает, что написал СТИХ.

 

Потом, посмотрев, что находить рифмы – занятие сложное, он ухватывает на слух следующий элемент стиха – ритм. Улыбаюсь, конечно. Но, согласитесь, бывает и так: в голове сначала рождается мелодия стиха, некий образ – и лишь затем появляются слова…

 

Бывало такое? Значит, вы ощутили, что такое МЕТРИКА.

 

И что дальше? Как правило, большинство начинающих поэтов записывает свои стихи четверостишиями. Очень привычная ФОРМА. Четыре параллельных ряда строк. Мы эту форму улавливаем еще в детстве. И называется эта форма – катрен.

 

Так мы знакомимся со СТРОФИКОЙ.

 

Прочитав четверостишие, мы делаем паузу (большую паузу), собираемся с мыслями, чтобы продолжить, чтобы вновь запустить мелодию по кругу. Что-то заканчивается с предыдущим четверостишием, в голове мелькает что-то новое… мысль, молниеносный образ, выхватывается из памяти слово…И поехали дальше…

 

 Как это знакомо тем, кто отвечал на русской литературе у доски…

 

***

 

СТРОФА и означает буквально «кружение, поворот». Исторически это слово появилось вот каким образом: в Древней Греции во время представлений использовался хор, но не стоящий на месте как сейчас, а движущийся.

 

Вроде танцующей Бабкиной со всеми своими подпевалами.

 

Но в Древней Греции движение хора по сцене было более упорядочено.

 

Хор, исполняя свою партию, начинал двигаться по сцене, -- а, заканчивая, возвращался на свое первоначальное место.

 

Отсюда, собственно говоря, и появилось само слово «строфа» -- кружение, поворот.

 

В современной поэтике под «строфой» подразумевается, конечно, несколько иное:

 

-- это сочетание нескольких стихов, объединенных общей МЫСЛЬЮ.

 

***

СТРОФИКА – раздел поэтики, изучающий вопрос о формах объединения стихов в строфы, т.е. в одно законченное композиционное целое.

 

***

 

Конечно, если прозу записать параллельными рядами, она от этого не станет поэзией.

 

Мне кажется, что необходимыми атрибутами поэзии являются ОБРАЗ и МЫСЛЬ. Если нет ни того, ни другого, то не помогут ни рифмы, ни метр, ни строфика. Но если есть Зерно, то эти элементы помогают ему прорасти в законченное, совершенное произведение.

 

*** Пример.

 

КАТРЕН (слово французского происхождения; вспомнили Мишеля Нострадамуса? Улыбаюсь).

 

Происходит от латинского quattuor – четыре.

 

Катрен – это четырехстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль.

 

Наиболее распространенная форма рифмовки в катрене – абаб. (Вспомнили, как называется? Отвечу через пару строк).

 

Катренами также называются четверостишия в первой половине Сонета, в отличие от двух трехстиший в конце его, называемых терцетами.

 

(Ответ: Такой способ рифмовки – абаб – называется перекрестной)

 

Более подробно о Сонетах вы можете почитать в Мастерской Писателя на форуме Золотое Перо.

 

Удачи и вдохновения!

 

Если хотите, чтобы вас прочли – публикуйтесь!

Если хотите узнать больше – задавайте вопросы!

 

С уважением, Имма Грак.

Литературный Форум: http://zolotoepero.5bb.ru/

Мастерская: http://nazavalinke.4bb.ru/

 

 

 


В избранное